Социология и родственные дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. ОДИНЦОВО.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Социология управления
Тема Социология и другие родственные дисциплины
СТУДЕНТА БАРСУКОВОЙ А.П. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РязанцевВ.В.
КУРСА третьего
ДАТА СДАЧИ 9.12.2007 г
ГРУППЫ ДОУ(5)-05
2007 г.
ОДИНЦОВО.
Содержание:
1. Введение
2. Социология и социальная философия
3. Социология и история
4. Социология и политология
5. Социология и культура
6. Заключение
7. Список литературы
Введение
Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальной антропологии, и т.д.
Социология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследует отечественную историографию, историю России как неотъемлемую часть всемирной истории, которая является фундаментальной базой истории социологии.
Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество: исследование сущностного измерения общественной жизни через социальные факты, категории “социального”,“социальной науки”. Социальная философия послужила толчком к развитию социологии как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы прогрессивных интеллектуальных сил общества, стремящихся к научному познанию мира и прогресса.
Социология и социальная психология.
Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.
Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации движения, социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации и т.д.
Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли России в мировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировом процессе и т.д.
Социология и социальная антропология. Социальная антропология - родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества; миры человека и константы его существования, парадигмы социоантропологического познания, социоантропологического исследования и др.
Социология теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни.
Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного организма, общественной жизни, общественных отношений. Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.
Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий.
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.
Социология и социальная философия.
Соотношение
социологии и социальной философии определяется, прежде всего, тем, что
социология не является философской наукой и изучает, поэтому законы меньшей
степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является
рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого
интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него
единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком
ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с
помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов,
действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и
сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной жизни),
отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по
сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и
свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты,
стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь
к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в
общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.
Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является
необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и
категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает как
общетеоретическая и
методологическая
основа социологии. С другой стороны, социология, давая конкретный анализ
общественной жизни во всём её сложном многообразии, способствует обогащению
понятийного аппарата и предметного содержания социальной философии, уточнению и
конкретизации её положений и выводов на основе расширения и углубления их связи
с реальной жизнью, практикой.
Особенно тесны взаимосвязь, и даже взаимопроникновение социальной философии общетеоретической
социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно
включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной
философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук,
т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым
к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.
Социология и история.
Между
социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество,
а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое
внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук,
так или иначе, базирует своё знание на исследовании конкретных фактов
общественной жизни. Но между этими науками и немало существенных различий,
идущих по линии, прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение
– это соотношение теории общественного развития и его истории. История по
своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического
хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных
явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности,
неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической»
науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение
повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных
явлений, событий, процессов.
Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история
изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология
только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере
себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект социологии или объекта
истории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и
вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих
изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное
планирование и прогнозирование. Взаимоотношение социологии и истории определяется,
прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно
опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому
развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых
достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от
реальной действительности.
С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.
Социология и политология.
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:
-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;
-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;-
-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;
-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Тем не менее, это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.
Социология и культура
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура — это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в обширном мире социологической науки особое направление — социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г. г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе — процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.
Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и обществ в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Культура как «вторая природа» порождается материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология – профессия, сформировавшаяся вокруг быстро развивающейся научной дисциплины, которая в последнее десятилетие достигла нового уровня зрелости и заняла достаточно высокое стратегическое положение среди социальных наук. Социальные науки, в свою очередь, в нашем столетии заняли такое место в жизни общества, какое раньше им никогда не отводилось. В течение жизни последнего поколения достигла высокого уровня техническая база социологии, усовершенствовалась исследовательская технология, на новый уровень поднялась социологическая теория. В исследованиях получено много интересных результатов, а их качественный уровень в среднем существенно повысился.
Список литературы:
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
История зарубежной социологии. М., 1995.
Энциклопедический социологический словарь (под ред.Осипова Г.В.). М., 1995.
Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.
Социология: Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.