База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социологическая школа права Росии: М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин

Социологическая школа права Росии: М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин

       ВВЕДЕНИЕ

Социологическая Школа Права, одно из направлений науки права 20 в. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придавали большое значение свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности.

Право, по мнению представителей данной школы, состоит из отдельных норм, которые устанавливают непосредственно судьи, причем важную роль отводиться психическим переживаниям судьи по поводу того, что есть право при разрешение данного дела. Исходя из вышесказанного, получается, что представители социологической школы обосновывают и оправдывают административный и судебный произвол, как “право в действие”, “живое право”, в процессе применения. То сущность права проистекает из тех правоотношений, возникающих в реальной жизни. Но ведь так можно возвести в ранг закона любое произвольное решение чиновника, и юридическая практика осуществляется здесь в крайне широких пределах.
         Сформировавшиеся в пост классической науке подходы к пониманию права, характеризуются стремлением преодолеть свойственным классическим типам правопонимания разрыв между правом и человеком и представляют собой попытку ответить на вопрос, как право связано с субъектом. Большинство современных правовых теорий исходит из того, что правоведение имеет дело с антропосоциогенной реальностью, а не с аналогом природных объектов. Утверждение этого принципиального положения оказалось неразрывно связанным с коренным пересмотром классических методологических подходов к познанию права и формированием на основе неклассических методов новых представлений о бытии права как явления, имеющего свой собственный смысл, а не просто генетически связанного с «природой», «государством» или «обществом».Правовые теории, сформировавшиеся в кратковременный период «ренессанса» отечественного правоведения рубежа XIX–XX вв., внесли неоценимый вклад в обновление методологии правовой науки. Одна из первых попыток отойти как от рационалистического метода классического юснатурализма, так и от эмпирического метода позитивизма, и на этой основе обосновать новый взгляд на право принадлежит Льву Иосифовичу Петражицкому. По мнению его ученика Г. Д. Гурвича, «Л. И. Петражицкий принадлежит к числу тех первостепенных мыслителей, чьи новаторские идеи настолько опережали свою эпоху, что их истинное значение выявляется лишь спустя определенный промежуток времени». Интерпретация разработанной ученым психологической теории права в контексте «глубоких изменений, характерных для современной философской и юридической мысли»[1,с.339], позволяет понять оригинальность и новизну предложенного им решения проблемы прав человека.

В современной социологии права достаточно прочно утвердилось представление о том, что в ее задачу входит изучение как воздействия социальной жизни на право, так и воздействия права как одного из социальных феноменов на социальную жизнь. Как совершенно правильно отмечается в учебнике по современной социологии права, социология права как новое научное направление в отечественном обществознании сформировалась на основе признания того, что в его задачу входит исследование связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях - общества, различных социальных слоев, коллективов, групп и личности [2,с.118-119].








                             ГЛАВА 1 «ПЕТРАЖИЦКИЙ Л.И.»


Среди множества социологических теорий, появлявшихся в России конца ХIX - начала ХХ вв., концепция Л. И. Петражицкого, профессора юридического факультета Санкт-Петербургского университета, выделялась своей необычностью и неоднозначностью. Социология как наука в то время в силу сложившейся политической ситуации официальными властями не поощрялась, и поэтому свои взгляды на общество и действующие в нем законы ученые включали в состав той науки, которой они непосредственно занимались. В результате большинство социологических понятий, вопросов и проблем приобретало историческую, психологическую, философскую, юридическую окраску. Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял с помощью эмоций, правовых переживаний, возникающих как реакция организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился в Киевском университете, по окончании которого был командирован в Берлин для подготовки к профессорскому званию. В Германии вышли две его монографии, которые принесли Петражицкому широкую известность в юридических кругах и использовались затем для составления германского Гражданского Уложения. Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию "Деление дотальных плодов по римскому праву" (1896г.) и почти сразу вслед за этим докторскую диссертацию "Права добросовестного владельца на доходы" (1897г.) В этой работе он впервые говорит о необходимости создания науки политики права для сознательного целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание. С 1897 г. он становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета. Кроме преподавательской и научной работы, Петражицкий принимал активное участие в общественной деятельности, был депутатом             1 Государственной думы, где зарекомендовал себя как один из идеологов конституционно-демократической партии и блестящий оратор. В Петербургском университете он руководил студенческим кружком философии права, а на его лекции всегда приходило столько студентов, что аудитории не могли вместить всех желающих. В своих многочисленных выступлениях на страницах газет и журналов Петражицкий одним из первых заявил о кризисе правосознания в России и необходимости формирования положительного отношения к праву как регулятору социальных отношений.

Основные работы Петражицкого, особенно "Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии" (1905) и "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др., так и широкой общественности. Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала "Юридический Вестник" развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.

Основное противоречие заключалось в том, что под естественным правом, за возрождение которого выступали многие прогрессивные юристы, в том числе Петражицкий, понимался объективный, независимый от исторической эволюции и субъективных взглядов людей абсолютный идеал, к которому должно стремиться человечество. Этот идеал недостижим, однако позитивное право, существующее в конкретном обществе, должно ему максимально соответствовать. Это представление коренным образом противоречило юридической практике в пореформенной России и распространенному в общественном сознании убеждению, что право - лишь инструмент насилия государственной власти над гражданами. Оно противоречило также и юридическому позитивизму, согласно которому право меняется в зависимости от исторического периода и деятельности законодателей, которые в силу своей субъективности могут творить любой произвол.

Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право представало как нравственность.

           Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

          Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.

 Умер Л.И.Петражицкий в Варшаве 15 мая 1931 года.

          Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как  П.Сорокин,  Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский,  Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.













































                                              ГЛАВА 2 «П.А. СОРОКИН»

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — выдающийся социолог ХХ столетия и неординарный мыслитель, до сих пор остающийся заметной и до конца не понятой творческой личностью, особенно в свете мировоззренческих и футурологических концепций последних десятилетий. После окончания юридического факультета он в 1919 г. становится профессором Петроградского университета, где читает первый систематизированный курс социологии. С 1922 г. — в вынужденной эмиграции. В 1930 г. становится профессором Гарвардского университета, где возглавляет социологический факультет. Свою научную и преподавательскую деятельность он начинал в традиции социологической школы права, но затем круг его интересов перемещается в область социологии культуры как теории социального взаимодействия общества, культуры, личности, права.

В области правоведения творческий вклад социолога состоит из работ, исполненных в жанре юридической социологии и социологизированной общей теории права (до вынужденного отъезда из России, 1912—1922 гг.), и затем, во время американского периода его творческой биографии (1923—1968), — из работ в жанре общей и специальной социологии, в которых право (а также государство и политика) предстает в тесной взаимосвязи, сосуществовании и взаимодействии с другими классами и системами социально-культурных явлений — прежде всего моралью, религией, нравами, психологией, политикой, экономикой и др.

Первая крупная правоведческая работа монографического характера была подготовлена в тот период, когда Сорокин, будучи 24 лет от роду, обучался на третьем курсе юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Он опубликовал ее в 1913 г., хотя на обложке книги стоит 1914 год. Эта книга имеет редкое для юридической литературы начала века название, которое (особенно подзаголовок) характеризует ее проблематику как определенно относящуюся к социологическому направлению в правоведении: “Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали”[3,c.32-156].Свой экскурс в историю поисков определений преступления Сорокин заключает несколько неожиданным реверансом в сторону психологической школы Петражицкого. Нельзя, утверждает он, признаки класса “преступных” актов искать вне психики. Другими словами, нельзя искать признаки “преступности” в самом содержании (убийство или спасение, кража или раздача, ложь или искренность) или в материальном характере актов. Чтобы определить класс преступных актов, надо охарактеризовать те признаки специальных психических переживаний, наличность которых в “душе” индивида обусловливают собой квалификацию им тех или иных актов как актов преступных. В каждом преступном акте даны по крайней мере два элемента психической жизни — представление “запрещенного” акта (представление об акте как противоречащем дозволительно-должному поведению) и “отталкивательная эмоция” (переживание, сопровождающееся отрицательным чувственным тоном, перерастающее в переживание оскорбления, вражды, ненависти, желания отомстить и т. д.). Эти специфические переживания, считает Сорокин, даны почти у всех людей всех времен и народов, правда, за исключением людей, страдающих моральной тупостью и моральным идиотизмом[3, c.74-76] Так было выстроено понятие класса преступных актов или преступлений, сильно расходящееся с понятием догматики уголовного права и множеством других авторитетных в начале века правоведческих школ и методологических подходов.

          Уже в работе “Преступление и кара, подвиг и награда” Сорокин поставил вопрос о возможном дополнении уголовного права его прямой противоположностью — “наградным правом” со всеми вытекающими последствиями для системы отраслей права. Плодотворной и перспективной выглядит сегодня еще одна тема этой книги — тема о коллективном преступном поведении и о соответствующей карательной политике.

Работа Сорокина была снабжена благожелательным предисловием-напутствием М. М. Ковалевского, в ту пору признанного патриарха общей и политической социологии в российском обществоведении.

          В современной теоретико-правовой литературе имя Сорокина прочно утвердилось в двух рубриках — в социологической теории уголовного права, социологии права и психологической теории права[4,c.615-619,680-681. Вполне вероятно, что дань признательности этому исполинскому универсальному уму научная общественность самых разных, в том числе новых, отраслей знания будет отдаваться и в последующем.

























          ГЛАВА 3 «Ковалевский М.М.»

          Максиме Максимович Ковалевской. К этому человеку по праву применимы эпитеты: блестящий, выдающийся. Широк круг его интересов: история, право, социология, политология. Сейчас, когда в нашей стране возрождается цивилизованная политическая и общественная жизнь, особую ценность приобретают уроки деятельности Максима Максимовича, его работа в 1-й Государственной Думе и Государственном Совете.

            Максим Максимович Ковалевский родился 27 августа 1851 года (по старому стилю) в состоятельной дворянской семье.

Род Доленго-Ковалевских, к которому принадлежал Максим Максимович, перешел из Польши в Россию в 1650 году и осел в Харьковской губернии. отец Ковалевского, тоже Максим Максимович, был полковником Кирасирского полка и участвовал в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1814 - 1815 годов.

После выхода в отставку Максим Максимович старший поселился у себя в имении в Харьковском уезде и стал заниматься хозяйством. Он 25 лет предводительствовал у себя в уезде, возложив воспитание сына на свою жену, Екатерину Игнатьевну, которая была на 25 лет моложе его. Это была умная и необыкновенно сердечная женщина, получившая хорошее эстетическое воспитание. Она всецело посвятила себя заботам о сыне и была его первым учителем чтения и письма. Со своей стороны Максим Максимович отвечал матери нежной привязанностью и сердечной преданностью, он сохранил к ней любовь неизменной в течение всей своей жизни. Педагогический талант Екатерины Игнатьевны рано развил в нем вкус к истории и этнографии. Немецкому и французскому языкам его обучали гувернантки. Был также приглашен гувернер, швейцарец, с которым он прошел на французском языке курс древней и средней истории, мифологии и истории французской литературы.

Вскоре после смерти отца, Екатерина Игнатьевна собралась отдать Максима Максимовича в гимназию, но он оказался совершенно неподготовленным, так как не знал латинского языка, славянской грамматики и некоторых отделов Закона Божьего. Имевшихся знаний едва хватало для поступления в З-й класс. Возможность оказаться среди малышей задела самолюбие четырнадцатилетнего мальчика, и, после упорного труда в течение зимы, он в 1865 году блестяще выдержал экзамен в 5-й класс З-й Харьковской гимназии. Ковалевскому была присуща способность глубоко и основательно изучать всякий предмет, он явно находил удовольствие в самом процессе изучения, в преодолении встречающихся при этом трудностей. Гимназический курс Максим Максимович закончил блестяще и получил золотую медаль.

По окончании гимназии в августе 1868 года Ковалевский поступил в Харьковский Университет. При этом ему даже пришлось "схитрить", так как он не достиг еще 17 лет. В 1871 году Максим Максимович окончил университет со степенью кандидата прав и был оставлен по инициативе Д.И. Каченовского при университете на кафедре государственного права европейских держав после представления работы "О конституционных опытах Австрии и чешской национальной оппозиции" (много лет спустя эта работа с измененным названием была напечатана в "Вестнике Европы").  Выдержал при Московском Университете магистерский экзамен и затем защитил диссертацию. С 1877 года по 1887 год Максим Максимович .читал лекции в Московском Университете по конституционному праву, истории древнего уголовного права, истории сословий на Западе и в России, сравнительной истории семьи и собственности.

Устранение Максима Максимовича поразило всю Москву и вызвало волнения среди студентов. Ковалевский был очень возмущен таким актом насилия и заявил, что он уезжает за границу и не вернется жить в Россию, покуда в ней не будет введен конституционный строй, осуществлению которого он решил содействовать всеми силами.

Семнадцать долгих лет провел Максим Максимович вне родины. Он не был в настоящем смысле изгнанником или эмигрантом.

Максим Максимович вступил в число членов Международного Института Социологии, стал его вице-председателем в 1895 году и председателем в 1907 году. Он являлся одним из активных членов Общества Социологии в Париже, постоянным сотрудником журнала "Revue internationale de sociologie" и оказал материальную поддержку этому изданию. Результатом его интереса к вопросам социологии, в тесном смысле этого слова, явились сочинения : "Современные социологи" и двухтомник "Социология".

Научные работы и чтение лекций на иностранных языках и в иностранных университетах не могли, однако, удовлетворить Ковалевского: его тянуло читать лекции на русском и для русских. Вот почему он с радостью взялся за организацию Русской высшей школы Общественных Наук в Париже. Открытие школы состоялось. 1 ноября 1901 года.

Днем торжества для него стало 17 октября 1905 года, когда он был избран в Первую Государственную Думу. Почти по каждому возникавшему на заседаниях вопросу он выходил на кафедру и в ярких красках давал справки из истории парламентаризма и из действующего законодательства Англии, Америки и Франции. Например, он очень ярко и образно представил депутатам, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной* и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой.

Максим Максимович стал инициатором поручения комиссии по составлению наказов выработать форму выражения сочувствия Думы институту третейского разбирательства в международных делах. Он первым откликнулся на телеграмму из Лондона, в которой 326 членов старейшего в мире парламента приветствовали членов Думы и приглашали на межпарламентскую конференцию. В Думе не было сомнений, что Ковалевский должен присутствовать на этой конференции.

Максим Максимович выступал и по самым жгучим вопросам, обсуждавшимся в Первой Думе - о смертной казни и об амнистии. По вопросу о неприкосновенности личности он работал в комиссии. Разработка наказа по этому вопросу производилась под его председательством. Знамениты его выступления по вопросу о свободе собраний и по вопросу о положении печати. Значительная часть его работы проходила в комиссии законодательных предложений, куда он постоянно избирался в начале каждой сессии. Ковалевский подходил к законодательной деятельности с научной точки зрения. Так он неоднократно разъяснял права законодательных учреждений и условия их деятельности. Максим Максимович советовал лечить больные общественные порядки не наскоро, не в смутные времена, а в эпохи относительного затишья, предусмотрительно и основательно. Смущала его также и медлительность законодательства.

 Для Максима Максимовича наступил новый период жизни. Ему довелось целые 10 лет быть в самом центре государственных законодательных и политических дел, сперва в качестве члена Государственной Думы, затем - Государственного Совета. Но прежние симпатии к профессуре влекли его к преподаванию в высших учебных заведениях. Он читает лекции в Петроградском Университете, на Высших Женских Курсах, в Политехническом институте и в Психо-Неврологическом институте. Научные вопросы также занимали Максима Максимовича : он продолжает работать и создает ряд научных трудов. Научные интересы Ковалевского были широки и разносторонни. Они были навеяны основными проблемами современной ему русской действительности но преломлялись, главным образом, сквозь призму зарубежного исторического опыта. Часть этих работ ("История полицейской администрации и полицейского суда в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III", "Общественный строй Англии в конце средних веков* и др.) была посвящена политическому и социальному развитию средневековой Англии, к изучению которого Ковалевский приступил первым в ряду видных русских историков - П.Г. Виноградова, Д.М. Петрушевского, А.Н. Савина. Уже в первой из этих работ Максим Максимович ставил своей задачей проследить влияние экономического прогресса и обусловливаемого им развития сословий и классов на организацию общественных и государственных учреждений. Во второй он исходил из того, что земельная собственность является "одним из материальных фундаментов всякого господства, общественного и политического".

Французский Институт выбирает его своим членом-корреспондентом, а Русская Академия Наук - ординарным академиком.

Вся жизнь Максима Максимовича свидетельствует о большом уме этого человека и необычайных качествах его души. Поэтому Максим Максимович навсегда останется примером достойнейшего ученого и общественного деятеля.



                 




         






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем дальше развивается та или иная наука, чем больше накапливает она свое положительное знание, тем большее значение приобретают в ней общие теоретико-методологические вопросы и тем большее внимание закономерно привлекают они у исследователей и преподавателей соответствующей научной дисциплины. Это относится к любой отрасли научного знания, но особенно к тем, которые "отпочковались" сравнительно недавно и утвердились на стыке разных наук. К числу таких, как известно, относится и социология права, в рамках которой особенно широко и глубоко проявляется взаимодействие социологии и правоведения.

В работе рассматривается вопрос о Русской социологии права и ряде ученых без которых было бы не возможно формирование данной дисциплины. Что же характерезует социологию права и как должна формироваться,  как социологическая дисциплина (отдельная отрасль общей социологии), и как юридическая дисциплина (отдельная отрасль юридической науки). Это положение аргументируется примерами из работ и утверждений отдельных исследователей социологии права, крупными социологами, философами и юристами Х1Х-ХХ вв. как зарубежных, так и отечественных. Рассматриваются, в частности, легистско-позитивистские и либертарные подходы к социологии права. Делается вывод об объективной социальной природе права. Под правом в его социологическом выражении понимается форма осуществления социальных интересов по принципу формального равенства. Социальные интересы реализуются в правовой форме лишь тогда, когда свобода в реализации интересов одного субъекта допускает равную меру свободы реализации интереса другого субъекта.

         



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Гурвич Г. Д. «Юридический опыт и плюралистическая философия права» // Гурвич Г. Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб., 2004. С. 572.

2.     Кудрявцев В.Н . Казимирчук В.П. У к. соч. С. 8. См. также Право и социология. С. 35; Кульчар К. Ук.соч. С. 118-119.

3.     Сорокин П.А. «Преступление и кара, подвиг и награда». Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. —СПб.: Изд-во Я.Г. Долбышева, 1914. Эта работа цитируется по изданию: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Общ. ред., сост. и пред. А.Ю. Согомонов. —М.: Политиздат, 1992.С. 664.

4.     История политических и правовых учений.//под общей ред. акад. РАН, д.ю.н. проф. В.С.Нерсесянса Изд.2-е.М.:Норма,1998.С.879

5.     Сорокин П. А. Теория факторов М.М. Ковалевского //М.М. Ковалевский. Ученый, государственный и общественный деятель и гражданин. Пг.: Т-во А.Ф. Маркса, 1917.

6.      Лапаева В.В. Социология права: в поисках новой парадигмы // Государство и право. 1992. № 7; Она же. Общественное мнение и законодатель // Социологические исследования. 1997. № 9.





СОДЕРЖАНИЕ

1.    Введение

2.    Глава 1 «ПЕТРАЖИЦКИЙ Л.И.»

3.    Глава 2 «П.А. СОРОКИН»

4.    Глава 3 «Ковалевский М.М.»

5.    Заключение

6.    Список использованных источников


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена