Социометрия, отчет по результатам исследования
Ульяновский государственный университет факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Выполнила:
Данюкина Марина
студентка группы С-21
отделения социологии
Преподаватель:
Ефимова О.И.
г. Ульяновск
- 1999 -
Социометрия
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы
N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).
Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии
УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты
этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы
каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно
говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста,
небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и
класс. А теперь задание: «у вас через несколько дней вечер в классе, с
конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на
праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины
вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы
пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только
после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!
Обработка результатов:
Взаимный выбор
Число взаимных выборов: 20
1) Хитрова (1) – Белоногова (1);
2) Голованова (1) – Артамонова (3);
3) Голованова (2) – Колесникова (3);
4) Голованова (3) – Альбикова (3);
5) Веркина (1) – Биккулова (2);
6) Веркина (2) – Нафиева (2);
7) Артамонова (1) – Колесникова (2);
8) Артамонова (2) – Альбикова (2);
9) Янина (1) – Левицкова (1);
10) Янина (2) – Попова (2);
11) Будаева (1) – Игошина (1);
12) Шанин (1) – Гаврильчев (1);
13) Карпенко (1) – Головин (1);
14) Макарова (3) – Нафиева (1);
15) Колесникова (1) – Альбикова (1);
16) Нафиева (1) – Биккулова (1);
17) Левицкова (2) – Попова (1);
20) Уфимов(1) – Улитин (1);
21) Ефимова (1) – Андреева (1);
22) Андреева (3) – Биккулова (3).
Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера) Рис. 2:
Выбор Нафиевой (лидера)
Таблица 1.
| |1|2|3|4|5|6|7|8|9|1|1|1|1|1|1|1|1|1|1|2|2|2|2|2|2|2|
| | | | | | | | | | |0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|0|1|2|3|4|5|6|
|1. Хитрова Юля | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | | | |2|1| |
|2. Голованова Люда | | | | |1| | | | | |2| |3| | | | | | | | | | | | | |
|3. Веркина Марина | | | | | | | | | | | | | | | | |2| | | | | | |3| |1|
|4. Бондарь Саша | | | | | | | | | | |2| | | | | | | |1|3| | | | | | |
|5. Артамонова Оля | |3| | | | | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |
|6. Янина Даша | | | | | | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |2| |3|
|7. Будаева Надя | | | | | |2| | | | | | | | | |1| | | | | | | | | |3|
|8. Шанин Данил | | | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| |1| | | | | |
|9. Карпенко Олег | | | |3| | | | | | | | | | |1| | | | | |2| | | | | |
|10. Макарова Настя | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | |1|2| | | |
|11. Колесникова Алена | |3| | |2| | | | | | | |1| | | | | | | | | | | | | |
|12. Нарбеков Наиль | | | | |3| | | | | |1| |2| | | | | | | | | | | | | |
|13. Альбикова Эльвира | |3| | |2| | | | | |1| | | | | | | | | | | | | | | |
|14. Живицы Миша | | | | | | | | | | |3|2| | | | | | | |1| | | | | | |
|15. Головин Антон | | | | | | | | |1| |2| | |3| | | | | | | | | | | | |
|16. Игошкина Кристина | | | | | | |1| | | | | | | | | |2|3| | | | | | | | |
|17. Нафиева Эльвира | | |2| | | | | | |3| | | | | | | | | | | | | | | |1|
|18. Левицкова Маша | | | | | |1| | | | | | | | | | |3| | | | | | |2| | |
|19. Уфимов Роман | | | | | | |3| | | | | | | | | | |2| |1| | | | | | |
|20. Улитин Игорь | | | | | | | |3| | | |2| | | | | | |1| | | | | | | |
|21. Гаврильчев Сергей | | | | |3| | |1| | |2| | | | | | | | | | | | | | | |
|22. Ефимова Маша | | | | | | | | | | | | | | | | |3| | | | | |1|2| | |
|23. Андреева Наташа | | | | | | | | | | | | | | | | |2| | | | |1| | | |3|
|24. Попова Лида | | | | | |2| | | | |3| | | | | | |1| | | | | | | | |
|25. Белоногова Наташа |1| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |3|2| | | |
|26. Биккулова Женя | | |2| | | | | | | | | | | | | |1| | | | | |3| | | |
|Итого: |2|9|4|3|1|8|4|4|1|3|1|7|8|3|1|1|1|7|4|5|3|5|8|1|1|1|
| | | | | |1| | | | | |7| | | | | |6| | | | | | |1| |1|
Рис. 3: социометрические группы
(16-17) Лидеры группы: Колесникова
Алена, Нафиева Эльвира;
(11-9) Популярные члены группы:
Артамонова Оля, Голованова
Люда, Попова Лида, Биккулова
Женя;
(1-4) Отверженные члены группы:
Белоногова Наташа, Головин
Антон, Игошкина Кристина,
Карпенко Олег, Хитрова Юля.
Выводы:
Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г.
Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более
или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия
взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе
межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании
сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений,
существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на
отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек
наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой,
Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся
дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности
с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и
мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как
взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется
желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как
второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову,
Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин,
Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них
положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний,
чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также
необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.
-----------------------
11-9
16-17
8-7
††††††††††††††††††††?????????????????????
1-4
11
2
5
13
17
3
10
26