Социология как наука
План.
1. Понятие социального.
2. Объект и предмет социологии.
3. Структура и уровни социологического знания.
1. Понятие социального
Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление ее в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.
Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.
В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.
Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» — «равенство—неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.
Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений дает известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете социологии социологи еще не пришли.
При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки и никакой другой.
Определяющим свойством предмета социологического знания является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в. различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.
Специфика социологии как науки заключается в том, что она: а) разрабатывает общую социологическую теорию, которая позволяет понять общество как единую объективно-субъективную социальную систему; б) акцентирует внимание на социальных или асоциальных действиях личностей; в) анализирует и оценивает последствия этих действий в человеческом измерении с позиций не среднестатистического, а конкретного человека и укрепления социальных связей; г) ставит вопрос о социальной ответственности людей, совершающих те или иные социальные действия или принимающих те или иные решения. Социология, в данном понимании, это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем, о механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.
Понятие социального. Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный» (gesellschaftlich) и «социальный» (soziale). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической; когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» (soziale) и соответственно говорили о «социальных отношениях».
В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним понятием связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.
Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон его жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты в советское время стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».
Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия «общество» (society), традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).
В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено и некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношений людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.
2. Объект и предмет социологии
Основные компоненты знания. В социологии, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знание и средства его получения. Первый компонент — социологическое знание — включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.
Методологическое знание включает мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.
Знание о предмете — это специально построенные классификации, или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.
В социологии
применяются частнонаучные методы (напри мер, наблюдение, опрос) и общенаучные
(например, статистические). Методы в социологии — это средства получения и
систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя
принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности; регулятивные нормы или
правила;
совокупность приемов и способов действия; порядок
(схему или
план) действий.
Приемы и способы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.
Методика — это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.
В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.
Методика включает в себя технику. Техника — это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).
3. Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпирические.
Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Рассмотрение вопроса в таком аспекте предполагает нахождение связующих звеньев между аппаратом теории и данными наблюдения и эксперимента, выявление способов эмпирической проверки теоретических положений и т. д. Это возможно лишь при условии, что уже сформировался теоретический уровень научного знания и речь идет об обосновании его соотношения с эмпирическим уровнем. При этом «обратная связь» теории с эмпирией становится важнейшим движущим фактором дальнейшего совершенствования и развития самого теоретического аппарата науки. Теоретический уровень науки выступает здесь как элемент ее сложившейся, хотя и изменяющейся, развивающейся структуры. Второй — генетический — аспект проблемы соотношения теоретического и эмпирического знания в науке касается формирования теоретического аппарата, в том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к ее теоретической стадии.
Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения социальной действительности и функцией ее преобразования. Деление социологии на «теоретическую» и «эмпирическую» связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на «фундаментальную» и «прикладную» — с ориентацией (функцией) социологии: на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель — построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель — выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи — преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с прикладной ориентацией.
Эмпирические социологические исследования по своей организационной структуре и характеру решаемых исследовательских задач отличаются от традиционной теоретической исследовательской деятельности. Включая в себя элементы теоретического знания, необходимые для предварительного анализа изучаемого социального объекта и обобщения полученных результатов, эмпирическое социологическое исследование требует от ученого умения решать множество организационных проблем; предполагает профессиональное владение специфическими исследовательскими приемами и навыками получения первичной социологической информации (проведение опросов, интервью), математическими методами ее обработки и анализа. Поэтому грамотное проведение социологического исследования не только предполагает овладение социологом специфической суммой знаний и навыков, но и требует большого профессионального опыта. В настоящее время внутри самой социологической исследовательской деятельности происходит определенная дифференциация исполнительских функций (методологи, методисты, математики и др.), что обусловлено сложностью и уникальностью различных этапов социологического исследования.
По характеру получаемого знания исследования делят на методологические (знание о знании) и неметодологические (знаниео предмете). Результатом методологического исследования являются методологические знания, т. е. знания не о предмете социологии, а о средствах исследования этого предмета (методы, процедуры). Заметим, кстати, что фактически методологические исследования являются метатеоретическими, следовательно, могут быть отнесены к сфере метасоциологии.
Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.
В социологии имеют место не только научные или прикладные исследования, но и смешанные, в которых решаются и научные, и практические задачи. Независимо от того, проводится исследование на одном или двух (теоретическом и эмпирическом) уровнях знания, является ли только научным или прикладным, оно, как правило, включает в себя решение методологических вопросов.
В общем случае социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование. Первая стадия — собственно методологическая — связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Здесь могут решаться вопросы, касающиеся применения общенаучных принципов или методов. Как теоретические, так и эмпирические знания выполняют на этой стадии методологическую функцию. Вторая стадия — эмпирическая — связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего полевое исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. В результате могут быть получены эмпирические знания (статистические данные, классификации), позволяющие на их основе не только строить теоретическое знание, но и формулировать практические рекомендации. Третья стадия — теоретическая — связана с получением теоретического знания, построением, например, типологии, формированием и развитием социологических теорий. Возможно, что практические рекомендации могут быть даны лишь на этой стадии, а не на предыдущей. Возможно также, что для формулировки практических рекомендаций достаточно одного лишь теоретического исследования с использованием уже имеющихся эмпирических знаний, без проведения специального эмпирического исследования.
Следует различать социологические и социальные исследования. Социологические исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличие от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др., т. е. наряду со специфическим предметом (экономикой, политикой, населением) изучают социальный аспект — взаимодействие людей. Таким образом, социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук, т. е. это социально-экономические, социально-политические, социально-психологические исследования.
Подобно любой другой науке, социология выполняет в обществе две основные функции - познавательную и практическую. Она является одним из инструментов самопознания общества и важным средством практического решения социальных проблем. Познавательная роль социологии заключается в том, что она способна давать точную и объективную информацию о различных сторонах общественной жизни. Одна из задач социологического познания - просвещение различных слоев населения, предоставление им объективной информации о происходящих в обществе процессах. Социологическое знание играет уникальную роль в системе современной культуры, способствуя росту образованности населения, распространению научных знаний о человеке и обществе. Оно противостоит различным спекулятивным доктринам, социальной мифологии и мистике. Медленное развитие социологии в условиях господствующего несколько десятилетий в стране тоталитарного режима может быть объяснено тем обстоятельством, что объективное социологическое знание подрывало господствующую в обществе социальную мифологию и коммунистическую утопию, а потому власть имущие с подозрением взирали на социологию. С момента своего возникновения социология вела решительную борьбу с религиозно-мистическим взглядом на социальный мир, утверждала возможность рационального понимания человека и общества, активно участвовала в прогрессивных общественных преобразованиях.
В современной социологии присущие ей познавательные функции могут реализовываться самыми различными способами в зависимости от той системы социологического знания, с которой взаимодействует человек.
Макросоциологическая теория общества дает нам информацию о закономерностях функционирования общества в целом. С позиций системной модели общества, в русле которой осуществляется большинство макросоциологических исследований, общество рассматривается как особый тип социокультурной системы, нормальное функционирование которого обеспечивается деятельностью различных социальных структур и институтов.
Более подробную информацию о различных формах общественной жизни людей - социальных группах, общностях и организациях, дают отраслевые социологии. Социология семьи, например, объясняет нам причины трансформации семьи в современном индустриальном обществе, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабильности. Социология образования вскрывает причины "образовательной революции", обусловленной уникальной ролью научных знаний в современном обществе. Социологическое изучение социальной стратификации помогает понять позитивные и негативные последствия социального неравенства и т.д. Многие характерные черты и особенности современного индустриального общества впервые были глубоко осознаны и исследованы социологической наукой. Скажем, такие, как уникальная роль среднего класса в социальной структуре общества, специфика городского образа жизни, особенности досуговой культуры и поведения, феномен бюрократии, специфика молодежной субкультуры и др.
Не подлежит сомнению, что социология призвана сыграть выдающуюся роль в самопознании нашего общества, просвещении различных слоев населения, осознании перспектив общественного развития. В последние годы обсуждение результатов социологического изучения общественного мнения стало привычным атрибутом нашей повседневной жизни.
Широкое распространение социологических знаний в современном обществе приводит к тому, что они становятся составной частью социального бытия, активно воздействуют на общественное сознание в целом и различные его формы - искусство, литературу, политику, экономику. Это дает основание говорить об усиливающейся тенденции социологизации общественного сознания, которая осуществляется в процессе распространения в обществе социологической информации средствами массовой коммуникации.
Наше общество сегодня напоминает гигантскую социальную лабораторию, в стенах которой осуществляется уникальный исторической эксперимент: ломка старого тоталитарного режима и построение нового социального строя. Важнейшая задача социологии - дать объективную картину происходящих в стране перемен, показать, как они отражаются в сознании людей, вскрыть объективные причины, тормозящие прогрессивное развитие общества и др. В связи с этим закономерно встает вопрос о том, каковы конкретные пути реализации практической функции социологии.
Основная практическая функция социологии заключается в создании Асоциально-информационной базы для осуществления органами государ-ственного управления эффективной социальной политики в самых раз-' личных отраслях - экономике, культуре, образовании, здравоохранении, в сфере борьбы с различными социальными патологиями -преступностью, алкоголизмом и др. Любое рационально обоснованное управленческое решение предполагает обязательное наличие подобной информации. Потребность в ней ощущается остро именно теперь, когда общество переживает трудный процесс радикальных экономических преобразований.
Наличие подобной информации позволяет социологу осуществлять экспертную оценку ответственных государственных решений: правительственных постановлений, законодательных актов и др. Практика обязательной, закрепленной законодательством социальной экспертизы существует в ряде зарубежных стран, и она себя оправдала. Примеры привлечения социологов в качестве экспертов существуют и в нашей стране, но они довольно редки. Можно предположить, что практическая эффективность многих крупных, принятых на общегосударственном уровне постановлений, в том числе касающихся темпов проведения экономической реформы в нашей стране, была бы гораздо выше, если бы она опиралась на социологическую информацию и к их научной разработке были бы привлечены социологи. Использование этой информации в управленческой практике может служить действенным заслоном на пути волюнтаризма и субъективизма, рецидивы которых все еще дают о себе знать в управленческой деятельности.
Социологическая информация необходима не только для создания информационной базы принимаемых управленческих решений, но и для регулярного контроля за их практической реализацией, поскольку она обеспечивает обратную связь между управляющим органом и субъектами управления. В нашей стране пока нет налаженной системы проведения подобного рода исследований. В простейшем случае функцию такого регулятора или посредника выполняют зондажи общественного мнения, оперативно проводимые в крупных городах телефонные опросы, выясняющие отношение населения к различным аспектам проводимых реформ. Имеющийся опыт их проведения говорит о том, что даже этот простейший тип зондажного исследования способен приносить огромную пользу органам управления страной или регионом, помогает вносить коррективы в проводимую политику.
Особенно следует отметить диагностическую функцию социологических исследований, проводимых с целью выяснения состояния объекта, недостатков и отклонений в деятельности социальных институтов, организаций и коллективов. Социологический анализ дает возможность определить "уровень заболеваемости" изучаемого явления, прогнозировать будущее состояние и наметить меры по его улучшению.
Переживаемый страной социально-экономический кризис вызвал к жизни немало отрицательных явлений в духовной атмосфере страны, обусловил кризис многих социальных институтов. В этих условиях возрастает ценность изучения общественного мнения, оно становится настоящим барометром общественного мнения, благодаря которому мы узнаем о колебаниях в настроении и оценках людьми многих злободневных проблем. Большая работа была проведена отечественными социологами по диагностике социальной напряженности, аккумулирующей в себе многие болевые точки современной общественной жизни.
Среди детерминант, определяющих уровень социальной напряженности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбуждением и психическим беспокойством широких слоев населения, выделяются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация властных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз состояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозировать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стране. И хотя методология и методика изучения социальной напряженности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного феномена общественного сознания имеет огромное практическое значение. И надо надеяться, что правительственные органы, проводящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической деятельности.
Другой важный вид прикладного исследования - оценочное исследование. Суть его довольно проста: оно проводится в тех случаях, когда в ходе реализации той или иной социальной программы возникает потребность в оценке и контроле за ее осуществлением. Отсюда другое название - программное оценивание. В США, например, где подобные исследования популярны, оценочные исследования проводятся в ходе реализации образовательных программ, некоторых финансовых программ, подготовки и переподготовки рабочей силы, в области охраны окружающей среды и др. "Заказчиков" оценочного исследования, в роли которого обычно выступают государственные органы, как правило, интересует, что происходит с конкретной программой в специфических условиях7.
Задача социолога в этом прикладном исследовании заключается в том, чтобы квалифицированно перевести интересующие заказчика проблемы в исследовательские вопросы, в частности, точно зафиксировать аспекты программы, интересующие заказчика и подобрать соответствующие методические и технические приемы получения объективной социальной информации.
Структура современной социологии довольно сложна и состоит из нескольких взаимосвязанных уровней. Первый образует "чистые" фундаментальные или базисные исследования, нацеленные на приращение и увеличение нового знания, открытие различных закономерностей поведения человека и общественной организации. Второй — формируется системой прикладных социальных исследований, призванных, опираясь на знания фундаментальные, изучать различные социальные явления и проблемы, вынося конкретные практические рекомендации, способные существенно изменить и модифицировать изучаемые объекты. Наконец, третьим компонентом выступает социальная инженерия, которой занимается особая категория социальных ученых совместно с администрацией и органами управления, внедряющие на практике рекомендации социологов. В нашей стране социальная инженерия осуществляется посредством многочисленных служб социального развития, создаваемых на предприятиях и в организациях. Между тремя указанными компонентами социологии нет жесткой границы: прикладные исследования могут, например, решать и познавательные задачи, а социальная инженерия иногда выступает составной частью прикладных исследований.
Указанная модель социологического познания призвана обеспечить эффективную связь науки с жизнью. Она давно сформировалась в области естествознания, но в сфере социально-гуманитарного знания усваивается с большим трудом. В пользу этой модели перспективного развития социальных наук свидетельствует отнюдь не только аналогия с естественными науками, но и в значительной мере опыт развития социальных наук на Западе, особенно в США, где эта модель получила признание еще в период до 2-й мировой войны, а в настоящее время каждый из названных компонентов социологического знания представляет собой довольно разветвленную систему исследовательской деятельности. Нелишне здесь упомянуть и о том, что в США прикладные социальные исследования превратились в последние годы в весьма прибыльную отрасль индустрии, затраты на которую, по оценкам специалистов, составляют несколько миллиардов долларов ежегодно и продолжают увеличиваться.
К сфере фундаментальных исследований относятся не только теоретические разработки, но и эмпирические исследования. Специфика современной социологии как науки эмпирического типа такова, что подавляющую часть фундаментальных изысканий составляют как раз эмпирические, экспериментальные исследования, нацеленные на фак-туальное обоснование теории или ее модификацию. «Что же касается исследований прикладного характера, то они, как правило, являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых явлений в обоих типах исследований может совпадать, но специфика исследовательских подходов существенно разнится. Исследования фундаментального характера имеют дело с "теоретическим" идеализированным объектом, что предполагает использование специфического языка описания и наблюдения. К тому же фундаментальные разработки решают в основном познавательные задачи, связанные с поиском универсальных объяснительных принципов. «Иное дело исследования прикладного типа, проводимые с целью решения конкретных проблем в различных областях общественной жизни - экономике, культуре, образовании, науке и т.д. Поскольку их главной задачей является формулирование такого рода обобщений и рекомендаций, которые должны способствовать решению определенной социально значимой проблемы, то язык описания и анализа изучаемых явлений должен быть максимально простым и понятным "заказчику" - различным фирмам и организациям, государственным органам управления. Если специалист в области прикладной социологии начнет излагать результаты своего исследования на научно-теоретическом языке, то возможно возникновение конфликтной ситуации, в силу непонимания используемой терминологии "заказчиком".
В то же время в некоторых случаях затруднительно провести резкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном прикладном исследовании полученные результаты могут иметь и научно-познавательную ценность, способствовать приросту научных знаний в отдельных областях. Именно такое промежуточное положение занимают многие эмпирические исследования, проводимые в отраслевых социологиях - социологии семьи, религии, образования и др.
В США и других западных странах прикладные исследования финансируются чаще всего различными правительственными агентствами, привлекающими социологов наряду с представителями других общественных наук для получения социальной информации, используемой для подготовки и осуществления различных национальных программ, например, в области борьбы с преступностью, решения проблем бедности, для проведения реформ в сфере образования, культуры и др. Проведением социологических исследований, главным образом изучением общественного мнения занимаются и многие независимые исследовательские центры, как например институт Гэллапа, служба Харриса и др., осуществляющие эти опросы с 30-х годов.
У нас таких центров пока очень мало, изучением общественного мнения населения страны занимается открытый в 1989 г. Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Наряду с ним существует и немало других, как правило, негосударственных исследовательских центров, в том числе и региональных, но они пока мало авторитетны по причине отсутствия квалифицированных кадров и слабой материально-финансовой базы. Прикладными исследованиями занимается также ряд научных центров Российской академии наук - Институт социологии и Институт социально-политических проблем.
По подсчетам специалистов в США ежегодно на различного рода прикладные социальные исследования расходуется около 5 миллиардов долларов, из них более половины - на изучение общественного мнения. В нашей стране масштабы проводимых прикладных исследований значительно скромнее. Тем не менее, в последние два десятилетия сложилась устойчивая, хотя и недостаточно эффективная практика использования результатов социологических исследований в разработке различных государственных программ - экономике, образовании, культуре и др. Проводятся исследования и по злободневным проблемам -преступности, алкоголизму, наркомании и др. В прошлые годы результаты этих исследований зачастую оседали мертвым грузом в государственных органах и партийных комитетах, считались секретными и не доводились до общественности.
Сложнее обстоит дело с проведением фундаментальных исследований. В годы тоталитарного режима они ошибочно отождествлялись с социально-философскими исследованиями в области теории исторического материализма и научного коммунизма, которым отводилась роль общесоциологической теории. Идеологическое удушение социологии привело к тому, что она развивалась у нас по преимуществу как прикладная наука. Фундаментальных теоретических и эмпирических социологических изысканий проводилось крайне мало. Поэтому образовалось серьезнейшее отставание отечественной социологии от уровня мировой социологической мысли. Для развития фундаментальных исследований необходима соответствующая интеллектуальная среда, которую в западных странах образуют многочисленные социологические факультеты, отделения и кафедры университетов. Они, как правило, имеют независимый статус, обусловленный автономной ролью университетов как научных центров, что и позволяет им сосредоточиться на проведении "чистых" фундаментальных исследований. Именно наличие этой особой университетской среды служит питательной почвой для существования академической социологии, представители которой концентрируют свои усилия главным образом на решении познавательных проблем. К тому же определенная часть фундаментальных социологических исследований получает государственное финансирование, выделяемое по линии различных правительственных организаций, таких, как например, Национальный научный фонд в США. Правда, следует отметить, что доля научных академических разработок в последние два десятилетия имеет тенденцию уменьшения. Большая часть исследований проводится на стыке фундаментальных и прикладных исследований, т.е. в отраслевых социоло-гиях. В то же время, прикладные исследования переживают период бурного расцвета, превратившись, по сути дела, в особую индустрию по производству знаний.
Расширение масштабов социологического образования в нашей стране, открытие социологических кафедр и факультетов, преодоление идеологических штампов и стереотипов, наконец, большой интерес к развитию социологии со стороны разных слоев общества, вполне могут создать ситуацию, благоприятную для организации фундаментальных исследований, что в свою очередь послужит важным стимулом для подъема отечественной социологии.
Список использованной литературы
1. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/под ред. акад. Осипова Г. В. – М.: Норма, 2003.
2. Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994.
3. Радугин А. А. Социология. – М.: «Центр», 1996.
4. Общая социология: Учеб. пособие /Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2004.