Социология в России
Контрольная работа
На тему: «Социология в России»
Социология, так же как и другие общественные науки, изучает общество. Однако при этом она выделяет собственный предмет исследования и применяет особый понятийный аппарат. В социологии выработаны два основных исследовательских подхода и, соответственно, два подхода к определению предмета этой науки. Один получил название социоцентрического, поскольку исходит из приоритета целого (общества, группы) над индивидом. Социология как одна из форм самосознания общества, изменяется вместе с обществом, вместе с изменением социальной структуры и связей между общественными группами, перераспределением власти и влияния и усложнением системы социального управления. Методологические различия между предлагаемыми социологией подходами иногда огромны. Но все они выявляют реальные стороны общества, реальные факторы его динамики, позволяя социологии занимать важное место в системе современного научного знания. Передомной встали цели социология вРоссии с 19 века до современности, понятия, Август Блаженный, а также задачи как развивалась социология в 19 века до современности, раскрыть понятие, учение Августина Блаженного.
1. Блаженный Августин – его учение Град Божий, Град земной?
Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354–430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный – Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд – «О граде Божием».
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств – царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
Августин (Аврелий) – один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного характера.
Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.
Зло – не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может. Материя характеризуется через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны.
Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.
Человек – это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют.
Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.
С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека – спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.
Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление к Богу, является божественная благодать. Благодать – особая божественная энергия, которая действует по отношению к человеку и производит изменения в его природе. Без благодати невозможно спасение человека. Свободное решение воли – лишь способность стремиться к чему-либо, но реализовать свои стремления в лучшую сторону человек способен только с помощью благодати.
Благодать в представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства – с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать имеет всеобщий характер и она должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить «постоянство в добре». Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Только благодаря принятию этого дара «званные» смогут стать
Первые люди до грехопадения обладали свободной волей – свободой от внешней (в том числе сверхъестественной) причинности и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон – чувство долга перед Богом.
После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.
Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его воле («Не моя воля, но твоя да будет» Лк.). Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную.
Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.
Предопределение (лат. praedeterminatio) – один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе.
Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди – существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.
Можно подумать, будто бы есть предопределение ко злу со стороны Бога, – так как все существующее окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других – ко злу и гибели.
Время – мера движения и изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.
Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования – действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее – нашей надежде.
Настоящее – это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.
Таким образом, прошлое – это воспоминание, настоящее – созерцание, будущее – ожидание или надежда.
При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира – вместе с тем и начало времени.
Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.
Вечность – она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность – мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?
Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте – всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло – не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше – хороша».
Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.
Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
1.1.7 Истина и достоверное знание
Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.
Достоверное знание – это знание человека о своем собственном бытии и сознании.
|
Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь. |
|
Познание
Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит:
|
Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. |
|
Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.
Ступени познания истины:
внутреннее чувство – чувственное восприятие.
ощущение – знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум – мистическое прикосновение к высшей истине – просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Разум – это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.
В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.
Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.
Государство – наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Справедливое государство – христианское государство.
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые – те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.
В историческом процессе Августин выделял шесть главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):
первая эпоха – от Адама до Великого потопа
третья – от Авраама до Давида
четвёртая – от Давида до вавилонского пленения
пятая – от вавилонского пленения до рождения Христа
шестая – началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство – царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие – христианская церковь.
«Град земной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.
Социология, так же как и другие общественные науки, изучает общество. Однако при этом она выделяет собственный предмет исследования и применяет особый понятийный аппарат. В социологии выработаны два основных исследовательских подхода и, соответственно, два подхода к определению предмета этой науки. Один получил название социоцентрического, поскольку исходит из приоритета целого (общества, группы) над индивидом. В теоретических моделях, построенных на методологической основе социоцентризма, поведение индивидов рассматривается как производное от социальной структуры. Второй подход отправляется от индивида и объясняет социальную реальность как производную от осмысленных социальных действий индивидов. Он получил название человекоцентрического, или гуманистического. Различные методологические подходы – это различные «языки» описания и понимания социальной реальности. Им соответствуют и различные типы эмпирических социологических исследований – так называемые «количественные» и «качественные». Однако при любом исследовательском подходе проявляется тот особый взгляд на общество, который отличает социологию от других общественных наук. Его специфика состоит в том, что в социологии общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп, а значит не как независимое, но как представляющее какую-то группу, воспроизводящее определенные групповые границы, выражающее определенную групповую позицию по отношению к другим социальным группам, т.е. осуществляющееся в рамках определенных социальных ограничений – структурных, культурных, нормативных и т.п. – и в этом смысле социальное. Поэтому исходными и основными понятиями в социологии являются понятия социальная группа и социальная структура, социальное действие и социальное взаимодействие, социальная стратификация и социальный статус. Причем чем более сложным является общество, тем более упорядоченным и организованным оказывается индивидуальное поведение, тем сложнее механизмы этой упорядоченности и организованности. Социология изучает, как (каким образом) система упорядоченности и организованности, которая в социологии называется социальный порядок, формируется и воспроизводится в ходе социальной практики, как она закрепляется в системе социальных норм и социальных ролей и усваивается индивидами в процессе социализации таким образом, что индивидуальное поведение становится социально типичным и достаточно предсказуемым. Именно социальная типичность и повторяемость поведения людей, наличие устойчивых социальных связей и взаимоотношений свидетельствует об объективности социальной реальности, о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология какнаучная дисциплины.
Социология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась относительно недавно. Истоки социологии можно найти еще в древней философии, которая пыталась определить порядок общественной жизни, способный обеспечить счастье всем людям и могущество правителям. Античность, среденевековье, Возрождение, Просвещение предложили свои, уже теоретические, модели устройства общества и места человека в нем, свои схемы общественного развития. Однако возникновение социологии в ее современном виде было связано с ориентацией на новый тип научности, характерный для естествознания Нового времени. Ее возникновение связывают с именем О. Конта, который в 30-х гг. 19 века предложил термин «социология» для обозначения принципиально новой науки об обществе, которую еще предстояло создать. В своей знаменитой классификации наук Конт поместил социологию в одном ряду с естественными науками, рассматривая ее как завершение системы наук, как «вершину» всех наук. Эта новая наука, по Конту, должна была отличаться от прежних наук об обществе. Во-первых, тем, что она должна быть построена по типу естественных наук и, в отличие от спекулятивной, умозрительной философии, давать точное, «позитивное», общезначимое знание, открывать неизменные законы функционирования и развития общества, подобные законам Ньютона. Во-вторых, тем, что, подобно естественным наукам, обеспечивающим господство человека над природой, она должна обеспечить господство человека над обществом. Эта методологическая позиция получила название позитивизма и на протяжении многих десятилетий занимала господствующее положение в социологии, находящей для себя идеал научности в классическом естествознании. Общество рассматривалось по аналогии с природным объектом, функционирующим по «неотвратимым» объективным законам. Сталкиваясь с новой, сложной, ускользающей от понимания реальностью, социологи 19 века искали эвристические аналогии или метафорические модели в областях знаний, которые были лучше разработаны. Натурализм, органицизм, социал-дарвинизм, эволюционизм – важнейшие понятия, которые характеризуют данный этап и данное направление развития социологии.
Первая модель, объясняющая общество и его изменения, была заимствована из биологии. Она уподобляла общество организму. Метафора организма использовалась для описания структуры и функционирования общества, а метафора роста – для описания его развития. Социология 20 века унаследовала классическую органическую модель и придала ей более современную форму в таких влиятельных теоретических направлениях, как теория систем, структурный функционализм, неоэволюционизм. На целое столетие в социологии утвердился взгляд на общество как на некую материальную сущность, реальный, осязаемый объект, имеющий четкие границы, устойчивую внутреннюю структуру и подчиняющийся объективным законам, подобным законам природы, действующим независимо от людей, «за их спинами». Лишь недавно в качестве доминирующей в социологии утвердился иной – «процессуальный» образ общества, альтернативный традиционной системно-организмической модели. Общество перестает рассматриваться как жесткий, материальный объект. В современных социологических теориях оно предстает как межличностная, межиндивидуальная реальность, социальное поле межличностных взаимодействий. Странная модель «общества без людей», в которой история вершится где-то над человеческими головами, заменяется представлениями об обществе как совокупном результате преднамеренной и непреднамеренной деятельности всех его членов. Следует отметить, что уже в конце19 – начале 20 вв. в борьбе с позитивизмом и натурализмом в социологии сформировалось альтернативное направление – антипозитивизм (В. Дильтей, М. Вебер), получившее название «понимающей социологии». Понимающая социология исходит из того, что общество принципиально отличается от природы, поскольку в нем действуют люди, ориентируя свои действия на определенные ценности и цели. Общество формируется индивидами в их взаимодействии, поэтому должно открываться внутреннему чувству человека, а не исследоваться методами естественных наук.
Относительно позднее становление социологии как самостоятельной научной дисциплины с новыми для общественной науки критериями научности связано также с тем, что социология имеет не только специфический предмет исследования, собственный понятийный аппарат, но и особый объект исследования. Она сложилась как научная дисциплина, изучающая общество современного (модерного) типа, качественно отличающееся от всех предшествующих типов социальной организации. Поэтому прежние представления об обществе оказались не соответствующими новой социальной реальности, основанной на иных принципах. Исходной дихотомией социологии стала дихотомия традиционности модерности (современности). Она осмысливалась разными теоретиками в разных аспектах, описывалась через разные базовые характеристики (понятия) – военное и промышленное (индустриальное) общество у О. Конта и Г. Спенсера, общество механической и органической солидарности у Э. Дюркгейма, общности и общества у Ф. Тенниса, как переход к новой общественно-экономической формации у К. Маркса, как процесс рационализации у М. Вебера и т.д. Эти концепции не исключают, а дополняют друг друга, с разных сторон описывая становление нового общества. Однако сложившиеся в социологии основные теоретические модели описания модерного общества часто противоположны и оспаривают выводы друг друга относительно базовых характеристик описываемого объекта.
В современной социологии нет и, видимо, не может быть одной – универсальной, все объясняющей теории. В ней сосуществует множество различных, часто противоположных, подходов, парадигм, концептуальных схем. Периодически тот или иной подход выдвигается на передний план и временно оказывает определяющее влияние на развитие социологии, стимулируя соответствующие изменения во всех других направлениях, определенным образом «модернизируя» их. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается.
Социология конца 20 века оказалась перед необходимостью описать новый объект – качественно новый тип общества, в котором преодолеваются (отрицаются) все принципиальные черты общества модерна. Вновь многие прежние представления об обществе оказываются не соответствующими новой социальной реальности, основанной уже на иных принципах. И вновь требуются новые методологические подходы, новые теории, новые приемы исследования и интерпретации. В современной социологии формируется новая исходная аналитическая дихотомия – модерн – постмодерн. Социологами предложено несколько концепций, которые, как прежде современное общество, описывают постсовременное общество с разных сторон, акцентируя его различные аспекты, в совокупности создавая объемную, многомерную картину новой социальной реальности. Это прежде всего такие получившие широкую известность концепции, как теория постиндустриального общества и теория информационного общества. Однако пока описание нового общества осуществляется преимущественно через понятия с префиксом пост – как общества постсовременного, постиндустриального, постклассового, постэкономического, постфордистского, посттрудового и т.д. Это означает, что природа нового общества пока неясна и требует для своего понимания новых подходов, новых теоретических интерпретаций и новых понятий. Постсовременность, характерные для нее процессы глобализации ведут к расширению традиционных представлений о границах общества, в эпоху модерна в основном совпадающих с границами нации – государства. Общество стало превращаться в глобальное, что означает возникновение новых закономерностей, механизмов и проблем общественного развития. Все эти изменения требуют уточнения представлений социологии о своем предмете и его границах, совершенствования и существенного обновления теоретических и методологических подходов.
Социология в России возникла в середине 19 века и развивалась во взаимодействии с западной социологией. На нее оказывали влияние идеи О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорда и Г. Зиммеля, М. Вебера и Э. Дюркгейма, а также идеи К. Маркса. Некоторые российские социологи, такие как М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников, Н.К. Михайловский, Е.В. Де Роберти, М.Я. Острогорский и др., в свою очередь, оказали существенное влияние на становление и развитие мировой социологии.
Процесс институциализации социологии в России начался после Октябрьской революции, раньше, чем во многих европейских странах. Была введена степень по
социологии, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 году в Петроградском университете был образован факультут общественных наук с социологическим отделением, которое возглавил П.А. Сорокин. Основная теоретическая направленность российской социологии того времени определялась задачей создания марксистской социологии. На этой основе получили развитие такие отраслевые социологические теории, как социология труда, социология политики, социология города и др. Активно развивались эмпирические исследования.
Современное социологическое знание обладает сложной внутренней структурой. Как и многие другие науки, исторически социология развивалась в двух направлениях – фундаментальном и прикладном. На фундаментальном уровне, который принято называть общесоциологическим, исследуются общие вопросы общественного развития, организации и функционирования общества, а также проблемы методологии социологического анализа. На этом уровне формируются фундаментальные социологические теории. Прикладной уровень социологии ориентирован на исследование и решение конкретных социальных проблем. Здесь социологическое знание формируется на основе эмпирических исследований и выводов, полученных на основе обобщения эмпирических данных. Долгое время эти направления развивались практически параллельно.
В результате возник разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. Это привело к созданию умозрительных, не обоснованных эмпирически, общесоциологических теорий, с одной стороны, и поверхностному обобщению эмпирических данных, с другой. Для преодоления этого разрыва в конце 40-х гг. 20 века Р. Мертон выдвинул идею формирования теорий «среднего уровня», занимающих промежуточное положение между общесоциологическими теориями и
3. Основные социологические категории:
Личность – конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность за свои поступки, известная автономность в отношении к обществу и другие. Не всякий человек – личности. Человеком рождаются, а личность становятся в процессе социализации. Понятие «личность» необходимо отличать от понятие «человек», которое отражает лишь то, что данное лицо принадлежит к человеческому роду (хомо сапиенс), обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. Каждая личность в обществе имеет свой социальный статус и играет свою социальную роль. Взаимодействие общества с личностью – центральная проблема социологии. Все социально формируемые качества человека (знания, умения, убеждения, интересы, методы, способы, память, воля, воображение, мышление и т.д.) базируются на двух родовых сущностных силах человека: способностях и потребностях.
Способность – это деятельная сила человека, «двигатель», сила, которая действует. В ходе социализации способность дифференцируется в соответствии с духовно-информационными и операционально-деятельными качествами человека на систему знаний и систему умений человека.
Система знаний всех видов и уровней (представления, понятия, учения, концепция, суждения, гипотезы. Теории, законы) представляет собой информационную культуру личности и является результатом образования. Система умений все видов и уровней (навыки, привычки, приемы, способы, методики, методы) образует операциональную культуру личности и является результатом обучения.
Таким образом, в структуре культуры личности можно выделить три слагаемых:
Мотивационная культура («хочу»),
Информационная культура («знаю»),
Операциональная культура («умею»).
Все они представляют собой ступени готовности к практической деятельности, ибо именно в ней и реализует себя личность со всеми своими слагаемых. На основе трех слагаемых культуры личности методом комбинаторики можно построить первичную типологию личностей.
Типология личностей:
Знает, умеет и хочет – образован, обучен и воспитан.
Знает, умеет, не хочет – образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, не хочет – образован, не обучен и не воспитан.
Не знает, умеет, хочет – не образован, обучен, воспитан.
Не знает, не умеет, хочет – не образован, не обучен, воспитан.
Не знает, умеет, не хочет – не образован, обучен, не воспитан.
Знает, не умеет, хочет – образован, не обучен, воспитан.
Не знает, не умеет. Не хочет – не образован. Не обучен, не воспитан.
Общество – это группа людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество». Также обществом может называться и организация, объединяющая людей по разным признакам: «Студенческое Научное Общество», «Общество любителей кошек» и т.д.
Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:
оно не является частью более крупной системы;
браки заключаются между представителями данного объединения;
оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
у общества есть собственное название и собственная история;
оно обладает собственной системой управления;
объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.
Закрытое общество – по К. Попперу – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).
Открытое общество – по К. Попперу – тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое – к творчеству.
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» – заботиться о других, а частная собственность – дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Соборное общество – судьбоносный фактор человечества как холистической системы. Это такое социальное образование, в котором люди добровольно и осознанно выбирают качественно новую стратегию собственной жизни, предполагающую организацию межличностных взаимодействий на основе христианских ценностей (христианских заповедей Любви), что способствует формированию открытых энергоинформационных связей с притоком внешней энергии
Социальная группа – это объединение людей. Основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Наряду с анализом уровня формализацтт групп рассматривается и их классификация. Напримет, по степени приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные.
Первичная – это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказыват весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.
Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различатся в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы. Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т.д. К вторичным группам можно отнести коллектив курса студентов. Политическую партию. К которой вы принадлежите, и др.
Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных – формальными. Однако одназначность оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной. Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.
В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. С точки зрения методологии и методики, классификация представляет собой вычленение из статической целостности (универсума) социальных групп таких, которые имеют одинаковые (в определенном значении) характеристики, выбранные исследователем, например этические.
Приведенный Юбэнком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:
· на основе этнической или расовой принадлежности;
· на основе уровня культурного развития;
· на основе типов структуры, существующей в группах;
· на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
· на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
· на основе различных видов связей, существующих в группах;
· на других принципах.
Основная классификация зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно.
Социальный институт – исторически сложившаяся организационная форма человеческой деятельности.
Социальный институт существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры.
Приведенные примеры показывают, что общество удовлетворяет свои основные потребности с помощью социальных институтов. Социальный институт устойчивая модель действия, связанная с той или иной основной потребностью общества, регулируемую определенными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).
Щепаньски (1970) перечисляет следующие четыре функции социальных институтов:
Они делают возможным удовлетворение различных потребностей.
Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного поведения.
Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества.
Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т.е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции.
Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро институтов – различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существуют свои формы институтов, например, этикет общения, разные бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы. Институты – это компоненты реальной жизни в определенные промежутки времени. В определенных ситуациях, в определенных обществах.
С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение осмысленной связи реальности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий и ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. Индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязанности или возможности, созданные бракосочетанием. Институты управляют человеческим поведением и стабилизирует его.
Социальная система – целостное структурированное образование, основными элементами которого являются люди. Их группы и общности, связи и взаимодействия, социальные ценности и нормы, социальные институты и организации и др.
Наиболее наглядным и показательным примером является само общество, которое неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных структурных единиц (подсистем). Каждая из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальная система. Структура общества отличает его, с одной стороны, от хаотического, произвольного скопления индивидов, а с другой, от других социальных систем, имеющих иную, свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и качественную определенность. Вместе с тем, она служит основой стабильности, устойчивости общества. Кроме того, именно потому, что общество – это не простая сумма индивидов, а целостное образование, оно порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей, иных его структурных элементов или их суммы. Как особая социальная система общества функционирует и развивается по своим собственным законам. Все это относится не только к обществу, но и к любой его подсистеме, которая в иной связи выступает как самостоятельная социальная система.
Социальная структура (от лат.structura – строение) – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочнная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними.
«Культура» – возделывание, обрабатывание.
Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни. О «нарастающей» культуре, когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. «Аккумуляция» культуры происходит за счет конкретных открытий и изобретений за счет диффузии, т.е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптации к новым условиям.
Рост культуры проявляется более явно в материальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труднее поддается «исчислению», чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические векторы могут способствовать или мешать росту культуры.
Быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение и наиболее медленно – ценности. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобретений в обществе.
Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с главной или господствующей культурой.
Межкультурные различия, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции. Отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементом и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом.
Социальная стратификация – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.
Социальная стратификация отражает социальную неоднородность общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство. Критерии подразделения общества на слои (страты) могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но
чаще всего выделяются профессия, доход, образования, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции и др. При всем различии подходов социологов к проблеме социальной стратификации можно выделить общее: с.с. – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Особенно большой вклад в разработку теории С.с внес П.А. Сорокин, который исходил из того, что общество не может быть и не бывает однородным, оно всегда дифференцированно. Вместе с тем, не отрицая деления общества на классы, П.А. Сорокин считал односторонней, упрощающей и огрубляющей социальную структуру общества. Заслуга П.А. Сорокина и в том, что он впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Серьезный вклад в разработку С.с внесли социологи-функционалисты (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.).
Мобильность в широком понимании – это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения – эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности. Главные формы социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное положение, например, перемены в течение жизни одного общественного класса в другой. В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятствует, что-то является ее последствием.
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти – первостепенные стимулы или соответственно препятствия для перемещения человека с одного слоя на другую.
Миграция – перемещение, переселение, подвижность населения, в результате которых обычно происходит изменение численности населения на той или иной территории.
Социальный слой – обозначение социальной группы. Выделяемой на основании некоторых общих признаков, например, квалифицмрованные рабочие. Пенсионеры и др.
Ценность – приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это – тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.
Народ – это все население той или иной страны как целостное образование, включающее различные классы, социальные слои и группы, этнические и иные общности, объединенное его государственной общностью, единством исторических судеб, коллективного опыта, образа жизни и самоидентификацией и являющееся высшим носителем власти.
Свобода – самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических органов, организаций и объединений и др.), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В наличии у них соответствующих прав и их гарантий.
В современной социологии нет и, видимо, не может быть одной – универсальной, все объясняющей теории. В ней сосуществует множество различных, часто противоположных, подходов, парадигм, концептуальных схем. Периодически тот или иной подход выдвигается на передний план и временно оказывает определяющее влияние на развитие социологии, стимулируя соответствующие изменения во всех других направлениях, определенным образом «модернизируя» их. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Поставленные передо мной цели и задачи были выполнены.
Список используемой литературы
1. Э.К. Асп, Введение в социологию, «Алетейя», 2000 г.
2. Л.А. Зеленов, Основы социологии, «ВЛАДОС», 2000 Г.
3. В.Н. Лавриненко, Социология, «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 г.
4. Э.В. Падевосян, Словарь справочник по социологии и полиологии, «Знание», 1996 г.
5. В. Харчева, Основы социологии, «Логос», 2001 г.