База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социальные процессы

Социальные процессы

Оглавление


Введение

1. Социально-экономические, правовые и идейно-нравственные основы политического процесса

2. Основные понятия, связанные с научными фактами

3. Подход к научным фактам с точки зрения позитивизма и неопозитивизма

3.1 Подход Эмиля Дюркгейма к научным фактам

4. Социальный процесс

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важным этапом в исследовании социально-экономических и политических процессов является сбор информации. Любая достоверная информация имеет в своей основе научные факты.

Различные философские и социологические школы по-разному рассматривают научные факты. Особое внимание им уделяют следующие направления: позитивизм, неопозитивизм и социология Эмиля Дюркгейма.

Социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических, выражаются в отношениях между людьми. Определяющим же в структуре социально-экономических отношений являются отношения по поводу собственности на средства производства, ресурсы и результаты производства. Эти отношения определяют отношения распределения и потребления произведенных благ.

Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.

Социально-экономические отношения, являющиеся частью экономических отношений, базируются на сложившихся в обществе отношениях собственности.

Достоинством свободной рыночной экономики перед тоталитарными является устранение каких-либо препятствий на пути проявления инициативы и предприимчивости со стороны производителей. Развитие производства, происходящее спонтанно как сложное взаимодействие экономически свободных производителей, дает высокий экономический эффект.

Говоря о плюсах свободной рыночной экономики, нельзя замалчивать и ее негативные стороны. В погоне за индивидуальным успехом предпринимательская деятельность нередко переходит рамки социальной справедливости. Особенно это отмечалось в начальный период развития капитализма, когда рабочая сила не представляла большой технологической ценности в связи с неразвитостью самого индустриального производства.

Объем проведенных исследований пока еще недостаточен для окончательных выводов о результативности программ по реорганизации условий труда, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, снижению количества прогулов и текучести кадров и повышению качества продукции. Вместе с тем было установлено, что во многих случаях повышения производительности труда не отмечалось, что, видимо, было обусловлено крайней степенью его специализации.

1. Социально-экономические, правовые и идейно-нравственные основы политического процесса


Политическая система общества представляет собой единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик любой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вот почему в научном исследовании политическая система с самого начала должна быть непременно взята также со своей динамической стороной, т.е. ее необходимо рассматривать еще и в качестве определенной процедуры, анализировать как политический процесс.

Термин "политический процесс" давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако пока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т.д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс - форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени. Другими словами, политический процесс можно представить как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.

Политический процесс (наряду с правовым, экономически и др.) является одним из социальных процессов. Это конкретно определенный, с конечным результатом процесс определенного масштаба (например, формирование партии, проведение выборов и т.д.). Содержание, структура политического процесса, его динамика, эффективность характеризуют общество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития. Разные исторические типы политического процесса существенно различаются. Он развертывается в соответствующем типу общества окружении со всеми его историческими, национальными, культурными и иными характеристиками и во взаимодействии с другими общественными процессами - экономическим, юридическим, научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленность политического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямые и обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места и времени его осуществления. Он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, которое совершается не только в соответствии с намерениями политических лидеров или программ партий, но и в результате многочисленных и разнородных внутренних и внешних факторов. Политический процесс демонстрирует, как индивиды, социальные группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции.

В содержательно смысле, политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находится к нему в оппозиции.

Можно выделить основные этапы формирования и развития политического процесса :

1. Этап выработки и представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

2. Этап принятия политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная и коллективная политическая воля.

3. Этап реализации политических решений, воплощение волевых устремлений институтов власти, различных субъектов политики.

С точки зрения системных качеств организации политической власти различаются две основных разновидности политического процесса: демократический и недемократический . В демократическом политическом процессе сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия. Внутреннее содержание недемократического политического процесса определяется наличием тоталитарных или авторитарных режимов; деятельностью соответствующих политических партий и общественных организаций и лидеров, авторитарной политической культуры и менталитета граждан.

С точки зрения устойчивости основных форм взаимосвязи социальных и политических структур, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти разделяются стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный политический процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Такой процесс основывается на легитимном режиме правления, соответствующей социальной структуре, высокой эффективности господствующих в обществе правовых и культурных норм. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти, спада материального производства, социальных конфликтов. Неспособность режима отреагировать на сложившуюся ситуацию адекватным образом и вызывает нестабильность политического процесса.

По значимости для общества тех или иных форм регулирования политических отношений политические процессы подразделяются на базовые и периферийные . Базовые политические процессы характеризуют способы включения широких социальных слоев населения в отношения с государством, формы превращения интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политической элиты, подготовки и выдвижения лидерови т.п. В этом плане базовые политические процессы можно рассматривать как процесс участия в государственном управлении (участие в принятии решений, в законодательном процессе и т.д.). Периферийные политические процессы отражают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, а также другие связи и отношения в политической системе общества, которые не влияют на доминирующие формы и способы реализации власти. Со сменой форм, методов и функций, используемых институтами государственного управления, меняются и сами базовые и периферийные политические процессы. В связи с этим рассматриваются три режима протекания политического процесса :

1. Режим функционирования, который не выводит политическую системы за рамки взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, сложившихся на данный период времени. В этом режиме политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти постоянно повторяющихся отношений между элитой и электоратом, политическими париями, органами местного самоуправления.

2. Режим развития, означающий, что структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, позволяющий адекватно реагировать на новые социальные требования населения и времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги поняли цели и нашли методы управления, соответствующие изменениям, происходящим в социальной структуре общества, а также изменениям в соотношении политических сил в стране и на международной арене.

3. Режим распада, разложения политического целого, когда центробежные силы и тенденции превалируют над интеграционными и приводят к развалу данного режима правления. В следствии этого решения, принимаемые правящей элитой, утрачивают свой управленческий потенциал, способность управлять обществом и регулировать социальные отношения, а сам политический режим теряет легитимность и стабильность.

Политический процесс зачастую направлен на разрешение многочисленных политических конфликтов в обществе. По сути дела, политический конфликт есть неразрывная часть политического процесса в целом. Вместе с тем, он является неотделимой, имманентной чертой мира политического, его побудительным началом. Не случайно многие современные определения политики включают в ее структуру феномен политического конфликта, т.е. борьбу субъектов, преследующих конфликтующие между собой цели, результатом которой является регулируемое и контролируемое властью распределение ценностей. Таким образом, политический конфликт - это противоборство двух или нескольких субъектов, обусловленное противоположностью (несовместимостью) их политических интересов, потребностей, систем ценностей или знаний .

2. Основные понятия, связанные с научными фактами


Разные исследователи по-разному трактуют основные понятия теории познания, поэтому необходимо рассмотреть основные из них.

Не применительно к какой-либо из наук

Факт – 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 2) твердо установленное положение, основанное на опыте, служащее для какого-либо включения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предположения.

Факт - в науке является прямым или косвенным наблюдением, достоверно выполненным с помощью органов чувств или специальных приборов. Факты, относящиеся к конкретной научной проблеме, называют данными.

Учитывая специфику дисциплины, в рамках которой написан данный реферат, следует отметить, что особо важной становится категория социальный факт.

Социальный факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов. Социальный факт обладает независимой реальностью и составляет часть объективного окружения людей.

В онтологическом смысле социальный факт – события, явления, имевшие место в определенное время при определенных условиях вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы исследователем или иными субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном (или шире познавательном, гносеологическом) смысле социальный факт – события, явления, описанные в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они имели место. В качестве социального факта могут быть действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности (материальные и духовные), вербальные действия, а также их всевозможные взаимосвязи. Поскольку социальные факты становятся достоянием знания только благодаря их регистрации, они признаются достоверными лишь при условии достаточно обоснованного описания, учитывающего всю их целостность и их связи с существенными характеристиками социальной ситуации.

Научная обоснованность установленных социальных фактов зависит от мировоззренческой позиции исследователя (ее реалистичности, прогрессивности), объективности социологической теории, в понятиях которой описываются социальные факты, надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их связывания в совокупные социально-статистические факты. Установление достоверных социальных фактов обеспечивается тщательно разработанной программой социологического (социального) исследования, в котором определяются его цели и уточняются исходные понятия (теоретико-практические рамки выделения существенных сторон описываемых явлений), четко демонстрируются правила процедуры регистрации и обобщения изучаемых явлений. Многие, если не большинство, социальных фактов, используемых в эмпирической, прикладной социологии, являются статистическим обобщениями, или социально-статистическими фактами. Наряду с этим социология опирается на монографическое описание объективных событий и явлений, имеющих (это должно быть доказано) существенное значение для анализа определенных социальных процессов.

3.                 Подход к научным фактам с точки зрения позитивизма и неопозитивизма


Позитивизм – философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование[1]. Основоположник этого направления в философии – Огюст Конт.

Позитивной философии присуще воззрения, что единственным исходным пунктом познания являются факты опыта, а единственный объект познания - явления и их закономерная связь. Факты опыта рассматриваются, как факты, которые доказываются с помощью эмпирических исследований. Этот подход называется принципом верификации. Он совершенно неприменим к общеутвердительным суждениям, так как для того, чтобы его доказать эмпирически, требуется рассмотреть явление, событие, описываемое суждением в каждом конкретном случае. Например, для доказательства суждения «Все лебеди белые» исследователю пришлось бы изучить каждого отдельного лебедя, живущего в рассматриваемый период, на предмет его окраски, и только если бы каждая особь действительно оказалась белой, суждение было бы признано достоверным и научным. Такой подход также неприменим при изучении событий прошлого или прогнозировании событий будущего, так как нет физической возможности доказать эти суждения эмпирически.

В конце девятнадцатого века позитивизм переживает кризис, связанный с развитием научного знания во многих сферах жизни, особенно в сфере психологии и социологии. Это обусловило преобразование позитивизма сначала в махизм, а затем и неопозитивизм.

Возникнув на основе позиивизма, неопозитивизм сохранил основные его черты. Однако подход к признанию фактов научными (достоверными) существенно изменился. Принцип верификации был признан несостоятельным. На его место пришел новый подход заключающийся в следующем: любой факт, доказанный эмпирически или теоретически признается научным, достоверным до тех пор, пока практически или теоретически не доказано, что он ложный. Такой подход к структуре научного знания применим и в наше время, так как он предполагает постоянное изменение статуса уже полученных знаний.


3.1.                     Подход Эмиля Дюркгейма к научным фактам


Эмиль Дюркгейм в своей работе «Метод социологии[2]» рассматривает научные факты, особое внимание в связи со спецификой работы уделяется социальному факту.

Автор так определяет социальный факт:

Социальные факты – разряд фактов, отличающихся специфическими свойствами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Причем в современной социологии понятие социального факта Эмиля Дюркгейма скорее соответствует понятию факторов социализации.

Социальный факт может существовать только при наличии организации (юридической, религиозной, финансовой и других). То есть в познании социально-экономических и политических процессов основополагающим становится изучение фактов, связанных с деятельностью организаций (от малых до больших).

Эмиль Дюркгейм уделяет особое внимание соотнесению понятий социальных фактов (явлений) и всеобщих, он утверждает: «Но, скажут нам, явление может быть общественным лишь тогда, когда оно свойственно всем членам общества, или по крайней мере большинству из них, следовательно, при условии всеобщности. Без сомнения, но оно всеобще лишь потому, что социально (т.е. более или менее обязательно), а отнюдь не социально, потому что всеобще. Это — такое состояние группы, которое повторяется у индивидов, потому что оно внушается им». Таким образом, социальный факт рассматривается как внешняя принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним.

Автор также рассматривает правила, необходимые для наблюдения социальных фактов.

Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Под предметом здесь понимается некая упрощенная модель, ассоциирующаяся в общественном сознании с конкретным явлением, фактом. Ясно, что такой подход грешит метафизичностью и не может давать объективных выводов. Однако, однозначно необходимо рассмотрение основных социальных организаций не как абстрактных явлений, а как реальных фактов, это необходимо для научного исследования их сущности и влияния на общество и процессы, в нем протекающие.

Следует изучать лишь основные свойства социальных фактов, которые порождают строгую необходимость. Случайные закономерности определяют не основополагающие свойства фактов и изучению не подлежат. Таким образом автор отказывается от общепринятого деления свойств предметов на поверхностные и сущностные без явного критерия их разделения. Более того большее внимание при изучении свойств фактов и явлений уделяется как раз внешним их свойствам, так как есть возможность их объективно изучить, не абстрагируясь от реального явления как предмета, на основе ощущений.

На основе описанных выше принципов изучения социальных фактов Эмиль Дюркгейм выводит три следующих правила.

1.                 Социальный факт нормален для данного социального типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду обществ, взятых в соответствующем фазисе их эволюции.

2.                 Можно проверить выводы предшествующего метода, показав, что всеобщее распространение явления зависит от общих условий коллективной жизни данного социального типа.

3.                 Эта проверка необходима, когда факт относится к социальному виду, не закончившему процесса своего полного развития.


4. Социальный процесс


Реальное общение представляет собой социальный организм, постоянно испытывающий воздействие как со стороны внутренних, так и внешних сил и претерпевающий поэтому постоянные изменения. Социальный процесс ( лат. прохождение, изменение)- последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Следует отметить, что в обыденном состоянии понятия “изменение” и “развитие” чаще всего отождествляются. Одно дело, когда изменение происходит в рамках данного социального явления, не затрагивая его качественных характеристик , а другое дело, когда они выходят за пределы существующего качества, трансформируя социальное явление, т. е. изменяя его качество. Поэтому на уровне научного анализа понятие “изменение” следует рассматривать как более широкое по сравнению с понятием “развитие”. Социальное изменение – переход социального объекта из одного социального состояния в другое, происходящее с течением времени и вызывающее преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его индивидов и групп. Социальное развитие это не всякое изменение, а лишь такое, которое связано более или менее глубинными, структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых социальных структур, общественных отношений, институтов, норм, символов и ценностей. Система развивается если изменения приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов, а также отношений межу ними. Система подвергается регрессу, если изменения приводят к объединению ее составных элементов, а так же отношений между ними. Типология социальных регрессов представлена в таблице.


Основание типологии

Типы социальных процессов

1

2

Специфика масштаб социальной системы

·                     Внутриличностные процессы;

·                     Процессы, происходящие в отношениях между двумя индивидами;

·                     Процессы изменяющие отношения между двумя группами (общностями)

·                     Процессы, изменяющие структуру и организацию общества;

·                     Процессы, происходящие на уровне глобальной социальной системы (человеческое общество)

Специфика процессов, происходящих в социальной системе

·                     Процессы функционирования ( обеспечивающие воспроизводство качественного состояния данной системы);

·                     Процесс изменения (обусловливающее переход социальной системы к качественно новому состоянию);

ü          Прогрессивные

ü          Регрессивные

ü          Эволюционные

ü          Революционные

Изменение организации социальной общности

·                     Дифференциация

·                     Интеграция

·                     Дезорганизация

·                     Реорганизация

Изменение места индивидов или групп в социальном пространстве и социальных структурах

·                     Индивидуальная мобильность

·                     Групповая мобильность

·                     Межпоколенная мобильность

·                     Внутрикомплексная мобильность

·                     Горизонтальная мобильность

ü          Географическая мобильность

ü          Миграция

·                        Вертикальная мобильность

ü        Восходящая мобильность

ü        Нисходящая мобильность

·                        Организационная мобильность

ü        Добровольческая организованная мобильность (с согласия самих людей)

ü        Недобровольная организованная мобильность ( Без согласия людей, например, репатриация, раскулачивание)

·                        Структурная мобильность

Формы взаимодействия индивидов группы

·            Кооперация

·            Конкуренция

·            Конфликт

Степень управления

·                     Стихийный

·                     Естественно-исторический

·                     Целенаправленный

Временные границы

·                     Длительные

·                     Кратковременные


Причины и факты социальных изменений. Вопрос об источниках социальных изменений в социологии не получил однозначного истолкования. Представители разных течений и школ находят свой ответ на данный вопрос. Одни ученые переносят источник социальных изменений вовне общества (абсолютная идея в философии история Гегеля; природно- географическая среда в географическом направлении в социологии – Ш.Л. Монтескье, Г.Т.Бокль, Л.И. Мечников и др). Другие видят источник изменения в самом обществе; в рамках представления можно обнаружить разные интерпретации:

·                   Эволюционизм рассматривает социальные изменения либо как результат воздействия внутренних факторов (эндогенизм) , либо внешних факторов, т. е. воздействия со стороны других обществ (экогенизм);

·                   Марксизм утверждает, что источником изменения является единство и борьба противоположностей внутри любого явления, в том числе и внутри общества ( В экономической сфере конфликт между уровнем развития производственных сил и существующими производственными отношениями ; в социально-политической это борьба противоположных идеологий ) ; в том смысле вся история человечества представляет собой историю борьбы классов, что и является источником социальных изменений;

·                   Функционализм рассматривает социальные изменения как результат внутреннего взаимодействия тесно связанных между собой элементов социальной системы, а также при взаимодействии разных систем как “подвижное равновесие”, которое может относиться как к обществу в целом, так и к той его части (Т.Парсанс)

Сегодня стало очевидным, что никакая “однофакторная” теория не может объяснить источники всех социальных перемен. Видимо, следует рассматривать в качестве источника изменений совокупность факторов, а не какой либо из них. Основные виды факторов, которые могут влиять на социальные изменения, можно объединить в четыре группы (Э.Гиденс)

·                   Природно-географическая среда. Воздействие данного фактора особенно заметно при анализе обычаев и жизненного уклада обитателей полярных регионов, которые значительно отличаются от обычаев и уклада жизни жителей субтропиков. Известно так же первые цивилизации возникли в очень плодородных районах, например в дельтах рек. И все же прямое влияние природной среды на социальные изменения не так велико, как может показаться. Например, охотники и собиратели часто заселяли плодородные районы , но ни какого рода земледелием и скотоводством не занимались. Это говорит об отсутствии прямой и постоянной связи между природой и средой и типом производственной системы данного общества.

·                   Экономические факторы Появление современной промышленности означало конец эпохи локального производства и формирование новой системы разделения труда, связавшей воедино потребителей и производителей всего мира. С развитием промышленного капитализма образ жизни людей стал принципиально меняться. Наше общество является первым типом общества , в котором Большая часть населения живет не в деревне и не добывает средств к существованию крестьянским трудом. Естественно, изменения, связанные с урбанизацией и формированием новой производственной среды, повлияло на большинство социальных институтов в целом.

·                   Политическая организация Важным фактором, существенно влияющим на социальные изменения, является характер политической организации. В племенах охотников и собирателей влияние этого фактора было минимальным, поскольку политической власти там не существовало. В остальных типах общественного устройства наличие разнообразных политических органов- вождей, королей, правительства и т. д.- оказывало заметное воздействие на правление общественного развития. В современной политической системе решение органов власти стимулирует и направляет перемены в социальной жизни гораздо сильнее, чем раньше. Сегодня правительство на темпы экономического роста, стимулируя его; кроме того , во всех индустриально развитых странах высока роль государственного вмешательства в производство, поскольку правительство является крупным работодателем. Важнейшим фактором политического вмешательства на социальные перемены является военная сила. Начиная с 17в. военная сила западных государств позволила им распространить свое влияние на весь мир и явилось своеобразным фоном , на котором повсеместно утверждался западный стиль жизни. В истории 20 в. необычайно значимым оказалось влияние двух мировых войн.

·                   Культурные факторы Религия во многом определяет стиль мышления и сознания людей, являясь иногда консервативной, а иногда прогрессивной силой в социальной жизни. Многие формы религиозных верований и практики были тормозом на пути перемен, поскольку подчеркивали, в первую очередь, необходимость придерживаться традиционных ценностей и ритуалов. Однако в ряде случаев религиозные убеждения способствовали мобилизации общества для совершения перемен. (М. Вебер подчеркивал особую роль протстанской этики в развитие капитализма). Природа системы коммуникации воздействует на характер и темпы перемен. Так, изобретение письменности позволило вести записи, наладить более строгий учет материальных ресурсов и создать социальные организации большего масштаба. Кроме того, письменность изменила восприятие прошлого, настоящего и будущего( общества, обладающие письменностью , фиксируют прошедшие события и осознают, что у них есть “история”). Важную роль в социальных изменениях играет лидерство . В определенные периоды истории лидера может быть поистине уникальна: проводя уникальную динамическую политику привлекая на свою сторону массы или изменяя традициональный способ мышления, он способен совершить подлинный переворот в существующем порядке вещей. В современном мире первоочередное влияние оказывает развитие наука и связанная с этим секуляризация мышления, что способствовало формированию критического и новаторского характера современного мира.


Заключение


Основополагающими категориями познания социально-экономических и политических процессов, необходимыми для построения эффективной структуры знаний и исследования процессов протекающих в настоящем, протекавших в прошлом или прогнозируемых в будущем, являются факт, научный факт и социальный факт. Эти понятия расположены в порядке увеличения их специализации и сужения их смысла. Так самым общим из этих понятий является факт, а самым узким, но и самым точно характеризующим соответствующую категорию, - социальный факт. Другими словами каждое предыдущее понятие включает в себя логически следующие понятия. Понятие социального факта – самое применимое в рамках дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов», так как любой их этих процессов, основывается и может быть изучен только на основе достоверного, присущего подавляющей части общества социального факта.

Позитивизм и неопозитивизм рассматривают всякое научное знание – как доказуемое. Основное различие этих двух школ заключается в методах установления истинности тех или иных научных фактов. Так позитивизм рассматривал достоверными только те факты, которые возможно доказать эмпирически. Неопозитивизм же исходит из посылки, что достоверными являются теоретически или эмпирически доказанные факты, которые не были опровергнуты.

Важный вклад в развитие методов общей социологии, в том числе изучения процессов, происходящих в обществе, внес французский социолог Эмиль Дюркгейм.

Он дал понятие и вывел основные принципы изучения социальных фактов. Его теория во многом определила будущее развитие социологии в целом и такой ее отрасли, как исследование социально-экономических и политических процессов. Однако его подход несколько ограничен и граничит во многом с понятием социализации. Это присуще его трактовке понятия социального факта. Важным является трактовка социального факта как неотрывного от конкретных организаций, чьи внешние свойства легко изучить на основе ощущений. Причем чем более общие социальные факты и процессы рассматриваются, тем большая организация ей будет соответствовать вплоть до мирового сообщества, как системы организаций, взаимодействующих между собой на основе постоянных, а не случайных закономерностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Потрубач Н. Н., Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления предприятием в условиях экономической реформы, М: 2007 ст. 55-73.

2.                 Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 2002.

3.                 Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. Издательство Алтайского государственного университета, 2006.

4.                 Волков Ю.Г. Социология Элементарный курс., М: Юристъ, 2004.

5.                 Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2003.


[1] Позитивизм//Большая советская энциклопедия.

[2] Дюркгейм Э. Метод социологии (главы 1, 2, 6) – http://socioworld.narod.ru/text/history/dur_method.html


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена