Сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб
Введение
Бурное развитие в нашей стране профессии «социальный работник», широкое развитие сети учреждений, оказывающих разноплановую помощь пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, семьям, сиротам и другим категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обуславливают необходимость тщательного подхода к подготовке специалистов по социальной работе, которые должны быть наделены такими профессиональными и духовно-нравственными качествами, как милосердие, сострадание, эмпатия.
Система профессионально-личностных ценностей занимает ведущую позицию в структуре личности социального работника и содержится в его целях, убеждениях, идеалах, установках, интересах и других личностных проявлениях. В процессе деятельности социального работника профессионально значимые ценности занимают особую роль, они выступают основными регуляторами поведения и являются необходимым условием эффективности профессиональной деятельности.
Социальная работа, как профессиональная деятельность, имеет целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это такая деятельность по социальному регулированию, которая требует, с одной стороны, профессиональной компетенции, юридических, психологических знаний. С другой стороны, социальный работник должен не только обладать знаниями в области философии, этики, но и глубоко проникнуться их духом, чтобы не поддаться соблазну манипулирования людьми, чтобы, будучи призванным творить добро, не принести ненароком зла от невежества или душевной глухоты.
Целью настоящей работы является сравнение уровня альтруистических установок у сотрудников социальных служб. Предмет исследования – формирование альтруистических установок. Объект – личность социального работника.
Гипотеза исследования: в силу специфики осуществляемой профессиональной деятельности альтруистические установки наиболее выражены у сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня».
Задачи исследования:
ü дать интегральное определение «профессионализма в социальной работе»;
ü обозначить основные свойства и качества личности, входящие в понятие «профессионализм в социальной работе»;
ü исследовать альтруистическую направленность в деятельности сотрудников сферы социального обслуживания;
ü провести анализ и сравнение полученных данных.
Основные методы исследования многофакторный опросник Р Кеттелла и методика Т. Лири.
Глава 1. Основные подходы к изучению проблемы профессионально-личностного развития социальных работников
1.1 Профессионализм в социальной работе
Понятие «профессионализм в социальной работе» до сих пор недостаточно раскрыто в силу объективных и субъективных причин. Одни исследователи убеждены, что профессионализм – это степень овладения социальным работником профессиональными навыками; другие считают, что «профессиональная подготовка» и «профессиональная квалификация» - это обязательные компоненты профессионализма; третьи добавляют к этим компонентам «этические знания» как неотъемлемую часть профессиональной деятельности социального работника; четвертые считают, что профессионализм в социальной работе невозможен без предрасположенности к выполнению социальной работы, определенной склонности к работе с людьми.
В начале 90 –х гг. XX века разные авторы – Н.С. Давакин, И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.А. Яблокова и др. – пытались дать определение профессионализма в социальной работе:
ü психологи выделяют такие аспекты становления профессионализма социальных работников, как престижность профессии; профессиональное мастерство; социальная престижность, успешность профессиональной деятельности; динамика, этапы, уровни развития профессионализма; знания, умения, навыки профессиональной деятельности; определенные индивидуально-психологические свойства и состояния личности социального работника; направленность личности; иерархия мотивов, ценностных ориентаций. На этой основе они выделяют такие компоненты профессионализма как: профессионализм деятельностный, профессионализм личностный, профессионализм по отношению к другим;
ü социологи делают акцент на профессиональных ценностях, способах социального действия, профессиональном призвании, глубокой мотивации к профессиональной деятельности социального работника, профессиональной подготовке, профессиональном мастерстве, профессиональной культуре, профессиональной специализации, трудовых навыках, квалификации;
ü педагоги выделяют такие качества как мотивационно-ценностное отношение к профессии, профессиональное сознание и самосознание, профессионально обусловленные качества и свойства личности, готовность к профессиональной деятельности.
Неотъемлемая часть профессионализма - этические качества и ценностные ориентации. Ядром системы ценностей социального работника являются профессиональные ценности, которые реализуются в процессе практического действия в системе «человек-человек» и выражаются в уважении клиента как человека и индивида, признании самоценности каждого клиента, адекватности реакции на эксклюзии, происходящие в обществе.
1.2 Психологические предпосылки формирования профессионально-значимых качеств
В психологии понятие характер (от греч. character - «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль в этом играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того, как он в ней интегрируется. В коллективе как в группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный - благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Следовательно, характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие, Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.
Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н.Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П.Павлов - городками, Д.И.Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.
Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т. д.). Характер человека проявляется к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т. д.).
Характер не является врожденным, - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты - национальные, профессиональные, возрастные. Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается. Последовательно проходя этапы профессионального роста, человек теряет какие-то черты характера предыдущего и приобретает новые.
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Большую помощь в формировании характера или отдельных его черт оказывают более опытные люди. Исходя из гипотезы курсовой работы, таким пластичным, развивающимся элементом характера в ходе реализации профессиональной деятельности социального работника являются его ценностные установки.
Становление профессионализма начинается с профессиональной подготовки, поэтапного формирования системы практических навыков и профессионального мастерства. Профессионально-личностное становление предусматривает формирование профессионального призвания и развитие духовно-нравственных качеств.
Готовность субъекта к осуществлению гуманистически ориентированной деятельности по оказанию помощи нуждающемуся в ней человеку, побуждаемую бескорыстной мотивацией, согласуемую с интересами других людей (группы, всего общества) и сопровождаемую специфическими альтруистическими переживаниями, Л. Н. Антилогова называет альтруистической установкой.
Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа или представления, в форме мысли или понятия, в форме идеи или нравственного идеала.
В психологии сложилось следующее определение мотива: мотив — это то, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, выступает как объективная необходимость.
По мнению одного из наиболее известных в отечественной психологии исследователей мотивации — Р. Г. Асеева, мотивация есть специфический вид психической регуляции поведения и деятельности. Таким образом, в наиболее широком смысле мотивация определяет поведение.
Итак, в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, не всегда в этой деятельности исчерпывается, завершив ее, личность начинает другую. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Между развитием мотива и овладением деятельностью могут возникать и обычно возникают рассогласования. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, напротив, отстает. И то и другое сказывается на ее результате.
Все сказанное позволяет заключить, что мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют условный стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).
Вопрос в том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных. Та же самая концепция А. Маслоу не может ответить на этот вопрос: как известно, он строит «пирамиду» потребностей, которые являются основой мотивов. Это биологические потребности, потребность в безопасности (как нужда в порядке, устойчивости), аффилиативные потребности, потребность в уважении, престиже, и, наконец, потребность в самовыражении, в самоактуализации.
Отечественные психологи исходят из того, как конкретный действительный индивид включен в систему общественных отношений и каким образом эта система отражается в его индивидуальном сознании. Б.Ф. Ломов считает, что для понимания сущности мотивационной сферы (ее состава, строения, динамики) и ее развития необходимо рассматривать связи и отношения личности с другими людьми. Изучая зависимость мотивационной сферы личности, важно иметь в виду, что они имеют многомерный и многоуровневый характер, не только непосредственные, но и опосредствованные контакты. В процессе развития в обществе индивид как бы выходит за пределы непосредственных связей с другими людьми, а его мотивационная сфера начинает формироваться под существенным влиянием жизни общества: идеологии, политики, этики и т.п. Огромную роль в формировании мотивационной сферы играют общественные институты. На эмпирическом уровне психологического анализа речь должна идти, прежде всего, о тех общностях людей, к которым принадлежит данный конкретный индивид. Принадлежность к общности является одной из важнейших детерминант мотивационной сферы личности. Так как любой индивид принадлежит ряду общностей, а в процессе его развития число общностей, в которые он включается, изменяется, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Следовательно, развитие мотивационной сферы надо рассматривать не как процесс «изнутри» индивида, а в плане развития его связей с различными общностями людей. Таким образом, переход от одного уровня мотивации к другому определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с другими людьми, с обществом в целом.
Во множестве мотивов индивида отражаются потребности, свойственные различным общностям, в которые он включен. Этим определяется сложнейшая картина динамической системы мотивов, их согласованность или противоречия, дифференциация и интеграция, взаимопревращения и т.д. Но всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, не всегда. Если бы это было так, то человек обладал идеальным самосознанием, в совершенстве знал себя, давал бы точную самооценку. Между тем нередко окружающие люди лучше знают, вернее оценивают человека, чем он сам. Разумеется, человек всегда осознает ту непосредственную цель, которой подчинено его поведение в текущий момент. Он лучше знает фактическую сторону своей жизни, но парадокс в том, что человек часто не осознает (или осознает неполно) истинные причины или побуждения к совершению определенных поступков или поведенческих актов.
Немаловажную область мотивации человеческих действий и поступков образуют неосознаваемые побуждения. Среди неосознаваемых побуждений личности лучше всего изучены установки. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — это готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом.
Ставшие классическими исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников показали процесс формирования фиксированных установок, определяющих поведение личности. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, является либо результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов из некоторых факторов личного опыта человека, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления — стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.
Установки по отношению к различным фактам общественной жизни могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения. Психологическими исследованиями в структуре установки выделены три составляющие (подструктуры). Когнитивная (от лат. cognito — «познание») подструктура есть образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная подструктура есть комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая подструктура — готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. К неосознаваемым мотивам также относятся влечения, которые определяются как неопредмеченное побуждение.
Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений и т.д. Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности являются, вместе с тем, мотивами ее деятельности.
Установки - это убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. Это готовность действовать определенным образом. Альтруистические установки - это готовность индивида помогать другим людям.
Установка личности - это позиция, занимаемая человеком, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам, и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Установка личности в широком, обобщенном значении заключается в избирательном отношении к чему-то значимому для личности и приноравливание к соответствующей деятельности или способу действия личности в целом, включая ее психофизический строй.
Всякая установка - это установка на какую-то линию поведения. Образование установки предполагает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, которые в ней возникают; она зависит от того, что субъективно значимо для индивида.
Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо. Установка возникает (формируется) в результате определенного распределения и внутреннего взаимодействия тенденций, выражающих направленность личности, представляя их итог в состоянии динамического покоя и предпосылку, фон, на котором они в дальнейшем развиваются. Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность.
Установка, как позиция личности, из которой происходят ее действия, складывается в ходе развития личности и постоянно перестраивается в процессе ее деятельности. Порождаемая внутренним взаимодействием и взаимопроникновением различных тенденций, выражающих направленность личности, установка в свою очередь их порождает или обусловливает. Установка играет значительную роль во всей деятельности личности. Наличие той или иной установки соответственно изменяет и перспективу, в которой воспринимается субъектом любое предметное содержание: перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного и все представляется в иной перспективе, в ином свете.
Установка личности, в которой активизировано определенное перцептивное содержание, играет существенную роль в восприятии, в познании человеком действительности.
Установка, по Узнадзе, - это такое отношение потребностей к ситуации, которое определяет функциональный статус личности в данный момент. Установка процессуальна и носит, как показывают исследования Д.Н.Узнадзе и его сотрудников, фазовый характер. Установка при этом трактуется Узнадзе как известная общая диспозиция личности, определяющая реальную позицию в конкретном действии.
Установка соотносительна с тенденциями. Тенденции выступают как стремления, когда намечается не только исходный, но и конечный их пункт. Тенденции заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.
Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого сознания. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека развиваются, изменяются, перестраиваются. Мотивы деятельности человека изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.
Согласно представлениям А. Г. Асмолова, «установка» является стабилизатором деятельности, без которого «деятельность не могла бы существовать как самостоятельная система, способная сохранять устойчивость, направленность движения».
Представители школы Д. Н. Узнадзэ в течение многих лет последовательно отстаивают идею о существовании первичной установки, предворяющей и определяющей развертывание любых форм деятельности.
За понятием «первичная установка» в концепции Д. Н. Узнадзэ стоит конкретно-психологическое явление, известное в психологии под именем феномена «побуждающего характера» предметов. В процессе возникновения первичной установки можно выделить три момента: потребность (предпосылка возникновения деятельности), активность и ситуация удовлетворения потребности. Первый и третий моменты образуют некоторое единство в процессе активности, которая и является основным источником возникновения установки. Отсюда следует, что первичная установка представляет собой не что иное, как момент деятельности субъекта,
В представлениях А. Г. Асмолова об иерархической уровневой природе установки как психологического механизма стабилизации деятельности выделяется четыре уровня установочной регуляции деятельности, соответствующей структуре деятельности: уровень смысловых установок, уровень целевых установок, уровень операциональных установок и уровень психофизиологических механизмов регуляторов установки в деятельности. Уровень смысловых установок является ведущим в иерархической структуре регуляции деятельности.
Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловые установки вызываются мотивом деятельности и выражают в ней личностный смысл в форме готовности к сохранению направленности деятельности в целом. При исследовании смысловой установки в регуляции деятельности недостаточно ограничиться указанием на то, что смысловые установки могут осознаваться. Более значимым для понимания природы смысловой установки А. Г. Асмолов ставит вопрос, достаточно ли ее «обозначения» для последующего изменения, сдвига. Отвечая на поставленный вопрос, он выявляет еще на одну особенность смысловых установок. Она заключается в том, что сдвиг смысловых установок всегда обусловлен изменением отражаемых в личностном смысле реальных жизненных отношений личности к действительности, которые выражают в деятельности смысловые установки. Смысловая установка - это, скорее, объектное, чем субъективное, образование. Для ее сдвига такого условия, как осознание привлекательности (или непривлекательности) объекта установки, явно недостаточно.
Смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер. Смысловые установки могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Сдвиг установок всегда опосредован изменением деятельности субъекта.
Из перечисленных особенностей смысловой установки основная особенность - это «цементирование» общей направленности деятельности в целом, придание всей деятельности устойчивого стабильного характера.
Критерием для выделения следующего уровня установочной регуляции деятельности является наличие цели действия. Цель, будучи представлена в форме осознаваемого предвидения результата, актуализирует готовность субъекта к её достижению и тем самым определяет направленность действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить, прежде всего, то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определённой задачи. Вопрос о целевой установке, ее природе и функциях разработан в психологии намного детальнее, чем вопрос о смысловой установке. В различных психологических школах и направлениях, а особенно в Вюрцбургской школе и динамической теории личности К. Левина, исследование целевой установки занимало одно из центральных мест.
Целевая установка, представляющая собой готовность, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действия, выполняет функцию стабилизации действия. Целевая установка феноменологически проявляет себя в тех случаях, когда на пути протекания действия возникают те или иные препятствия. Из приведённого становится ясным, что различительным критериям для отделения уровня смысловых установок от уровня целевых является наличие цели для последнего, представленного в «форме образа осознаваемого предвиденного результата». Целевые установки соответствуют цели осуществления действия и выполняют функцию его стабилизации.
Под операциональной установкой понимается готовность к осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрежения задачи на основе учета условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способа осуществления действия зависит от содержания предвосхищаемого условия. Говоря о «содержании условия», мы имеем в виду представление А. Н. Леонтьева о том, что человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он приноравливает свою деятельность, а сами эти условия несут в себе средства, общественно выработанные способы деятельности, предметные и социальные нормы. Условия деятельности обладают этим присущим только миру человеческих предметов свойством, так как в них объективированы «значения». Именно в «значениях» содержатся те схемы действия - готовые формулы, образцы поведения, о которых писал Д. Н. Узнадзэ, и которые передаются из поколения в поколение, не позволяя распасться «связи времен». Эти «значения», будучи представлены в образе предвосхищаемого условия, определяют конкретное выражение способа осуществления действия, В случае совпадения образа предвосхищаемого условия с фактически наступившим условием ситуации разрешения задачи, операциональная установка приводит к осуществлению адекватной операции, посредством которой может быть достигнута цель действия. Операциональные установки определяются условиями осуществления действия. На их основе формируются устойчивые стереотипы поведения.
В советской психологии мысль о необходимости учета того содержания, которое различные установки выражают в деятельности человека, особенно рельефно выделена в исследованиях А. В. Запорожца. В зависимости от содержания, лежащего в основе установок, А. В. Запорожец вычленяет два вида установок: ситуационно-действенные и предметные. Ситуационно-действенные установки отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия. В предметных установках отражены более устойчивые и независимые от преходящих особенностей действия отношения между признаками самого предмета. А. В. Запорожец предполагает, что взаимоотношения между двумя моментами механизма операциональной установки – вероятностным прогнозом и «содержанием связи» - в ситуационно-действенных и предметных операциональных установках различны. В ситуационно-действенных установках именно частота проявлений определенной связи на относительно небольшом временном интервале является основным признаком, который приводит к возникновению установки. В исследованиях А. В. Запорожца выступил факт зависимости установки от предметного содержания, от «значений», кристаллизированных на объектах установки.
Помимо двух типов операциональной установки (ситуационно-действенной и предметной) А.Г. Асмолов выделяет еще один третий тип – импульсивные установки. По своему механизму импульсивные установки резко отличны от предметных и ситуационно-действенных установок, но тем не менее они соотносимы с побочными условиями ситуации, в которой человеку приходится решать самые различные типы задач.
Согласно Л.Н. Антилоговой, реализация альтруистического поведения осуществляется через смысловые установки, которые выявляются наиболее отчетливо в заданных человеку ситуациях, где ему предоставляется возможным выбрать наиболее специфические для него способы реагирования.
1.3 Ценностные ориентации как важнейший компонент профессионализма
Проблемы ценностной ориентации личности в отечественной психологии освещены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзэ. Несмотря на разнообразие школ и направлений, в отечественной психологии ценностные ориентации определяются как важнейшие компоненты структуры личности. Ценностные ориентации определяют направленность личности на те или иные ценности, выполняя функции регулятора поведения, целеполагания, мотивации и обеспечения приемлемых способов реализации целей человека. Они представляют собой социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, что, в свою очередь, определяет двойственный характер ценностей: с одной стороны, они социальны, так как зависят от ценностей окружающего социума, с другой стороны - индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного индивида.
Проблема осмысления ценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный,аксиологический этап развития науки. Однако ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. В психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В развитии представлений о личности в различных теориях выявляется общая закономерность, которая заключается в постепенном принятии идеи о социальной обусловленности поведения человека и, соответственно, обращения к проблеме ценностных ориентаций.
Развитие системы ценностных ориентаций личности осуществляется несколькими одновременно протекающими и связанными между собой процессами. К таким процессам можно отнести адаптацию, социализацию и индивидуализацию, направленную на выработку собственной, автономной системы ценностей. Однако система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности.
Из большого количества определений и классификаций ценностей по различным основаниям можно выделить две основные группы ценностей: терминальные и инструментальные. Первые ценности (ценности-цели) носят устойчивый характер и выступают в качестве основных целей человека, отражая его жизненную позицию и стратегию. Вторые (ценности-средства) являются основными стандартами при выборе определенного способа поведения для достижения поставленных целей. Система ценностной ориентации личности включает в себя как терминальные, так и инструментальные ценности.
Система ценностной ориентации личности формируется и развивается в процессе идентификации, интериоризации и интернализации, которые являются важными условиями социализации личности. Становление ценностной системы индивида определяется действием целого комплекса различных психологических оснований и социальных факторов: уровнем развития смысловой и эмоционально-смысловой сферы, социально-психологическими характеристиками, особенностями социальной среды, видом деятельности, характером и формой психологического воздействия. Однако психологические основания являются определяющими, влияя на становление системы ценностных ориентаций индивида.
Эффективность профессиональной деятельности во многом зависит от деятельностно-смыслового единства, которое заключается в соответствии профессиональных и личностных ценностей, что является особенно важным в профессиональной деятельности социального работника, направленной на оказание помощи нуждающимся. Ярко выраженный гуманистический и этико-деонтологический характер деятельности социального работника предъявляет высокие требования к его личностным качествам и уровню сформированности профессиональных ценностей.
Теоретический анализ работ отечественных и зарубежных авторов (И.А. Зимняя, Л.В. Топчий, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, С.Л. Рубинштейн) позволил выделить такие профессионально-значимые качества социального работника, как гуманность, альтруизм, терпимость, чуткость, эмпатия, эмоциональная устойчивость, доминантность, социальная смелость. Поскольку профессиональная деятельность социального работника опосредована нравственными критериями, то эффективная реализация этих качеств, будет определяться уровнем сформированности его системы ценностей.
Л.Н. Антилогова считает, что формирование и развитие альтруистической направленности личности особенно необходимо всем тем, кто работает с людьми. При этом, говоря словами В.А. Сухомлинского, «следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях… Глухой к другим людям останется глухим и к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
Данное суждение можно адресовать и социальному работнику, от чуткости, отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания и жертвенности которого в определенной степени зависит здоровье и самочувствие подопечных.
Термин «альтруизм» был впервые введен О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outré» - жить для других. Альтруизм – разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. В.В. Давыдовой предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма:
ü Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания.
ü Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств.
Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается). Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку независимо от лежащих в его основе мотивов и связи с целями и задачами общества. При исследовании альтруизма обращают внимание или на само поведение, направленное на оказание помощи другим, или на его мотивы. Акт оказания помощи рассматривается как альтруистический, когда он мотивирован не собственными интересами лица, оказывающего помощь, а ожиданиями ее положительных последствий для другого человека.
У Г.П. Медведевой альтруизм – это жизненный принцип, согласно которому благо другого более важно и значимо, чем собственное «я». Принцип и нравственная практика альтруизма никогда не были широко распространены в человеческом обществе, но все же существовали во все времена, возрождаясь вновь и вновь, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.
На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. У зарубежных психологов широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждаемости другому нуждающемуся», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние».
Близким нашему пониманию данного феномена является определение, авторы которого считают альтруистическим поведение, когда «помогают другим, не рассчитывая получить за это какое-либо вознаграждение».
Е.Е. Носиновская считает, что носитель альтруистической мотивации способен проявлять альтруизм не только по отношению к любому социальному объединению, членом которого но является, но даже к незнакомым лицам и общностям, в которые он реально не включен.
Под альтруизмом в философской и этической литературе понимается принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В данном определении отчетливо выделяется две части. Первая выражает суть альтруизма (бескорыстная помощь другому), а вот вторая требует некоторого уточнения.
Было бы точнее акцентировать внимание в определении альтруизма не на моменте жертвенности, а на моменте отсутствия практической пользы или вознаграждения для действующего субъекта. Во-первых, для подлинно альтруистического поведения не всегда характерна жертвенность во имя другого человека. Альтруистическое поведение, как правило, характеризуется тем, что субъект переживает свое деяние как продиктованное внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам. Во-вторых, поведение, требующее от субъекта явно наблюдаемый извне и ярко выраженной жертвенности ради нужд другого, осуществляется сравнительно редко, поведение же, не совпадающее с личными нуждами человека, не сулящее ему никакого вознаграждения, реализуется достаточно часто.
Проведенный анализ литературы позволяет заключить, что существует достаточное разнообразие теоретических представлений об альтруизме и его возникновении. Можно выделить три объяснительных принципа данного понятия, которые являются взаимодополняемыми. Согласно первому из них, альтруизм является следствием эмоциональной реакции эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания.
Согласно второму принципу, альтруизм возникает в результате воздействия на субъекта общественным моральных норм. Главным образом они определены для человека в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения.
Согласно третьему принципу, альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается недостаточно четко очерченная реальность, предстающая то в виде ожиданий субъекта, то в виде усвоенных и переработанных им социальных норм, то в форме ценностных ориентаций и установок.
Остановимся на каждом из этих принципов. Что касается роли эмоциональных образующих «в осуществлении альтруистического поведения», то она представляется бесспорной. В то же время два других принципа вызывают сомнение. Прежде всего, сами по себе моральные нормы едва ли могут способствовать возникновению альтруистического поведения. Для этого они должны быть приняты и переработаны субъектом. Но в таком случае выделение личностных норм, принятых как переработанные социальные, не разрешает проблемы определения и рассмотрения внутренних детерминант альтруистического поведения. Уместно вспомнить, что так называемые личностные нормы часто интерпретируются как установки личности. Такая интерпретация вполне соответствует традиционному представлению об установке как о готовности действовать определенным образом.
Каждая деятельность побуждается и направляется мотивом, представляющим собой определенную потребность. Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем – через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности – значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл – это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающейся в его (субъекта) отношении к осознаваемым явлениям.
Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражается ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчекнуто А.Н. Леонтьевым. Он писал следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным – существующим в форме готовности, в форме установки».
Из многочисленных проблем морального сознания, имеющих отношение к жизни и деятельности каждого человека, существует еще одна проблема долга как одного из движущих механизмов профессиональной деятельности. Опыт подготовки социальных работников в нашей стране пока достаточно скромен. Основой выбора профессии может стать чистая случайность, поиски заработка, влияние родителей, друзей, соседей и т.д. Сильную устойчивую мотивацию именно на выбор этой специальности проследить пока трудно. Вместе с тем, можно с полной уверенностью заявить об одном – в эту профессию идут люди, ориентированные всем своим воспитанием, личностными предпосылками на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим.
Глава 2. Исследование формирования альтруистических установок у сотрудников социальных служб
2.1 Организация и структура исследования формирования альтруистических установок у работников социальных служб
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы, выдвинутой в курсовой работе, было проведено исследование среди сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Берегиня» и Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Березовского.
Для исследования формирования ценностных установок были изучены две группы. Группа из 20 сотрудников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних получила условное название «группа 1», соответственно группа, также состоящая из 20 сотрудников Центра социального обслуживания, вошла в «группу 2». Обе группы состояли исключительно из лиц женского пола. Средний возраст группы 1 составил 26 лет, группы 2 – 28 лет.
Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной психологии, сформулированные в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, Е.Е. Насиновской, Л.Н. Антилоговой, С.Л. Рубинштейна и др.
В качестве психодиагностических методик использовались многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла и методика Т. Лири.
Р. Кеттелл предпринял попытку создать концепцию структуры личности на объективных основаниях. Он считает установку испытуемого при ответах формой поведения, связанной с определенными чертами личности. Опросник Р. Кеттелла выявляет индивидуально-типологические особенности личности, что позволяет установить зависимость различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека.
По мнению Л.Н. Антилоговой испытуемые с высокой степенью выраженности альтруистического поведения имеют высокие показатели по шкалам:
А – экстраверсия - интроверсия. Этот фактор характеризует естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброту, мягкосердечность;
В – пластичность - ригидность. Этот фактор характеризует уровень интеллекта;
С – эмоциональная устойчивость - лабильность. Фактору соответствует способность управлять эмоциями и настроением, умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение в противоположность нерегулируемой, дезорганизующей эмоциональности;
G – добросовестность – беспринципность. Содержательно фактор напоминает фактор С (сила «Я»), особенно в том, что касается регуляции поведения. Разница заключается в том, что фактор G характеризует настойчивое стремление к соблюдению моральных требований, которое не характерно для почти флегматичного поведения лиц с высокими оценками по фактору С;
Н – смелость – робость. Это четко определенный фактор, который выделяется даже при ближайшем определении факторов. Современные представления связывают его с чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе. Существуют доказательства, что это один из двух или трех наиболее сильно наследственно обусловленных факторов.
Q3 – высокий самоконтроль – низкий самоконтроль. Данный фактор отвечает за силу принципов индивида относительно общественных норм и моральных требований. Он изменяет степень осознания индивидом социальных требований и уровень понимания желательной картины социального поведения. Фактор измеряет степень осведомленности в этих вопросах. Степень выполнения социальных требований зависит от факторов C и G;
Наименее значимыми для людей с высокой степенью альтруистической направленности, как считает Л.Н. Антилогова, являются факторы:
F – озабоченность – беспечность. Степень выраженности этой черты соответствует степени ингибиции (давления при воспитании). Ингибиция может зависеть как от условий жизни и культурных норм, так и от семейных традиций. Если показатели по вышеперечисленным шкалам высокие, то личность имеет высокую степень выраженности альтруистических установок;
N – гибкость – прямолинейность. Этот фактор интерпретируется как проницательность и тактическое мастерство в поведении, против естественности и простоты;
Q1 – радикализм – консерватизм. Представляет собой нечто большее, чем просто радикализм. Его следует отличать от простой склонности противиться, бунтовать. Хотя он включает в себя склонность к нарушению традиций и привычек, что в первую очередь обусловлено аналитическим мышлением и критичностью.
Личностные профили по тесту Р. Кеттелла построены по усредненным показателям. Высокий уровень проявления альтруизма обеспечивается и зависит от влияния внешней среды, эмоциональной устойчивости индивида, устойчивых волевых свойств, волевого контроля, взвешенности поступков, смелости, гибкости в суждениях.
Реализация методики Т. Лири позволила определить типы поведения испытуемых к окружающим. Испытуемым с высокой степенью выраженности альтруистических установок присуще дружелюбие, тогда как противоположным является агрессивность. Высокие показатели по шкалам «Дружелюбие» и «Альтруизм» отличают личность с более выраженной альтруистической направленностью.
2.2 Интерпретация и анализ полученных данных
Методика многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла, которая предназначена для оценки степени развития индивидуально-типологических особенностей личности и установления зависимости различных уровней альтруистического поведения от личностных свойств человека, позволила сделать следующие выводы:
А – экстраверсия - интроверсия. Испытуемых отличают яркие, бурные эмоции. Они живо откликаются на любые происходящие события. Для них характерны готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. В обеих группах показатели по данному фактору оказались довольно высокими и составили в группе 1 – 10 баллов, в группе 2 – 9 баллов;
В – пластичность - ригидность. Демонстрирует склонность к быстрому обучению, к легкому усваиванию новых понятий. Испытуемых отличает сообразительность, абстрактность мышления. Существует связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией. Показатели в группе 1 выше, чем показатели в группе 2. Это свидетельствует о том, что гибкость в суждениях в группе 1 показывает более высокий уровень проявления альтруизма;
С – эмоциональная устойчивость - лабильность. Высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о выдержанности, работоспособности, эмоциональной зрелости. Испытуемые способны лучше следовать требованиям группы, характеризуются постоянством интересов. Показатели по фактору С составляют 7 и 6 баллов в первой и во второй группах соответственно;
G – добросовестность – беспринципность. Уровень оценок по данному фактору близок к средним значениям. Он характеризует осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность и ответственность;
Н – смелость – робость. Испытуемых отличает смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Этот фактор в большей степени выражен в группе 1, где его цифровой показатель составляет 8, в группе 2 он равен 6;
Q3 – высокий самоконтроль – низкий самоконтроль. В группе 1 этот фактор составляет 5, в группе 2 – 6, что свидетельствует о среднем уровне развития способности контролировать собственные эмоции и поведение;
F – озабоченность – беспечность. При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, энергичен. Социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Показатели по этому фактору довольно высоки: в группе 1 – 9, в группе 2 – 8, что позволяет сделать вывод об эмоциональной окрашенности и динамичности общения;
N – гибкость – прямолинейность. Этот фактор характеризует расчетливость, проницательность, разумный и сентиментальный подход к событиям и окружающим людям. У обеих групп оценки средние и равняются 6;
Q1 – радикализм – консерватизм. Оценки близки к среднему уровню и составляют 4 в группе 1 и 5 в группе 2.
Проведение методики Т. Лири позволило выявить характер поведения испытуемых с окружающими людьми. Методика обнаружила высокие показатели по шкале «Дружелюбие» - 21,4 % в группе 1 и 33,3 % в группе 2. Также высокие показатели по шкале «Альтруизм» - 21,5 % в группе 1, 28,5% в группе 2. Эти оценки демонстрируют стремление помочь и сострадать всем нуждающимся.
Заключение
Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и систематичностью.
Проведенное исследование опровергло гипотезу о том, что уровень альтруистических установок выше у сотрудников Социально-реабилитационного центра «Берегиня», так как он оказался равным таковому у работников учреждения, занимающегося аналогичной деятельностью. Более того, уровень оценок оказался средним, что, в свою очередь, поставило под сомнение ведущую роль альтруизма в профессиональной деятельности социальных работников. Вместе с тем, результаты исследования продемонстрировали высокую степень общительности, смелости и сдержанности.
Таким образом, следует говорить не столько о важности ценностных установок, сколько о ведущей роли личностных качеств в профессиональной деятельности сотрудников социальных служб.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – В 2-х т. – Т.1. – М.: Просвещение, 1980. – 146 с.
2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. – М.: Наука, 1973. – 230 с.
3. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника // Социальная работа в Сибири: сборник научных трудов. – Кемерово.: Кузбассвузиздат, 2004. – 180 с.
4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. – М., 1979.
5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С.144-171.
6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984.
7. Зимняя И.А. Функционально-ролевой репертуар деятельности социального работника. Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. – М., 1997. – 384 с.
8. Кабинет практического психолога. Практическое пособие. Серия 2 «Исследование личности по методу Р. Кеттелла». – Кемерово, 1997. – 108 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы к философии. – 1972. - № 12. – С.129 -140.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
11. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции. – М., 1971.
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. С. 289 – 325.
13. Мальцев В.А. Система ценностей социального работника и психологические основания ее эффективного становления. Автореферат. Барнаул, 2001.
14. Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза. – М., 1982.
15. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для уч-ся. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
16. Общая психодиагностика. Уч. пособ. под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, с. 264.
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 448 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 713 с.
19. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 334 с.
20. Топчий Л.В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе // Семья в России. – 1998. - № 2. – С. 112.
21. Федоренко Е.Н. Профессиональная этика. – Киев, 1983.
22. Шмелева Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. – Ульяновск, 1997.
23. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореферат. – Новосибирск, 2000.