База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Социология как наука. Предмет и функции социологии

Социология как наука. Предмет и функции социологии

Министерство образования РФ

 

Воронежский архитектурно-строительный университет

Кафедра ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

 

 









КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ПО КУРСУ СОЦИОЛОГИЯ

 

 

НА ТЕМУ: «Социология как наука.

Предмет и функции социологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнил: студент IV курса ФЗО

     Специальности ЭУС

          Сидоров  Владимир

 

      Проверил: _____________________

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2002 г


   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

1.    Социология — наука об обществе                                                   3

1.1. Понятие социологии в структуре социальных                              3  

1.2. Социология — система знаний                                                        6

1.3. Структура социологии                                                                       8

2.    Предмет и объект социологии. Функции социологии                            11

2.1. Социология — наука о социальных отношениях 

       общества                                                                                              12

2.2. Социологические исследования — инструмент познания

       социальной  реальности                                                                                13

2.3. Методы социального познания                                                       14

2.4. Законы и категории социологии                                                     16

2.5. Функции социологии                                                                         18

2.6. Социология в системе социальных наук                                       21

Литература                                                                                                 24


1. Социология — наука об обществе

 1.1. Понятие социологии в структуре социальных

Каждая   из  отраслей  науки имеет предмет, раскрываемый в  содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общест­венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием   и функциями  науки. Если,  абстраги­руясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потреб­ностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества  новые требования  к гуманитарному  знанию в  целом и отдельным  его отраслям. Но современное общество—не  меха­ническое соединение различных  механизмов управления, власт­ных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

    Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука   об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социо­логии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепен­ным отделением социологии от философии. Дело в том, что к сере­дине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формиро­вания типа социальных явлений. И в ответ на потребности форми­рования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и авто­номность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономиче­ской и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуж­дали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общно­сти людей, социальных процессов и явлений с целью рациональ­ного, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятель­ности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и  ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать  общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования  свободы  самоорганизации стала  социология.    

Ведь  социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные  общности, их деятельность, а философия хотя и  изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности,  но делает это  на высоком уровне  обобщения —  на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности  в действительности, выявлении жизни  во всем  ее противоречи­вом  существовании как  это делает социология. Постепенно, по  мере  накопления социальных знаний, происходил рост теоретиче­ских социологических концепций, каждая из которых обосновывала  определенный  аспект социальных отношений, давала интеграцию  социального,  выступающего главенствующей   категорией социо­логии.  Используя  разнообразные  методы   научного познания,  социология  осмысливает общество, общественную жизнь  не как  предельно  общую  абстрактность, а как  реальность, пытаясь с  достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее  многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный  тип знаний об обществе выходя из недр социальной филосо­фии,  перенимает философскую культуру, признавая особое значе­ние  теоретического обобщения, целостного концептуального осмыс­ления  социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится  к  преодолению той ограниченности, которую обнаруживает фило­софия  при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии  складываются течения: позитивизм — сводивший социальное   к природному, антипозитивизм — настаивающий  на специфике социального.  

Анализ  зарубежных  источников показывает, что чаще всего   социология  определяется как наука  о  различных  социальных   общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между   ними  и внутри  них. Одни американские  социологи определяют   социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном  поведении. Другие считают, что социология изучает не изоли­рованных  индивидов, а людей  в общностях  или в  социальных условиях. Цель такого изучения —понять   и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и  групп и  их результаты. По  мнению  бельгийского социолога Миха  де Костра, социология изучает отношения между  людьми, складывающиеся  в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в сов­ременных условиях  многие люди испытывают чувство страха. Они боятся  возможности  ядерной войны,  перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особен­но ужасным  — это то, что они ничего об этом не знают. Социо­логия и ставит целью: помочь людям разобраться самим в слож­ных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,  создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность  изменить  его, преобразовать, но прежде  познав. И  здесь-то на помощь приходит наука социология. 

Современная  социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различ­ные определения социологии как науки об обществе. «Краткий сло­варь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных  отношений и социальных общностей. «Социологиче­ский словарь» определяет социологию как науку о законах развития и  функционирования социальных общностей и социальных процес­сов, о  социальных  отношениях  как  механизме взаимосвязи и взаимодействия  между обществом  и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания ко­торой  находятся социальные  общности, их  генезис, взаимодей­ствие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио­нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предме­том  социологии  есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно  возразить. Общественные явления изучаются  не только социологией, но и рядом других наук — тео­рией права, политической экономией, историей, психологией, фило­софией  и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные спе­циальные  стороны или  ряды общественных  явлений, а изучает  наиболее общие  родовые  их свойства, которые не изучаются ни  одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную дея­тельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только  право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из  наук не изучает те общие  свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п.  А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны  быть общие родовые черты и в жизни  должны  проявляться  общие всем социальным  явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности,  свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной  социальной  наукой, и есть ближайший  объект социологии.

 Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприя­тие единственным  средством достоверного познания, обществен­ных  изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии  открылись и 'новые возможности  проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интере­сов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни,  социальные связи, социальные дейст­вия. Не уменьшая значения  многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При  чем система рассматривается со­циологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая  состояние глубокого кризиса. Современная со­циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса  общества. Основные проблемы современной социоло­гии — выживание человечества и обновление цивилизации, подня­тия ее на более высшую ступень развития. Решение  проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных  общностей,  конкретных  социальных институтов  и объединений, социального поведения отдельной личности. Социо­логия — наука многоуровневая, представляющая единство абстракт­ных  и конкретных форм, макро- и  микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социаль­ных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в  них происходящих. Социальная  общность, высту­пающая  объектом макросоциологического анализа,— это цивилиза­ция  и наиболее крупные ее  образования. Макросоциологический подход не  требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциоло­гический подход к явлениям  связан с общественными мировыми системами  и их взаимодействием, с различными типами культур, с  социальными   институтами  и  общественными  структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явле­ниям  интересует общество как целостный социальный организм. В  отличие от макро-  микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и  социальных общностях. Микросоциология  обращена к социальному поведению, межличностному  общению,  мотивации  действий, стимулам груп­повых, общностных поступков и т. п.   

Социология — наука  о становлении, развитии и функциониро­вании социальных общностей, о социальных процессах и социаль­ных  отношениях между  общностями,  между общностями  и лич­ностью, наука об обществе и общественных отношениях.

1.2. Социология — система знаний

Известно,  что  система — это  совокупность элементов, образующих  целост­ность. Наличие   определенной  структу­ры —  устойчивых связей  между элементами —  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность  системы,  сохраняют  ее основные  свойства при внутренних  и внешних  изменениях. Если же наука — система зна­ний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний — значит  дать конкретное  представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообще­ства. Последовательность теорий отражает объективные связи и от­ношения  между социальными  общностями  как объектами и субъекта­ми социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями,  интегративными,  то  есть объединительными   свой­ствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное»  движе­ние: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о лично­сти становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каж­дой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной тео­рии к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие  различных  свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществле­ние перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межлич­ностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведе­ния и общения,  глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной  социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценност­ного отношения  к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответ­ствии с  гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные систе­мы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное  место занимает осе­вая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет  мотивацию поведения и  деятельности людей.  Процедура анализа  деятельности личности,  общности людей  осуществляется в  науке в такой же роли, что и обряд в религии  или уголовно-процессуальном  кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена  процедура вывод  не может считаться  легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержа­ние социологии имеет в основе субъективно-объективный характер.  Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний. Социология — не простая совокупность  теорий, а единство теорий личности и теории общностей, теорий  об обществе, об общественных отношениях и т. п.


1.3. Структура социологии


Структура любой науки всегда обусловлена теми  задачами, которые  она. ставит и теми  функциями, которые она  выполняет в обществе. Социология  не исключение. Ее структура  обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные пробле­мы, связанные с формированием знания о социальной действительно­сти, описанием, объяснением и пониманием процессов социального  развития, разработкой социологических концепций, методологии и  методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории  и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о со­циальной действительности, и образуют теоретическую, фундамен­тальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом  путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на  социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная  социология различаются не по  объекту и  методу исследования,  а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практи­ческие проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теорети­ческие исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует  на выявление  механизмов  действий законов, форм  их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной  развернутой информацией  относительно тех  или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных  методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических  исследований (опросы,  социологические  наблюдения, изучение  бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим  знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания  универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не суще­ственное преобладание эмпирических компонентов исследования над тео­ретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом  развития науки  всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим.  Теоретические знания опре­деляют  в конечном итоге, прогресс любой  науки, а, следовательно, и социологии.   

Эмпирические исследования подразделяются  на фундаментальные  и прикладные.

Фундаментальные  социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные  исследования посвящаются  разрешению  какой-либо кон­кретной социологической проблемы.

На  основе теоретического и эмпирического изучения различных со­циальных систем социология может давать ценные практические рекомен­дации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на  конкретных социологических исследованиях, не противо­стоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих  аспекты  социального развития  общества и  дающие им интерпретацию. Единственной  концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался  марксизм,  а  именно — исторический  материализм.  Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с истори­ческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко  распространяются концепции социальной стратификации, индуст­риального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество  возможных течений, школ, направлений со своих  методологический позиций   объясняющих   специфику  развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в раз­витии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы  социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные,  специфические подсистемы  обществен­ного целого  и социальных  процессов. Изучая те  или иные  основные закономерности развития общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные  общности,  социальные институты  и социальные процессы. Именно, поэтому-то в  структуре социологии огромное значе­ние имеет ее  средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы  призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целост­ностью  общественной системы;  во-вторых, выявить специфические для предметной сферы  внутренние взаимосвязи и  закономерности. Социаль­ные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы совре­менности.

В современном  мире  существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту  Мертону. Но возникли  теории значи­тельно раньше.  Они изложены   в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма  и  др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта  Парсонса, Поля Лазарсфельда  и др. Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают  особые формы  и сферы социального бытия и социаль­ную  реализацию  форм общественного  сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотре­нии социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного  сознания на уровне общества, специальные социологические  теории рассматривают  их на  уровне  конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как отно­сительно самостоятельную  систему  с ее  общими   и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматри­вает какой-либо социальный  объект как  особый социальный  институт функционирующей  социальной системы в общей системе социальных отно­шений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пре­делах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной  системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д.  

В современной социологии выделяется несколько групп социаль­но-психологических теорий. Во-первых, специальные социологиче­ские теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных  наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.  В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру обще­ства, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологи­ческие теории классов и социальных  групп, социология города  и деревни  и т. п. В-четвертых, специальные   социологические  теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это  социология управления, организации, социология семьи, социология  образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения  и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологи­ческой теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  тео­рии — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии

Что же  представляет объект и предмет научного познания со­циологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а по­этому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других обще­ственных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук высту­пают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его  функциониро­вания  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на опреде­ленную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество пред­ставляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специ­фическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  дея­тельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мысли­телей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.    

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития  полученный результат отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а обще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­тает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социаль­ной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                


2.1. Социология — наука о социальных отношениях  общества


 Конечно  же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает мно­жеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общно­сти изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система  может обнаруживаться на различных уровнях социальной действи­тельности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные  свойства и отношения объекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической и практической проблема­ тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различных научных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых  объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив­ шейся традиции при определении предмета социологического по­знания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого челове­ческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возни­кают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или  иное  социальное явление, подчиняют  действиям  определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социо­логии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-раз­ному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятель­ности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направ­ления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.       

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

Позитивистская социология,  основанная Огюстом Контом,   рассматривает      познания социальной  общество  по аналогии  с природой,  используя  методы   точных   естественных наук.. Понимающая   социология, которую  основали  Макс   Вебер  и  Георг Зиммель,   анализирует, прежде  всего, значимые смысловые  элементы социальной  жизни  общества,  делая  акцент на понимании  изменений, движений.

На  разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных  общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макрострук­тур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных  слоев, общностей. Внутри каждой  социологической школы   существуют многочисленные течения, которые, по определению проф.  Василия Фетисова «изучая те или  иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно  учитывать, что между классической социоло­гией и современной социологией существует определенное различие. Клас­сическая социология  стремилась к постижению окружающего  мира  как бы  со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социоло­гия пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и  практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от  теоретического к империческому исследованию в социологии осуществ­ляется  с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются  определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат  описанию  и классификации. Но  надо  учитывать,     что  предмет     социологического исследования обыч­но имеет  достаточно сложную  структуру. Отношение человека к  тру­ду в  качестве общего  предмета исследования включает субъективные  и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориен­тации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не  только  наличие объекта  и  предмета социологического  исследования  определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов,  процедур  и операций, с помощью   которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теорети­ческого или практического результата решения проблем для получения  новой  информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы  и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.                            

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур  и операций  эмпирического и теоретического познания социальной  реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования  социологией  проблемы  и  построенной теории, но и  от общей  методологической ориентации. Метод включает определенные прави­ла, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы   социального познания можно  разделить на всеобщие  и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материа­листическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том,  что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных про­цессов применяются такие  принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Принцип объективности означает изучение объективных законо­мерностей, которыми определяются процессы социального развития.  Каждое  явление рассматривается как многогранное и противоре­чивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что  процесс  их  изыскания  соответствует объективной  реальности  и не  зависящим  от человека и человечества законам познания.  Объективность  научных выводов  базируется на  их доказатель­ности, научности аргументации.   

Принцип историзма в социологии  предполагает изучение со­циальных проблем,  институтов, процессов в возникновении, становлении и  развитии, постижение  специфики  соответствующих  исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан  с пониманием противоречий как движущих  сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются  во взаимодействии  потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки  из прошлого  опыта  самим разработать обоснования современной политики. Используя  принцип историзма  социология имеет  возможность исследовать  внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить  уровень и направление развития и объяснить те их особенности,  которые обусловлены их  исторической связью с  другими явле­ниями и процессами.

Системный  подход — способ  научного познания  и практиче­ской  деятельности, при котором  отдельные  части какого-либо явления  рассматриваются  в  неразрывном  единстве  с  целым. Системный  подход  сформировался путем  конкретизации принци­пов материалистической диалектики при изучении сложных объек­тов и получил распространение в социологии во второй половине XX  в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает  определенный материальный  или идеальный объект, рассматриваемый   как сложное  целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных  точек  зрения, системный подход предполагает вы­деление определенного  системообразуемого параметра,  то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между  ними, ее структуру. В виду того, что любая  система  находится в определенной среде, то систем­ный подход должен  учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда  происходит второе требование системного подхода — учиты­вать, что каждая  система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, кото­рые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход  в социологии обязательно предполагает выяснение принци­пов  иерархии  элементов  социальной  системы, форм  передачи информации   между  ними, способов  их влияния друг на друга. При   изучении общественного  сознания, общественного мнения. различных  социальных  общностей — классов, слоев, потребностей и  притязаний различных  социальных слоев и т. п. используются методы  анализа  документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения   и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри  малых  групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным   явлениям,  жизненных  и  ценностных ориентаций  и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа,  использования матема­тики и т.п.


2.4. Законы и категории социологии

Основой изучения социальных отношений, то есть сведения индивидуального к социальному, может служить изучение  объективно  сформировавшейся  структуры социальных  связей и  фактов, включенных  в связи, их типы и т. п. В обществе имеется  бесконечное множество различных  социальных систем. Значитель­ная  часть таких связей носит случайный и временный характер.  Особенность  социологии как науки состоит в том, что социальные  связи  и отношения  изучаются на уровне социальных  законов и  закономерностей.    

Социальные  законы — более или менее полное отражение явле­ний,  присущих  окружающему   миру. Что же  такое социальный  закон?  Социальный   закон — это выражение существенной, все­ общей   и необходимой  связи социальных  явлений и  процессов,  прежде   всего, связей социальной  деятельности людей или их  собственных  социальных  действий. Социальные законы  склады­ваются   в различных  сферах деятельности человека  и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии — пред­ мет изучения философии. Специфические законы социологии изу­чаются именно социологией и составляющие ее методологическую  основу. Но здесь надо заметить, что отношение социологов к социальным  закономерностям  и  законам  несколько изменилось.  Если раньше  исследователи считали, что социология — наука о  законах развития и функционирования  общества, а социальный  закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная  связь, характер которой определяет содержание и направление  социального развития на любом уровне социальной организации,  формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов  истории, законов природы  не существует. То, что называлось  ранее законами, в действительности лишь  описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем пони­ мании всеобщ, повторяем и  однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда уста­новленных законов, не выдержали проверки.

Предвидение  еще  не означает пророчества. Если наблюдаем  нечто, что проявляется как историческая тенденция или направле­ние, то не  может знать  проявится ли оно завтра, в будущем.  Безусловно, в обществе  существуют наиболее сильные детерми­нанты, определяющие  жизнь общества: власть, идеология, эконо­мика. Но  ни одна из них  не может быть названа ведущей  или . решающей  тенденцией развития. Лишь  во  взаимодействии они  формируют  тенденцию эволюции  человечества. Объективность социального закона  в том, что новые поколения застают готовые  отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объек­тивность социального закона — это ряд совокупных действий мил­лионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются  через деятельность людей — это ошибка. Возникает  представле­ние, что есть закон, некая существенная связь, которая имеет  самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но  все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть  деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что  есть результат перекрещивающейся деятельности масс. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в кон­кретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный чело­ век — осуществляет свою  деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной  деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.   

В социологии выделяют  пять категорий социальных законов:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явле­ний. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть  и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация обще­ства определяют  сокращение занятых  в сельском хозяйстве на­селения.

— законы, устанавливающие  тенденции развития. Они обуслов­ливают  изменение структуры  социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных  сил требует  изменения отношений  производ­ства.    

— законы, устанавливающие связь между социальными явления­ми. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами  социального объекта, что  определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие   причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим   и необходимым  условием социальной ин­теграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.    

— законы, утверждающие   возможность  или вероятность связи между  социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой  социальный  закон или тенденция проявляется на прак­тике не вообще, а в конкретной форме — в деятельности отдельного человека. Человек  осуществляет  свою деятельность в конкрет­ных  условиях общества. Социология исследует отношения социаль­ных  общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы   проявления социональных  тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные  элементы в  социальном механизме, но и устранять.                           


2.5. Функции социологии


Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их опти­мизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуя критическую функ­цию,  социология дифференцирование подходит к действительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упро­чить,  развить — ведь не все надо менять  перестраивать и т. п.  С  другой стороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации ее социальной  функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта тре­буется высокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  должен всегда помнить, что преобразование общества — не само­ цель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Прогностическая функция  социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно  социологические  исследования завер­шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза  изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскры­тую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси­рованную закономерность в открытии фактора, который решающе  воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого факто­ра — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи­ ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.  В современных условиях развития Украины, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социаль­ный прогноз занимает важное место -в исследованиях о развитии  социального объекта. Когда же социолог изучает реальную проблему  и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, движим  желанием  показать  перспективу и конечный результат,  который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения  социолога, его оценка состояния со­циального субъекта служит  основанием для выработки и  принятия определенных решений. Уже  всем  ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономи­ческое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедре­ния реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и  полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике  реализации.  Более того, нередко  органы управления  поступают вопреки рекомендациям  ученых, что при­водит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления  общества и дает воз­можность  выявления отклонений от общецивилизационного разви­тия. Суть реформирования  в  Украине, а точнее, трансформация общества  состоит в создании условий и возможностей для созна­тельной, целенаправленной деятельности личности социальных общ­ностей.  Проблема состоит в  преодолении  отчуждения человека от  рациональной деятельности, в оптимизации и качественном по­вышении  ее  эффективности. Задача  социологии — теоретически  обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной  жизни  в Украине.  Процесс трансформа­ции общества в Украине идет от одного качественного состояния к  другому как раз в связи с сознательным  превращением  целей в  результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций  объясняется не  столько  недостаточной квалификацией  социологических кадров  (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка  их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной  у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.    

Информационная  функция  социологии представляет сбор, систе­матизации   и накопление информации,  полученной в  результате  исследований. Социологическая информация —  самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ.   Ее могут использовать со­циологи, руководители  объектов, где проводились исследования.  В  установленном порядке информацию  получают  государственные   и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количествен­ных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это   один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая  интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве  социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций  именно социологические концепции того или иного рода выступали  ведущими  в общественном  развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную  роль  в революции 1688  г. при  установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов  сыграли преобразующую  роль во Франции  и т. п. Длительный  период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой  нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции  социологии  определяют не  только  задачи, но и место социологии в системе общественных наук.


2.6. Социология в системе социальных наук

                   

Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, прово­димых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит осно­вой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и со­циология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы­ ступающими уникальными и неповторимыми во времени и простран­стве (например, США   уникальная  страна  по  национальному  составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война —  отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.),  то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это  различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимо­необходима. И история и социология имеют объектом  изучения  общество. История как и социология сталкивается с двумя основ­ными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуаль­ных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемствен­ности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.

Основная  форма  деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производствен­ном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может  не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая  деятельность человека  меняется с  учетом развития самого  человека как  социального существа.  А  это исследует уже   социология. Тесно связана  социология и  с психологией. Социология  изучает гражданское общество, политология — поли­тическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодей­ствие двух наук — социология и политологии породило новую от­расль  науки — политическую  социологию. Связь  социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономер­ности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре­ жимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи —  изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы,  категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия  изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия  изучает социальные отношения  в их сущностной сути, то социо­логия—социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  — непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в  разработке современной философской  мысли  выступает обоснование модели формирующейся информа­ционно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз­ действие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения  глобальных  проблем  человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов  в мировом  со­ обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определен­ным  пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных усло­виях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современ­ном мире.

Литература


1. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

2. Зборовский  Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

3. Осипов Г. В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

4. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

5. Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

6.     Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 1990.














Содержание

1.    Социология — наука об обществе                                                   3

1.1. Понятие социологии в структуре социальных                              3  

1.2. Социология — система знаний                                                        6

1.3. Структура социологии                                                                       8

2.    Предмет и объект социологии. Функции социологии                            11

2.1. Социология — наука о социальных отношениях 

       общества                                                                                              12

2.2. Социологические исследования — инструмент познания

       социальной  реальности                                                                                13

2.3. Методы социального познания                                                       14

2.4. Законы и категории социологии                                                     16

2.5. Функции социологии                                                                         18

2.6. Социология в системе социальных наук                                       21

Литература                                                                                                 24




мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена