База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат

Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат

Содержание


1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа

2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи

3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы

Заключение

Список литературы


1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа


Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью — все это различается очень широко.

Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья представляет собой такую важную часть общества, почему же человечество не может выработать единые образцы семейной жизни, которые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения человеческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт [3, c.61]. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций.

В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Прежде всего нам необходимо определить ключевые понятия семьи, родства и брака. Семья — это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.). Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны [5, c.192].

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможны формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи.

Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супружеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подготовительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги проверяют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет желание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак можно определить как социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При этом каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцентричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, например, может казаться противоестественным практикуемое в некоторых современных обществах заключение брака по сговору, когда будущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интересуется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как романтическое приключение, через которое люди приходят к любви. Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, например, считает странным выходить замуж за человека, не выбранного ее родителями.

Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется для избежания кровосмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.

На практике встречаются также противоположные требования, когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей группы [6]. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространен расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом вид характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогамных браков поддерживается их закрытость.

Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия т.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.

Термин “полигамия” обозначает форму брака, при которой мужчина или женщина может иметь более одного супруга [1, c.154]. Существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.

Теоретически возможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когда женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

Полиандрия. Исследователь Мердок обнаружил, что только в четырех обществах из 565 проанализированных (менее чем в 1%) встречалась полиандрия. Полиандрия порождает ситуацию, не встречающуюся при полигинии — биологический отец ребенка, как правило, неизвестен. Так, в южноиндийской культуре тодов мужья, видимо, не интересовались установлением биологического отцовства. Кто из мужей становился отцом ребенка, определялось в ходе обряда, когда один из мужей преподносил беременной жене игрушечные лук и стрелу. Если впоследствии другой муж проявлял желание стать отцом, ритуал повторялся во время следующей беременности. По-видимому, полиандрия существовала только в обществах с крайне низким жизненным уровнем, где практиковалось умерщвление девочек.

Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной жестокостью и вызывает возмущение (возможно, это чувство навеяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.


2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи


Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа, даже при отсутствии кланов, нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц [7].

Семьи, как нуклеарные, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму — семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Еще одно важное различие связано с местом проживания. В Великобритании, как правило, ожидается, что вступившие в брак создадут отдельное домашнее хозяйство. Оно может находиться в том же районе, что и дом родителей жениха или невесты, но совершенно естественно может располагаться где-то еще. Однако во многих обществах вступившие в брак по традиции живут поблизости от родителей жениха или невесты, либо вместе с ними. Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной, в случае переезда к родителям мужа — патрилокальной.

Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С. Мацковским, он выделяет — репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, сферу первичного социального контроля, сферу духовного общения, социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную функции [5, c.213].

Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Расшифруем основные функции семьи:

1.                 Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

2.                 Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

3.                 Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.

4.                 Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье (2, с. 56). Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано; что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5.                 Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.

6.                 Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.

7.                 Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Функции семьи имеют общезначимые последствия. Они характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Функции общества закрепляются за специализированными по их выполнению институтами, В связи с этим каждый институт имеет как уникальные, присущие только для него функции, так и такие, которые сопровождают действие основных. Функции семьи нельзя делить на главные и второстепенные, так как все они главные. Можно просто выделить такие, благодаря которым семья отличается от других институтов. Это будут специфические и неспецифические функции [1, с.315-317].

Специфические функции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления. Неспецифические функции — это функции, которые она выполняет только в каких-то определенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержание семьи, так и ее социальные функции. При всех изменениях общества неизменно остаются следующие специфические функции семьи — репродуктивная функция и функция социализации детей.

Благодаря семье поддерживается биологическая непрерывность общества. Происходит разрастание семьи «изнутри» путем удовлетворения сексуальных потребностей и родительских стремлений. Социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей «всегда» остается, так как человечество всегда должно воспроизводиться. Специфично то, что реализация этих общественно- значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление. Формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах, а принуждении, уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле и соответствовать какому-то известному из истории типу семьи.

Неспецифические функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом. Их сравнение позволяет установить, какие изменения происходили в семье на разных исторических этапах. В настоящее время происходит их модификация, они либо расширяются, либо сужаются, полностью осуществляются или частично, а порой полностью исчезают. Так, с начала XX века разные социальные институты стали совмещать и даже выполнять функции, которые раньше принадлежали только семье: школы и детсады — функции образования и воспитания; милиция и армия — функции защиты и охраны; сфера обслуживания — функции питания, одежды, досуга и т.д.


3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы


I. Стадия - стадия монады: парень встречается с девушкой и вступает с ней в брак (или девушка встречается с парнем и вступает с ним в брак). Это очень важная стадия как для индивидуального психического развития, так и для развития будущего ресурса семьи. Эту стадию иногда присоединяют к стадии диады [3, c. 50].

II. Стадия - стадия диады (молодая семья). Молодой семья считается с момента заключения брака и до рождения первого ребенка. Вопрос возраста вступления в брак в качестве формирования брачного ресурса тоже очень важен. Глик и Нортон в 1977 г. проводя свои исследования, отметили, что женщины вышедшие замуж до 20 лет, разводятся в 2 раза чаще, чем заключившие брак в 20-29 летнем возрасте [4, c. 85].

Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам это будет происходить. Правила делятся на внешние и внутренние. Например, планируемый отдых, кто моет посуду, кто покупает и т.д., то есть те правила, о которых легко договориться. Но есть правила, о которых договориться трудно, по причине трудности осознания, либо по причине их «привязывания» к личностной самооценке.

Внутренние правила обуславливаются теми, которые присутствовали в семьях, из которых вышли молодожены (родительские правила), либо правилами культурно обусловлены (разделение функций в семье).

На этом этапе развития брачных отношений, имеющиеся ресурсы претерпевают значительные изменения. Через решение больших и малых проблем происходит формирование долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего действующего жизненного цикла.

III. Стадия - триада или семья ребенка преддошкольного/ дошкольного возраста. Так или иначе, произошли ли конструктивные перемены в восприятии друг друга супругами или нет, но в связи с рождением ребенка диада превращается в триаду. Наступает второй кризис в развитии брачных отношений. Меняются и структура семьи и межличностные дистанции [2, c. 115].

Этот кризис называют еще структурным кризисом семьи. У супругов (особенно у мужей) возникает субъективные ощущения, что они стали дальше друг от друга. На этой стадии развития брачных отношений - пик супружеских измен.

IV. Стадия - семья школьника. Считается, что выход ребенка в школу - очередной кризисный момент для семьи, поскольку семья на этой точке своего развития может оказаться дисфункциональной. Это особенно верно для гиперсоциализирующихся семей, которые почти не имеют своих внутренних правил, а присваивают себе социальные правила. К ребенку предъявляются большие ожидания: предполагается, что он должен быть, не только здоров и счастлив, но и делать многое другое для блага своей семьи в понимании ее старших членов. Можно отметить, что семейная система часто испытывает давление (в виде обратной связи) со стороны внешних систем - соседей и школы. Семье следует научиться общению с этими внешними системами, определить границы и правила отношений, таким образом, чтобы ребенок смог приобрести собственный опыт завязывания отношений [2, c. 60].

На этом этапе в брачных отношениях уже сформированы определенные паттерны коммуникации. Трудности возникают обычно тогда, когда есть раскол в родительской диаде. Например, союз одного из родителей с ребенком против другого родителя.

V. Стадия - семья подростка. Следующим этапом развития, который начинается с момента достижения ребенком половой зрелости и продолжается до его ухода из семьи, является семья подростка. С наступлением подросткового периода правила и роли в семье вновь следует изменить. В брачных отношениях супруги сталкиваются с переменами. Эти отношения проходят переоценку. Чувства подростка иногда «запускают» в брачные отношения процессы, направленные на поддержание прежней семейной организации. В условиях раскола родительской диады ребенок склонен объединяться с тем или иным родителем для обретения большей свободы.

VI. Стадия - семья, в основном выполнившая родительскую функцию. Этот этап начинается в ухода из дома последнего ребенка и может быть не кризисным если супругам удалось дать детям и автономию и близость. Многие родители считают наиболее счастливым в своей жизни именно этот этап. Но удовлетворенность своими отношениями могут испытывать только те пары, у которых брачные отношения были гармоничными на прежних этапах. Существующие супружеские проблемы с уходом на пенсию еще более обостряются. Пары с низким уровнем дохода или образованием более склонны быть недовольными своими отношениями в пожилом возрасте [2, c. 118].

На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство. Дж. Браун и Д. Кристенсен [2, c. 120] цитируют Хейли «в момент ухода мужа на пенсию у жены могут появиться различного рода расстройства. Эти симптомы призваны выполнять защитную функцию по отношению к мужу, который отныне несет ответственность за здоровье жены».

Адаптация к уходу на пенсию происходит в пяти сферах: значительное снижение дохода; низкая самооценка; разрыв связи с сотрудниками по работе; утрата значимой работы; утрата самоэдентичности (утрата рабочей роли).

Проблемы, связанные с уходом на пенсию, может усугубить смерть одного из супругов. Смерть супруга и как следствие одиночество, может привести к депрессии, чувству вины, гневу и к суицидам. Кроме того, что брачные отношения отражают имеющие ресурсы в перспективе развития семьи, на каждом этапе брачных отношений имеется ряд определенных задач, которые семья должна реализовать.

Дж. Браун и Д. Кристенсен перечислили их в качестве таблицы [2, c.121]. В таблице 1, отражены основные задачи развития семейных отношений.


Таблица 1

Этапы жизненного цикла семьи

Задачи развития

1. Молодая семья (диада)

а) дифференциация от родительской семьи


б) установление границ общения с друзьями и родственниками


в) разрешение конфликта между личностными и семейными потребностями

2. Семья с ребенком преддошкольного/дошкольного возраста (триада)

а) реорганизация семьи для выполнения новых задач


б) поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета


в) согласование личных и семейных целей

3. Семья школьника

а) перераспределение обязанностей


б) проявления участия при наличии проблем с учебой


в) распределение обязанности по помощи ребенку при подготовке домашних заданий

4. Семья подростка

а) перераспределение автономии и контроля между родителями и подростком


б) изменение паттернов родительского поведения и ролей


в) подготовка к уходу подростка из дома

5. Семья, как «стартовая площа-дка» для ребенка

а) сепарация ребенка от семьи


б) корректный уход из дома


в) поступление на учебу, военную службу, работу

6. Семья, выпол-нившая свою роди-тельскую функцию

а) пересмотр супружеских взаимоотношений


б) пересмотр распределения обязанностей и времени


в) адаптация к уходу на пенсию


Заключение


Родственные связи, семья и брак — тесно связанные понятия, имеющие ключевое значение для социологии и антропологии. Родственные связи включают в себя генетические связи и связи, инициированные браком. Семья — это группа родственников, несущих ответственность за воспитание детей. Брак — узы, которые соединяют двух людей, имеющих сексуальные отношения, санкционированные обществом.

Нуклеарная семья — это супружеская пара со своими или приемными детьми, проживающая в одном доме. Когда родственники живут вместе с супружеской парой — это расширенная семья, которая состоит из трех или более поколений, живущих либо вместе, либо поблизости.

В западных обществах брак и семья ассоциируются с моногамией (санкционированные культурой сексуальные отношения между одной женщиной и одним мужчиной). Множество других культур допускают или поощряют полигамию, при которой индивид может состоять в браке с двумя и более супругами одновременно. Полигиния, где мужчина может иметь более одной жены, распространена гораздо чаще, чем полиандрия, где женщина может иметь более одного мужа.

В заключении отметим современные формы развития семейных отношений.

Сегодня семьи организуют свои домашние обязанности и связи с социальным окружением различным образом. Контраст между “ортодоксальными” семьями (женой — “домашней хозяйкой” и мужем — “кормильцем”) и семьями, в которых двое работающих, служит иллюстрацией данного вида различий.

В культурном контексте сейчас больше чем когда-либо наблюдается разнообразие ориентации и ценностей внутри семей. Наличие этнических меньшинств (западноиндийских, азиатских, греческих и итальянских общин) и влияние таких движений, как феминизм, стимулировали культурное разнообразие в семейных формах. Сохраняющееся классовое деление на бедный, квалифицированный рабочий класс и группировки внутри среднего и высшего классов также обусловливает значительные вариации в структуре семьи. Различия в опыте семейных отношений в зависимости от жизненного пути достаточно очевидны. Индивид может происходить из семьи, в которой родители жили вместе, а сам он женился и затем развелся. Другой, возможно, воспитывался в семье с одним родителем, несколько раз состоял в браке и от каждого брака имеет детей.

В данном контексте термин поколение связан с отношениями внутри семьи. Например, отношения между родителями и старшим поколением стали слабее, чем раньше. Однако сейчас до старости доживает большее число людей, и одновременно в тесной связи друг с другом может существовать три последовательных поколения: женатые внуки, их родители и родители родителей.


Список литературы


1.     Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.

2.     Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии - СПб.: Питер, 2001 - 352 с.

3.     Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.

4.     Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.     Социология. Курс лекций. Учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.) Изд. 2е. Ростов Н/Д. Феникс, 2006.

6.     Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд., М., Библионика, 2006.

7.     Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб. Питер, 2007.

8.     Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

9.     Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.

10. Солодовников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигма./Социологические исследования. 1994, №. 6/.


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена