База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социальный конфликт

Социальный конфликт

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Ã. ÑÀÍÊÒ-ÏÅÒÅÐÁÓÐÃ

Êóðñîâàÿ ðàáîòà

Ïî äèñöèïëèíå            Ñîöèîëîãèÿ

Ïî òåìå                       Ñîöèàëüíûé êîíôëèêò

Ô.È.Î.: Ôîãåëü Â.Í.    

Êóðñ:     2      

Ôàêóëüòåò: ñîöèàëüíîãî óïðàâëåíèÿ 

Ñïåöèàëüíîñòü: ñîöèàëüíî-êóëüòóðíûé ñåðâèñ è òóðèçì

Ôîðìà îáó÷åíèÿ: î÷íàÿ                                                                          ____________

                                                                                                                                                             подпись







Ïðîâåðèë: ___________________                                                                    ____________

                                         Ф.И.О.                                                                                                                подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград,


Содержание



Ââåäåíèå                                                                                                                                  3

Глава I Ïðèðîäà êîíôëèêòà                                                                                                         6

1.1. Происхождение конфликтов                                                                             7

1.2. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов                              7

Глава II Äâèæóùèå ñèëû è ìîòèâàöèÿ êîíôëèêòà                                                            11

2.1. Àíàëèòè÷åñêàÿ ñõåìà èññëåäîâàíèÿ êîíôëèêòîâ                                             11

2.2. Конфликт потребностей                                                                                    13      2.3. Конфликт интересов                                                                                               15      2.4. Ценностный конфликт                                                                                        16

Глава III Динамика социальных конфликтов                                                                     17

Заключение                                                                                                                            20

Список использованной литературы                                                                                  21

Введение

           

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достижимой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем мы вместе работаете, полагают, что мы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была нами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо мы не смогли  верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства нам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Êàê âûéòè èç ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè? Íàäî ëè ïðèëàãàòü êàêèå-ëèáî ñïåöèàëüíûå óñèëèÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðåîäîëåòü åå è âíîâü çàâîåâàòü ðàñïîëîæåíèå îêðóæàþùèõ íàñ ëþäåé? Èëè æå íå íóæíî ýòîãî äåëàòü; ïðîñòî íå ñëåäóåò îáðàùàòü âíèìàíèå íà òî, êàê ê íàì îòíîñÿòñÿ äðóãèå?

×òîáû íàéòè ïðàâèëüíîå ðåøåíèå ýòîé äèëåììû âåñüìà ïîëåçíî çíàòü, ÷òî òàêîå êîíôëèêò, êàê îí ðàçâîðà÷èâàåòñÿ, ÷åðåç êàêèå ôàçû ïðîõîäèò è êàê ðàçðåøàåòñÿ.  ýòîì ñìûñë èçó÷åíèÿ êîíôëèêòîâ.

Приведем пример из отношений между большими группами людей.

Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.

Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию.

Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.

Политика есть ни что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодателем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из которых - победа над своим противником, соперником.

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами.

А “простому человеку” изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей “простоты” и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-политических ситуациях.

Что значит изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более чем враждебность людей друг к другу.

Русская пословица гласит: “худой мир лучше доброй ссоры”, а наш практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более благоприятным.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого “по-своему” возникает война.

Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и вооруженных столкновений. В  XIX и XX вв. проблема конфликтов стала предметом изучения социологов.

По сути дела в рамках социологии сложилось специальное направление, которое ныне обозначается как “социология конфликта”. Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.


Глава I  

Природа конфликта


В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих  - Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как те, в которых проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелзер преимущественное внимание уделяют проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.

Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении  функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы,  в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:

во-первых, степень значимости  более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

1.      Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.

2.      Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

3.      Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

4.      Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

5.      Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

6.      Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

7.      Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

8.      Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

9.      Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.

10.  Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

11.  Новый этап социального взаимодействия.


1.1.            Происхождение конфликтов

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На  этом этапе конфликт становится открытым и необратимым.  Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

1.2.            Причины, функции и субъекты социальных конфликтов


Социальная неоднородность общества, различие в уровне  доходов, власти, престиже и  т. д. нередко  приводят  к  конфликтам.  Конфликты  являются  неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского  общества. Все это  обуславливает  пристальное внимание  социологов к исследованию конфликтов.

В нашей  стране сложилась  традиция объяснения  социальных  конфликтов через объективное  противоречие интересов  больших социальных  групп, которые  диктуют сторонам  логику, продолжительность,  степень напряженности борьбы за удовлетворение  насущных потребностей. Но не следует  объективные  противоречия  социальных групп отождествлять  с конфликтами.  Конфликт  всегда  связан с  субъективным осознанием  людьми противоречивости  своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты  только  тогда,  когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах  жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением  кризиса общества служит резкий  подъем социальной  напряженности. Социальное  напряжение нередко перерастает в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс  дал такое  определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную  борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки  этой борьбы, ее  способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная  общность  в той или иной  степени  подвержены  конфликтам.  Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали  возникновению  специальной  отрасли  социологического  знания - конфликтологии.

Перед конфликтологией  поставлены многие  вопросы, но самые  важные из них: Возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми?

На рисунке 1 показаны основные темы исследования  конфликтов в  современной конфликтологии. Конфликты классифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.


Элементы конфликта

Социальные

Международные

Индустриальные в США

Организационные

Группы

Группы по интересам. Классы

Нации. Национальные элиты

Организованные группы работников (управляющих)

Индивиды. Малые группы. Группы, представленные индивидами.

Стадии разногласия

Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.

Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.

Вмешивающееся поведение. Несовместимые различия.

Несовместимые различия. Процесс, составленный из стадий. Вмешивающееся поведение.

Причины

Доминирование, приводящие к дефициту позиций и ресурсов.

Дефицит ресурсов. Идеологические различия. Доминирование.

Структурная дифференциация.

Понимание. Дифференциация. Коммуникация. Личностные различия.

Социальный контекст

Укоренившаяся социальная система.

Открытое и мобильное общество.

Установившаяся система соперничества.

Установившаяся система кооперации.

Ценности

Групповая идентичность. Социальное изменение. Поддержка системы.

Продвижение национальных и субнациональных интересов.

Разрешение споров. Уменьшение скрытых напряжений. Поддержка организаций.

Инновация. Организационное изменение. Поддержка организаций.

Управление конфликтом

Мобилизация групп. Социальный контроль. Управление силами.

Предотвращение войны. Развитие альтернатив войне.

Баланс сил. Коллективные переговоры.

Понимание проблемы. Стратегия согласования несовместимых различий. Решение проблем.

Рис. 1 Преобладающие темы в исследовании конфликтов


Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.


Áîëüøèíñòâî  æå ñîöèîëîãîâ  íåìàðêñèñòñêîé  îðèåíòàöèè ñêëîíÿþòñÿ ê ìíåíèþ, ÷òî ñóùåñòâîâàíèå îáùåñòâà áåç êîíôëèêòîâ íåâîçìîæíî. Îíè ïîääåðæèâàþò äàâíþþ ôèëîñîôñêóþ òðàäèöèþ, ñîãëàñíî êîòîðîé êîíôëèêò ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ áûòèÿ, ãëàâíûì äâèãàòåëåì îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. À ýòî çíà÷èò, ÷òî êîíôëèêò ýòî íå äèñôóíêöèÿ, íå àíîìàëèÿ, à íîðìà îòíîøåíèé ìåæäó ëþäüìè, íåîáõîäèìûé ýëåìåíò ñîöèàëüíîé æèçíè, êîòîðûé äàåò âûõîä ñîöèàëüíîé íàïðÿæåííîñòè, ýíåðãèè äåÿòåëüíîñòè, ïîðîæäàÿ ñîöèàëüíûå èçìåíåíèÿ ðàçëè÷íîãî ìàñøòàáà.

Íàèáîëåå ÿðêî ýòà ïîçèöèÿ ïðåäñòàâëåíà â ðàáîòàõ íåìåöêèõ ñîöèîëîãîâ Ã. Çèììåëÿ, Ð. Äàðåíäîðôà è àìåðèêàíñêîãî ñîöèîëîãà Ë. Êîçåðà. Îñíîâíîå ïîëîæåíèå òåîðèè êîíôëèêòà Ã. Çèììåëÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî êîíôëèêò, õîòÿ è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôîðì  ðàçíîãëàñèÿ, â òî æå âðåìÿ  ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé  ñîöèàëèçèðóþùóþ  ñèëó, îáúåäèíÿþùóþ ïðîòèâîáîðñòâóþùèå ñòîðîíû è ñïîñîáñòâóþùóþ ñòàáèëèçàöèè îáùåñòâà. Ë. Êîçåð â ñâîåé  êëàññè÷åñêîé  ðàáîòå  “Ôóíêöèè ñîöèàëüíûõ êîíôëèêòîâ” ïîä÷åðêèâàë, ÷òî êîíôëèêò íåñåò â ñåáå íå òîëüêî äåñòðóêòèâíóþ (ðàçðóøèòåëüíóþ) ôóíêöèþ, â íåì çàëîæåí áîëüøîé ïîçèòèâíûé ïîòåíöèàë. Ë. Êîçåð âû÷ëåíÿåò îñíîâíûå ôóíêöèè êîíôëèêòà, êîòîðûå, ïî åãî ìíåíèþ, áëàãîòâîðíî ñêàçûâàþòñÿ íà àêòóàëüíîì ñîñòîÿíèè  îáùåñòâà è ñïîñîáñòâóþò  åãî ðàçâèòèþ: à) îáðàçîâàíèå ãðóïï, óñòàíîâëåíèå è ïîääåðæàíèå íîðìàòèâíûõ  è ôèçè÷åñêèõ ãðàíèö ãðóïï; á) óñòàíîâëåíèå è ïîääåðæàíèå  îòíîñèòåëüíî  ñòàáèëüíîé ñòðóêòóðû âíóòðèãðóïïîâûõ è ìåæãðóïïîâûõ îòíîøåíèé; â) ñîöèàëèçàöèÿ è àäàïòàöèÿ, êàê èíäèâèäîâ, òàê è ñîöèàëüíûõ ãðóïï; ã) ñîçäàíèå è ïîääåðæàíèå áàëàíñà ñèë è, â ÷àñòíîñòè, âëàñòè; ä) ïîëó÷åíèå èíôîðìàöèè  îá îêðóæàþùåé ñðåäå (ñèãíàëèçèðóåò  î òåõ èëè èíûõ ïðîáëåìàõ è íåäîñòàòêàõ); å) ñòèìóëèðîâàíèå íîðìîòâîð÷åñòâà è ñîöèàëüíîãî êîíòðîëÿ; æ) ñïîñîáñòâîâàíèå ñîçäàíèþ íîâûõ ñîöèàëüíûõ èíñòèòóòîâ.

Îäíà èç âàæíåéøèõ ïðîáëåì ñîñòîèò â óÿñíåíèè âîïðîñà î ïðèðîäå è  îñíîâíûõ ó÷àñòíèêàõ  ñîöèàëüíîãî  êîíôëèêòà. È çäåñü  òàêæå èìåþò ìåñòî ðàçëè÷íûå ïîäõîäû.

Ìàðêñèñòñêàÿ êîíöåïöèÿ êîíôëèêòà èñõîäèò èç ó÷åíèÿ îá îáùåñòâåííîì ïðîòèâîðå÷èè êàê ãëàâíîé äâèæóùåé ñèëå ñîöèàëüíûõ èçìåíåíèé, êîòîðûå â óñëîâèÿõ êëàññîâî-àíòàãîíèñòè÷åñêèõ ôîðìàöèé â ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîé è ïîëèòè÷åñêèõ ñôåðàõ ðåàëèçóþòñÿ â ôîðìàõ êëàññîâîé áîðüáû. Êëàññû æå â ìàðêñèñòñêîì ó÷åíèè - ýòî, ïðåæäå âñåãî ýêîíîìè÷åñêàÿ ðåàëüíîñòü, ïîñêîëüêó êëàññîîáðàçóþùèì ïðèçíàêîì âûñòóïàþò îòíîøåíèÿ ñîáñòâåííîñòè. Ñëåäîâàòåëüíî, îñíîâó ñîöèàëüíûõ êîíôëèêòîâ, ñîãëàñíî ìàðêñèçìó, ñîñòàâëÿåò áîðüáà çà ñîáñòâåííîñòü.  ìàðêñèñòñêîé ëèòåðàòóðå ðàçëè÷àþòñÿ äâà âèäà áîðüáû, âîçíèêàþùèå íà îñíîâå ïðîòèâîðå÷èÿ ýêîíîìè÷åñêèõ èíòåðåñîâ. Ïåðâûé òèï - ñîöèàëüíîå ïðîòèâîáîðñòâî çà èçìåíåíèå ïðèíöèïîâ ðàñïðåäåëåíèÿ ìàòåðèàëüíûõ áëàã, âòîðîé - çà èçìåíåíèå êðèòåðèåâ èõ ðàñïðåäåëåíèÿ â ðàìêàõ ñëîæèâøåéñÿ îáùåñòâåííîé ñèñòåìû. Áîðüáà çà èçìåíåíèå ïðèíöèïîâ òðåáóåò ïðåîáðàçîâàíèÿ îñíîâ ñîöèàëüíîãî ïîðÿäêà è ìîæåò íàéòè ñâîå ðàçðåøåíèå ëèøü â ðåçóëüòàòå ñîöèàëüíîé ðåâîëþöèè. Èçìåíåíèå êðèòåðèåâ ðàñïðåäåëåíèÿ - ýòî ðåôîðìèñòñêèé ïóòü ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé.

Âûäâèãàÿ íà ïåðåäíèé ïëàí ýêîíîìè÷åñêèå ôàêòîðû ñîöèàëüíûõ êîíôëèêòîâ, ìàðêñèñòñêàÿ ñîöèîëîãèÿ ïîëàãàåò, ÷òî ïîëèòè÷åñêèå ôàêòîðû ÿâëÿþòñÿ èõ ñëåäñòâèåì è ïðîÿâëåíèåì. Íî îäèí èç ñîçäàòåëåé ñîâðåìåííîé êîíôëèêòîëîãèè, çàïàäíîãåðìàíñêèé ñîöèîëîã Ð. Äàðåíäîðô, â îñíîâó ñîöèàëüíûõ êîíôëèêòîâ ïîëîæèë èìåííî ïîëèòè÷åñêèå ôàêòîðû: áîðüáó çà âëàñòü, ïðåñòèæ, àâòîðèòåò. Êîíôëèêò, ïî Äàðåíäîðôó, ìîæåò âîçíèêíóòü â ëþáîì ñîîáùåñòâå, â ëþáîé ñîöèàëüíîé ãðóïïå, ãäå åñòü ãîñïîäñòâóþùèå è ïîä÷èíåííûå. Ïðè÷èíîé êîíôëèêòà, ïî ìíåíèþ Ð. Äàðåíäîðôà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé, ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ê äîìèíèðîâàíèþ. Îáû÷íî äàåòñÿ òàêîå èñòîëêîâàíèå ýòîìó ïîëîæåíèþ: ÷åëîâå÷åñêèå ñóùåñòâà îò ïðèðîäû ñêëîííû ôîðìèðîâàòü èåðàðõèè ñîöèàëüíîãî äîìèíèðîâàíèÿ è áîðîòüñÿ çà ïðèîáðåòåííûå ïîçèöèè â ãðóïïå, îáùíîñòè è ò.ä. Èåðàðõèÿ ñîöèàëüíîãî äîìèíèðîâàíèÿ, âêëþ÷àÿ â ñåáÿ îïðåäåëåííóþ ñòåïåíü äîñòèæåíèÿ ñîöèàëüíîãî äîìèíèðîâàíèÿ, ïðè îïðåäåëåííûõ ïðåäïîñûëêàõ ìîãóò ïðèâåñòè ê êîíôëèêòó. Íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè âîçíèêíîâåíèÿ êîíôëèêòîâ ìîãóò ïîñëóæèòü äåôèöèò ðåñóðñîâ, èäåîëîãè÷åñêèå ðàçëè÷èÿ è ò. ä. Îäíàêî ñêëîííîñòü ê äîìèíèðîâàíèþ, ñîöèàëüíûå ïðèòÿçàíèÿ ëþäåé íå ñëåäóåò òðàêòîâàòü êàê èõ åñòåñòâåííûå, âå÷íûå èíñòèíêòû. Îíè ôîðìèðóþòñÿ íà îñíîâå ñîïîñòàâëåíèÿ ïîëîæåíèÿ îäíèõ ëþäåé ñ ïîëîæåíèåì äðóãèõ. Ñëåäîâàòåëüíî, ñîöèàëüíûé êîíôëèêò - ýòî âñåãäà ñëåäñòâèå ñîöèàëüíîãî íåðàâåíñòâà. Íåðàâåíñòâî ñîöèàëüíûõ ïîçèöèé îçíà÷àåò íåîäèíàêîâûé äîñòóï ê ðåñóðñàì ðàçâèòèÿ èíäèâèäîâ, ñîöèàëüíûõ ãðóïï èëè ñîîáùåñòâà ëþäåé. Ïîýòîìó â ó÷åíèè î êîíôëèêòàõ Ð. Äàðåíäîðôà è åãî ïîñëåäîâàòåëåé çíà÷èòåëüíîå ìåñòî îòâîäèòñÿ è ïðîáëåìàì ñîáñòâåííîñòè, îáëàäàíèÿ è ðàñïðåäåëåíèÿ ðåñóðñîâ. Îäíàêî öåíòðàëüíûé âîïðîñ êîíôëèêòà: êòî è êàêèì îáðàçîì ðàñïîðÿæàåòñÿ ðåñóðñàìè? Îòâåò æå íà ýòîò âîïðîñ âíîâü îòñûëàåò íàñ ê âîïðîñó î âëàñòè, êîòîðàÿ, ïî Ð. Äàðåíäîðôó, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñîâîêóïíîñòü ñîöèàëüíûõ ïîçèöèé, ïîçâîëÿþùèõ îäíîé ãðóïïå ðàñïîðÿæàòüñÿ ðåçóëüòàòàìè äåÿòåëüíîñòè äðóãèõ ãðóïï ëþäåé.

Ï. À. Ñîðîêèí óêàçûâàë íà ñâÿçü êîíôëèêòà ñ óäîâëåòâîðåíèåì ïîòðåáíîñòåé ëþäåé. Ïî åãî ìíåíèþ, èñòî÷íèê êîíôëèêòîâ ëåæèò â ïîäàâëåíèè áàçîâûõ ïîòðåáíîñòåé ÷åëîâåêà, áåç óäîâëåòâîðåíèÿ êîòîðûõ îí íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü, ïðåæäå âñåãî, ïîòðåáíîñòåé â ïèùå, îäåæäå, æèëüå, ñàìîñîõðàíåíèè, ñàìîâûðàæåíèè, òâîð÷åñòâå, ñâîáîäå è ò.ä. Âìåñòå ñ òåì, îí ïîä÷åðêèâàë, ÷òî âàæíû íå ñàìè ïî ñåáå ïîòðåáíîñòè, íî è ñðåäñòâà èõ óäîâëåòâîðåíèÿ, äîñòóï ê ñîîòâåòñòâóþùèì âèäàì äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûé îáóñëîâëåí ñîöèàëüíîé îðãàíèçàöèåé îáùåñòâà. Èìåííî â ýòîé ñâÿçè âñòàåò âîïðîñ íå òîëüêî î ðàâåíñòâå è íåðàâåíñòâå â óðîâíå áëàãîñîñòîÿíèÿ, íî è ñîïîñòàâëåíèè æèçíåííûõ øàíñîâ ðàçëè÷íûõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï.

Èòàê, îñíîâíûìè ñóáúåêòàìè êîíôëèêòà ÿâëÿþòñÿ êðóïíûå ñîöèàëüíûå ãðóïïû. Ïîñêîëüêó èõ ïîòðåáíîñòè, èíòåðåñû, öåëè, ïðèòÿçàíèÿ ìîãóò ðåàëèçîâàòüñÿ òîëüêî ÷åðåç èñïîëüçîâàíèå âëàñòè, ïîñòîëüêó â êîíôëèêòàõ íåïîñðåäñòâåííîå ó÷àñòèå ïðèíèìàþò òàêèå ïîëèòè÷åñêèå îðãàíèçàöèè, êàê ãîñóäàðñòâåííûé àïïàðàò, ïàðòèè, ïàðëàìåíòñêèå ôðàêöèè, “ãðóïïû äàâëåíèÿ” è ò. ä. Èìåííî îíè ÿâëÿþòñÿ âûðàçèòåëÿìè âîëè áîëüøèõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï è îñíîâíûìè íîñèòåëÿìè ñîöèàëüíûõ èíòåðåñîâ.  êîíå÷íîì ñ÷åòå, ñîöèàëüíûé êîíôëèêò îáû÷íî ïðèíèìàåò ôîðìó íå êîíôëèêòà áîëüøèõ ñîöèàëüíûõ ãðóïï (ìàññû âûõîäÿò íà óëèöó ëèøü â ðåäêèå ìîìåíòû íàèâûñøåãî îáîñòðåíèÿ ñèòóàöèè), à êîíôëèêòû ïîëèòè÷åñêèõ, ýòíè÷åñêèõ è äðóãèõ ëèäåðîâ, êîòîðûå äåéñòâóþò íà îñíîâå ñôîðìèðîâàâøèõñÿ â òîì èëè èíîì îáùåñòâå ìåõàíèçìîâ.

Âìåñòå ñ òåì, ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ñîöèàëüíûé êîíôëèêò - ýòî âñåãäà áîðüáà, ïîðîæäåííàÿ êîíôðîíòàöèåé îáùåñòâåííûõ è ãðóïïîâûõ, íî íå èíäèâèäóàëüíûõ èíòåðåñîâ. Êðóïíûé êîíôëèêòîëîã Ð. Äàðåíäîðô ê ñóáúåêòàì êîíôëèêòà îòíîñèò òðè âèäà ñîöèàëüíûõ ãðóïï.

1)           Ïåðâè÷íûå ãðóïïû - íåïîñðåäñòâåííûå ó÷àñòíèêè êîíôëèêòà, êîòîðûå íàõîäÿòñÿ â ñîñòîÿíèè âçàèìîäåéñòâèÿ ïî ïîâîäó äîñòèæåíèè îáúåêòèâíî èëè ñóáúåêòèâíî íåñîâìåñòèìûõ öåëåé.

2)           Âòîðè÷íûå ãðóïïû, êîòîðûå ñòðåìÿòñÿ áûòü íåçàìåøàííûìè íåïîñðåäñòâåííî â êîíôëèêò, íî íîñÿò ñâîé âêëàä â ðàçæèãàíèå êîíôëèêòà. Íà ñòàäèè îáîñòðåíèÿ êîíôëèêòà îíè ìîãóò ñòàòü ïåðâè÷íîé ñòîðîíîé.

3)           Òðåòüè ñèëû, çàèíòåðåñîâàííûå â ðàçðåøåíèè êîíôëèêòà.







 



Глава II  

Движущие силы и мотивация конфликта


2.1. Аналитическая схема исследования конфликтов


Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.

Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.

Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления, которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно сложное совместное действие по меньшей мере двух сторон, объединенных противостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мы можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта. Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности, будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, культурные взаимоисключающие стереотипы.

Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ осмысления этого процесса, характер его представления в сознании действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.

В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции к  потребностям, интересам и ценностям. Дело в том, что если эти линии аргументации возникают и разрабатываются, то они становятся сами по себе реальностью конфликтной ситуации, опровержение которых осуществляется не теоретическим путем, а в ходе практического развертывания и “разрешения” конфликта. Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей, интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и ценностей.

Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт. Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта. Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого. Сопоставляя между собой обозначенные выше линии аналитического расчленения конфликтов, мы получаем искомую схему, которая будет выглядеть следующим образом:


Схема 1. Перекрестный анализ движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности

 

 Движущие                             Сферы жизнедеятельности

    силы               Экономика               Политика             Духовная жизнь

-----------------------------------------------------------------------------------

                              Варианты                    Варианты                  Человек:

Потребности      использования        самоорганизации        рациональный-

                                 ресурсов                                                    эмоциональный

-------------------------------------------------------------------------------------

                             Институты            Интеграция -                  Тип

Интересы          распределения             раскол                     культуры

-------------------------------------------------------------------------------------

                        Ориентация на              Власть                Интерпретация

Ценности                рынок -               как средство                высших

                           государство           или самоцель              ценностей

-------------------------------------------------------------------------------------



Предложенная схема позволяет выявить наиболее существенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации обществам уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага.

Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладают значительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях, то необходимо учитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и характера их использования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся способов самоорганизации общества, равно как и преимущественную ориентацию субъекта действия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждения деятельности. Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторые стремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Они определяют отношение к сложившимся в обществе институтам распределения, которые в свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства. Во взаимодействии с духовными сферами жизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентацию преимущественно на познание, на труд, на досуг, на индивидуальные достижения или на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида. Ценности проявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чисто духовных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентации общества, в том числе и его выбор между типами экономического развития и экономической организации общества. Характер ценностных ориентаций в обществе во многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношения сопряжены с прагматическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющего начала, выполняющего роль терминальной ценности в отношениях между членами сообщества.

Предложенная схема может служить важным средством исследования реальных конфликтных ситуаций, поскольку она определенным образом показывает порядок выдвижения требований конфликтующими сторонами. В схеме содержится по сути дела минимальный набор предъявляемых требований и притязаний. Этот набор предъявляется каждой из сторон. В определенных случаях выдвигаемые требования могут носить “зеркальный” характер: потребности, выдвигаемые одной из сторон, с той же силой предъявляются и другой стороной. Но в большинстве реальных ситуаций характер притязаний является асимметричным, что позволяет более тщательно отнестись к проблематике обмена уступками, подводя на практике дело к взаимной выгоде.

Важно обратить внимание и на структуру каждой из клеточек мотивационного ядра конфликта. Каждая из них содержит определенные варианты устремлений. В силу этого каждая из них может быть источником напряжения, раскола, возникновения новых конфликтных ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.

Предложенная схема не исчерпывает собой всех возможных вариантов классификации конфликта. В нее не включена характеристика самого субъекта действия или конфликтующей стороны. Используя схематику, предложенную Н. Смелзером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:

1.      Межиндивидуальные конфликты.

2.      Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:

a)       группы интересов,

b)      группы этно-национального характера,

c)      группы, объединенные общностью положения.

3.      Конфликты между ассоциациями (партиями).

4.      Внутри и межинституциональные конфликты.

5.      Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6.      Конфликты между государственными образованиями.

7.      Конфликт между культурами или типами культур.

Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.

Рассмотрим более подробно наиболее существенные проблемы детерминации конфликта через выстроенную систему движущих сил.


2.2. Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей


Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Несомненно, что к числу наиболее существенных долгосрочных потребностей всего человечества  относится освоение околоземного космического пространства. Однако реализация соответствующих программ - дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризиса это дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументы против развертывания соответствующих программ. Примерно таким же образом обстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований, которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочной перспективе. Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зрения ближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте.

Проблема ориентации на ближайшие и отдаленные цели является общечеловеческой и вечной проблемой. Она касается не только человечества в целом, но и жизнедеятельности любых сообществ, социальных институтов, социальных групп, жизненных потребностей любой семьи и каждого отдельного индивида. Во всех структурах человеческого взаимодействия эта проблема возникает вновь и вновь, решается и вновь перерешается. Примеры, иллюстрирующие значение этой проблемы, могут быть приведены из самых разных областей. Так, каждая семья в современном обществе самостоятельно решает вопрос о количестве детей, т. е. о продолжении своей жизни в потомстве. При этом семейная политика призвана учитывать с помощью семейного планирования “качество” будущих новых членов семьи - их здоровье, уровень образования, характер жилищных условий и т.д. Все это связано с долгосрочными потребностями воспроизводства на индивидуальном уровне. Выбор в пользу этих потребностей несомненно означает определенный ущерб текущему благосостоянию семьи. В кризисных условиях ущерб этот может быть весьма существенным. Совокупный результат решений, принимаемых на индивидуально-семейном уровне, может стать и становится подчас важнейшим фактором неблагоприятной демографической ситуации для населения данной страны или данной этнической группы.

Следующая линия конфликта, связанного с динамикой потребностей, проходит через формы и способы организации совместной жизни людей. Сами эти способы неверно представлять в качестве некоторой внешней силы по отношению к данному сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, но лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребности людей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом и являются существенной характеристикой народного образа жизни. В современной политологической литературе принято деление политических систем на четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные. Каждый из вариантов политической системы опирается на определенную сумму стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности определенного рода.

Новые политические потребности - потребность участия в политической жизни - складываются с большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании нового нравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека от демократического идеала. Конфликт между нравственностью и политической практикой сегодняшнего дня оказывается глубинным конфликтом, развивающимся на уровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовому сознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбой политических интересов, разыгрывающихся на поверхности.

Третья сфера конфликта на уровне потребностей связана с выработкой баланса рационально осмысленных и эмотивных стремлений, в которых проявляются подчас подсознательные сферы мотивации. Здесь мы также сталкиваемся с общечеловеческими свойствами. Конфликт рационального и эмоционального пронизывает все структуры человеческой жизни. Он лежит в основе разделения между собой высших сфер духовной деятельности - науки и искусства, которые пытаются найти компромисс между собой при помощи философии и религиозного сознания.

Рассмотрение конфликта потребностей в трех взаимодействующих между собой и все же самостоятельных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального развития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей проблемой социально-политического характера.

Исследование конфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье, медицинское обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное обслуживание, семейная политика, решение экологических проблем) предполагает пересмотр нормативистского подхода, длительное время доминировавшего при разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состояла в определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных потребностей (на пример, научно обоснованного метража жилой площади на человека или научно обоснованных нормативов потребления мяса, овощей и так далее) и сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального потребления опять же в среднедушевом измерении. Этот подход был положен в основу социальной статистики. По сути дела он исходил из уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывал реальных механизмов распределения и потребления как составляющих компонентов общего экономического процесса.

Теоретическая модель удовлетворения потребностей населения и реальный процесс находились в вопиющем противоречии друг с другом. Согласно теоретической модели в экономике должен был действовать принцип материальной заинтересованности работника в результате своего труда, однако на практике преимущества в области потребления доставались тем слоям общества, которые контролировали процесс распределения жизненных благ. Этот слой в большей мере овладевал механизмами присвоения общественного богатства и становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей себе наиболее высокий жизненный уровень, основанный на использовании гласных и негласных привилегий.


2.3.          Конфликт интересов


Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно воздействует и на формирование  реалистических желаний и стремлений. Положение, отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые и вы ступают в качестве непосредственной причины социального поведения.

С точки зрения социологии конфликта интересы, следовательно, нельзя сводить только лишь к экономическим отношениям. Они пронизывают все сферы жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая их социальную природу, постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт, так или иначе, затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными группами.


2.4.     Ценностный конфликт


По отношению к конфликтам, развитие которых побуждается потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря, противоположные интерпретации целей общественного развития.

Мы уже видели, что одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключается в стремлении выйти из хаоса. Естественно, что хаос и порядок понятия относительные. И все же необходимой предпосылкой порядка является определенный уровень рационализации общественных отношений, основанный на общем признании некоторой системы ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей. Признание допустимости светского мировоззрения не означает требования его полного доминирования, равно как и наоборот. Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на своих и чужих. Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между своими и чужими, между нами и ими приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации.

Глава III  

Динамика социальных конфликтов

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы.

Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной науке большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия;2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т.д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д. Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.

Êîíôëèêòóþùèå ãðóïïû ìîãóò âûáèðàòü ñëåäóþùèå ïðîãðàììû ïîâåäåíèÿ:1) äîñòèæåíèå ñâîèõ öåëåé çà ñ÷åò äðóãîé ãðóïïû è òåì ñàìûì äîâåäåíèå êîíôëèêòà äî áîëåå âûñîêîé ñòåïåíè íàïðÿæåííîñòè; 2) ñíèçèòü óðîâåíü íàïðÿæåííîñòè, íî ñîõðàíèòü ñàìó êîíôëèêòíóþ ñèòóàöèþ, ïåðåâåäÿ åå â ñêðûòóþ ôîðìó çà ñ÷åò ÷àñòè÷íûõ óñòóïîê ïðîòèâîïîëîæíîé ñòîðîíå; 3) èñêàòü ñïîñîáû ïîëíîãî ðàçðåøåíèÿ êîíôëèêòà. Åñëè âûáðàíà òðåòüÿ ïðîãðàììà ïîâåäåíèÿ, íàñòóïàåò òðåòüÿ ñòàäèÿ â ðàçâèòèè êîíôëèêòà - ñòàäèÿ ðàçðåøåíèÿ.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Логика процесса разрешения конфликта показана на рис.

2.




Ситуация



Конфликт


Анализ конфликта



Выработка решения по разрешению конфликта

Уход от конфликта

Реализация решений


Исход конфликта



Анализ итогов конфликта



Ðèñ. 2 Ìîäåëü ïðîöåññà óïðàâëåíèÿ êîíôëèêòîì


Современная наука сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить ”деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик, как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.


Заключение

Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном  обществ.

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие  точки", где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях и в разных ситуациях.

Список использованной литературы

  1. Брушлинский А. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss, 1990.
  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – Издательство Московского Университета, 1982.
  4. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии  общения. – М.: Просвещение, 1987.
  5. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: АО Аспект пресс, 1994.
  6. Лавриненко В. Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  7. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. – М.: Центр, 1996.

                    


                       
















мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена