База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Структура и социальное устройство домашнего хозяйства

Структура и социальное устройство домашнего хозяйства

1. Признаки классификации домохозяйств


Семейные хозяйства можно р/м с одной стороны как открытую, связанную с обществ. макросистемой подсистему общества, реагирующую на происходящие в ней изменения. С другой стороны, можно р/м как замкнутую систему, которой свойственны свои законы и противоречия.

Семейные дх представляют собой некое структурное целое в составе общественной системы.

Все множество дх страны можно классифицировать по след. признакам:

1) территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона)

2) размер (одиночные, групповые, состоящие из неск. лиц)

3) демографические характеристики – семейные, состоящие из людей, объед. родств. отношениями и несемейные – различного рода комунны, состоящие из работодателей и их работников, смешанные – в составе которых объед. одна или неск. семеей и др.людей, не явл. родственниками данной семьи.

4) имущественные характеристики – хар-р жилья, число комнат. Возможны бездомные дх (кочевые). Принимается во внимание и наличие дачи, авто, земельного участка.

5) доходные хар-ки – среднедушевой доход, источники доходов.

6) экономические хар-ки (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.)

7) трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, проф.подготовка)

8) социальный статус дх – определяется по главе семьи или членам семьи, имеющим большой доход.


2. Роль домохозяйств в настоящее время


По функциональному содержанию дх в значительной степени совпадает с семейным хозяйством, где осуществляется труд по воспитанию детей, внутрисемейному обслуживанию, производству продуктов питания для семьи и др. Эти виды труда занимают важное место в общественном труде, но в последнее 10-летие в индустриально-развитых странах они качественно изменились. В связи с НТП и связанное с ним повышение требований к уровню интеллектуального развития работников, резко возросла роль дх в воспитании детей их проф. и соц.ориентации.

Специалисты констатируют постоянный рост вклада труда дх в увеличение нац. дохода и нац. богатства страны. Качественно изменился и труд по семейному обслуживанию. В результате насыщения дх компьютерной техникой, а также развитие сферы услуг, значительная часть домашнего труда освобождается от рутинных функций. С повышением качества жизни и ростом ее продолжительности, усиливается роль дх как сферы занятости трудоспособных пенсионеров. Н-р в США, Японии и др странах в дх семьи пенсионеров и нетруд. членов производят значит. часть трудоемких, экологически чистых продуктов питания. Большую роль дх играют в самозанятости населения, кот. институционально форм-ся как дел. предпринимательство. Т.е. требуются лицензия, патент (н-р, врачи, адвокаты, брокеры, дел. консультанты). Такая форма занятости позволяет не только существенно улучшить эк.положение дх, но и реализовать Интел. потенциал человеч. семьи в удобные им решения. Насыщение дх комп. техникой, а также переход к новому принципу управления корпорациями, основ. на модул. орг-ции (соед.неб. компонентов во временные схемы), позволяет подключать интеллектуалов для решения тех или иных производ. задач.

В сер.20 в.в индустриально развитых странах возросла соц.роль дх. Во-первых, повысилась их роль в Интел. развитии общества в следствии качества повышения воспитания детей. Во-вторых, в рез-те гос. политики повышение платежеспособности спроса населения и стимулирование накоплений собственности, был создан широкий слой дх, являющихся собственниками. Уже к нач.80гг 20в масштабы собственности дх превосходили накопление всех остальных отраслей эк-ки. Как основной потребитель товаров и услуг массового споса, дх стали влиять на стр-ру производства, стимулируя повышение качества и обновления ассортимента. В-третьих, большинство дх стало выполянть ф-ции сберегателей (заимодавцев – держателей гос.и частн. ценных бумаг, банк. депозитов и др.).

В США в нач.90гг20в свыше 70% дх имели сберегат. счета, 46% - текущие банк. счета, свыше 20% владели акциями. Аккумуляция этих ден. средств в руках гос-ва, банков, корпораций позволила реализовать масштабные технологич. прорывы и послужили источником финансирования круп. соц. программ. В-четвертых, участие акционеров в НТП позволило снять ограничение наиболее перспективных его направлений через рассредоточение предприним. риска между многочисл. кредиторами.


3. Домохозяйство как субъект рыночных отношений. Фирма. Государство


В современной системе хозяйствования все более значит. роль играет д.х. Д.х. оказывает огромное влияние на товарный, информационный и финансовый рынки. Д.х. является объективно необходимым, относительно самостоятельным хоз-щим субьектом. Оно участвует на ряду с предприятием и гос-ом на всех фазах восроизвод. процесса.

В соответствии с обще принятым подходом д.х.может определяться как субьект экономики, который сост.из одного вед-го самостоятельное хоз-во индевида или чаще группы людей, живущих совместно и ведущих общее хоз-во. Как правило, такая группа лиц обьеденина родственными или семейными связями

Макро экономика изучает действия экономической системы в целом(инфляция, безработица, экономические функции гос-ва, гос. бюджет)

Микро экономика изучает поведение субьектов экономики которые заняты выбором вариантов потребления, производства, торговли(экономика фирмы, д. х. индиви. Спрос, предложения)

Мы можем выделить три типа участников экономич. Деятельности: д.х., предприятия(фирмы) и гос-во. В качестве самостоятельного субьекта рыночных отношений д.х.- это группа физ.лиц, принимающих самостоятельные экономительные решения.

Фирмой исп-ся производимые ресурсы, рыночное благо и услуги. Основной целью деят-ти фирм в условиях рынка является получение прибыли и достижение приемлемой ректабельности. Гос-во – это совокупность общественных и соц.структур. таких структур очень много. Деятельность каждой из них направлено на удвл-ие общественных потребностей. Это и есть признак, по которому все они объединины в одну группу. Нет особенной разницы в том, о каком благе идет речь, это может быть борьба с преступностью, строительство дорого, создание системы соц.обеспеченья и др. Важно, что такие задачи в современных условиях могут решать только спец. созд. структуры – исполнители общественных интересов.


4. Роли домохозяйств в экономической системе. Домохозяйство как первичный элемент экономической системы


В системе эконом.отношений д.х.имеют исключительно важное значение, по скольку они являются фактором производства, находятся в частной собственности. В эконом. системе д.х. играюс след. роли:

1 выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами.

2 предоставляют тем же фирмам факторы производства.

3 сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Мотивом участия д.х. в экономической деятельности является наиболее полное удвл. индивидуальных потребностей отдельных участников д.х.

Д.х.- основной субьект эконом.деятельности , охватывает эконом. обьекты и процессы, происход-ие там, где постоянно проживает человек. Д.х. это мощный функц-ый и институциональный субьект, который не только традиционно доминирует на рынке труда, но и оказывает огромное влияние на товарный, информац. и финансовый рынки. Деятельность д.х.включает как не рыночное ведение д.х., так и рыночное взаимодействие с другими субьектами рыночного хоз-ва. Как фирма, так и гос-во производны от д.х., ведь фирмы принадлежат отдельным людям, либо коллективам людей, т.е в конечном счете материальные и не мат-ые блага от функционирования фирм получает именно д.х. Таким образом, именно д.х.является первичным элементом эконом. системы. это отмечали ещё в античную эпоху ксенофонт и арестотель, которые рассматривали свою экономику как науку о рациональном ведении д.х.


5. Жизненный цикл семьи. Аналогия с животным миром. Ухаживание. Новобрачное состояние.


Жизненный цикл семьи – это послед-ть фаз её развития, включая её рождение, рост, редукцию и распад. Как и у животного, у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождение их для самост. жизни. жизненный цикл чел. семьи харак-ся: длительный моногамный союз и учет отношений свойства и дальнего родства. Родители человека обычно знают потенциальных партнеров своих детей и помогают воспитывать внуков. Человеческий брак – сложная интеграционное объединение двух семей.

Ухаживание. У большинства видов животных в подростковом возрасте особи начинают борьбу за место под солнцем. Кому не удается занять собственную территорию, те в дальнейшем имеют самый низкий статус в обществе. Они становятся периферийными животными, которые бродят среди владений других особей. Самки, которых не выбрали, не попадают под защиту и оказываются добычей хищника, по этому ухаживание необходимо для жизненного успеха индивида. Отделение от семьи напоминает отнятие от груди. Симулирование выбора брачного партнера родителями неизбежно. Важным является высвобождение молодого человека для поиска семейной альтернативы.

Новобрачное состояние. Символический акт бракосочетания непредсказуемо меняет слож-ся отношения молодых людей. Если брак выступал как средство решения других задач, то основание для него исчезает, брак упраздняет в себя. Требуется осмысленное существование в брачном состоянии. Исходной целью молодых людей становиться самодостаточное, независимое от родителей существование. Молодые люди должны найти оптимальные способы взаимодействия с родителями, друзьями, ведения хоз-ва, решить, где они будут жить. Форма и способы родной помощи одному члену семьи или обоим позволяет косвенно контролировать образ жизни, вносить в брак раскол. Изоляция от родит. семей позволяет вновь созданной семье существовать самостоятельно.


6. Рождение ребенка. Зрелая семья. Деление семьи


Жизнь новобрачных – своеобразная игра для двоих, с рождением ребенка игры заканчиваются, т.к.ставка слишком высока - жизнь третьего человека. Многие проблемы супруги начинают решать посредством ребенка, который приносится в жертву и которому приносят в жертву себя. Рождение ребенка интегрирует род. семьи, это событие создает бабушек и дедушек, теть и др, форм-ся новые контуры взаимодействия. Благодаря ребенку, молодая пара, с одной стороны, начинает жить собственной жизнью, с др – вовлекает родит. семьи в свою. Для женщины появление ребенка означает самореализацию, но уход за ним занукает мать в детском мире. Зависть жены к публичной жизни мужа ведет к растущим требованиям помощи за уходом, а муж невольно чувствует, что жена и ребенок мешают его работе. В этом неравновесном взаимодействии род. стараются спасти ребенка друг от друга, балуя его или наказывая. Равновесие устанавливается с рождением последнего ребенка и противоречие окончательно разрешается с переключением внимания на детей старшего ребенка. В семьях без отца бабушка замещает мужа. В этой борьбе и объед. с реб. против матери.

Зрелая семья. Хаар-ся все возрастающим рассогласованием внутр. и вн. статусов ее членов, неравномерностью их развития. Отец семейства, будучи удовлетвр. или разочарованным своей служебной карьерой, всерьез задумывается о сем. карьере. Дети теперь требуют несколько меньше внимания, у жены появл. свободное время и иногда она начинает чувствовать, что тратит свою жизнь понапрасну. В зрелый период семья не меняет своего состава, но он меняется, так как дети взрослеют и включаются в обществ. жизнь, где в их лице семейные ценности подвергаются переоценки. Соц. Успех становиться эффективным критерием оценки брачного проекта. Последний ребенок часто становиться последней надеждой.

Деление семьи. Это объективный процесс, связанный с переживанием потере своих родителей. Свой дом могут покидать либо постаревшие родители, либо повзрослевшие дети. Во многих случаях родители, которые незаметно расставались со многими детьми, вдруг начинают ощущать напряжение, когда критического возраста достигает ребенок, который как оказывается играл в семье особо важную роль. Если дети не замещаются внуками, то супруги впадают в детство, начинают строить жизнь заново, решая отложенные проблемы. Выйдя на пенсию и воспитав внуков, старики остаются наедине. Со временем один умирает, другой чувствует себя лишним для представителей молодого поколения. На этой стадии семья сталкивается с трудной проблемой ухода за пожилым человеком. Однако отношение молодых к своим родителям становиться моделью того отношения которое ждет их в старости со стороны своих детей, так как жизненный цикл семьи продолжается бесконечно.


7. Возрастание значимости домохозяйств в сравнении с семьей. Молодые одинокие. Молодожены без детей


Жизненный цикл д.х.- ряд состояний, перемены, через которые проходят д.х. с течением времени. Д.х. в сравнении с семьей становиться все более значимой ед. в развитых странах. Это вызвано ростом распространения несемейных д.х. несемейные д.х. сост. Люди, живущие одни или люди, не связанные родственными отношениями или браком. Д.х. непосредственно возд-ют на процесс потребления, и потому его хар-ки необходимо учитывать для разработки маркетинговых решений. Оно так же играет решающую роль в социал-ии детей как потребителей. Семейные д.х. – основной механизм передачи культурных ценностей и ценностей соц. Класса след. Поколению. Структура большинства семей и не семейных д.х. меняется с течением времени. Для анализа этих структурных различий американские метрологи разработали концепцию жизненного цикла д.х. в основе концепции лежит предположение о том, что большинство д.х. через послед-ть стадий. Каждая из стадий имеет свои хар-ки, специфичную фин. ситуацию и образцы покупательского поведения.

Молодые одинокие. Характ-ся возрастом до 35 лет и брачным статусом одинокие. Группа делится на тех, кто живет со своей семьей и независимых. Молодые, живущие с семьей, имеют не много обязанностей и ведут активную соц. жизнь. Заработки и устойчивость в товарах относительно невелики. Ориентир – на моду и отдых. Значительная часть денег тратятся на технику, образование, спорт товары, алкогольные напитки, отпуск и свободное время. Независимые имеют больше финансовых обязанностей, покупают то же, что и молодые, живущие в семье. Покупают больше предметов домашнего назначения. Типичным примером являются студенты или молодые специалисты, живущие в общежитии.

Молодожены без детей. Решение о браке или совместной жизни составляет новую стадию жизненного цикла д.х. жизненный стиль одиноких людей меняется с формированием совместного стиля. Приобретается домашняя мебель, предметы дом. обихода. Двойной доход обеспечивает высокий уровень жизни. Эта группа больше тратит на досуг вне дома, дорогостоящую одежду, путешествия. На их долю приходиться максимальное число покупок. Они больше всех покупают мебель, быт. Технику, продукты готовые к употреблению, различные новинки для облегчения дом. труда, покупают или арендуют дом. жилье, восприимчивы к рекламе. Они интересуются развл-ми, которые посещают вдвоем, аудио и видео техникой, книгами и др.


8. Полное гнездо 1. Полное гнездо 2. Полное гнездо 3


Полное гнездо 1 – молодые в браке с детьми. Появление ребенка несет множество изменений в жизненный стиль и потребления молодой семьи. С появлением первого ребенка один из родителей часто уходит с работы. Семейный доход уменьшается. На этом этапе семья имеет наименьший среднедушевой доход за весь жизненный цикл. Ребенок создает новые потребности, в корне меняя структуру расходов. К новым покупкам относится: детская одежда, мебель, питание. Формы досуга адаптируются с условиями воспитания детей.

Полное гнездо 2 – люди среднего возраста(35-45 лет) в браке с детьми в доме. Как правило, ребенок старше 6 лет и по этому более независимы, чем в молодых семьях. Доход одного возрастает, второй супруг возвращается на работу вне дома. Эта группа с наиболее широкими потребностями, интересами двух поколений и достаточно большим среднедушевым доходом. Завершается оформление домашнего очага. Семья – основной рынок уроков всех типов(музыка, спорт, ин. Яз.).

Полное гнездо 3 – супруги зрелого возраста(45-65) с детьми. Второй супруг работает или может получать более высокий доход по сравнению с прошлым. Дети тоже могут иметь случ. заработки. Наиболее благоприятный для жизни семьи период, когда проблемы решены, все необходимое приобретено, среднедушевой доход максимален. Приобретаются компы, дачи, машины. Для младшего поколения характерен спрос на образовательные услуги, книги, аудио и видео технику, развлечение и спорт товары.


9. Пустое гнездо 1. Пустое гнездо 2. Одинокие родители 1


Пустое гнездо 1 – люди среднего возраста в браке без детей. Эта группа состоит из бездетных пар, людей повторного брака, где дети из пред идущих браков не живут с родителями, пары, чьи дети покинули дом и живут отдельно. Оба супруга заняты на работе, дети финансово не зависят от родителей. Семья удовл-на своим фин. положением и объемом сбережений. Супруги производят улучшения в доме, приобретают предметы роскаши и большую часть дохода тратят на отдых и развл. Популярны товары и услуги связанные с садоводством и огородничеством.

Пустое гнездо 2 – старшие супружеские пары. Супруги уже на пенсии

И полностью или частично свободны от повседневной занятости. Семейный доход резко сокр., расходы связанны в основном со здоровьем. Может быть приобретён небольшой дом, квартира в районе с лучшим климатом. Эта группа имеет достаточно много времени, но не слишком много денег.

Одинокие родители 1 – молодые одинокие родители. Развод родителей создает специф. Потребности в услугах по уходу за детьми, продуктах питания скорого приготовления. Одинокие родители испытывают недостаток времени и фин. проблемы поддержания желаемого жизненного стиля семьи.


10. Одинокие родители 2. Одинокие среднего возраста. Старшие одинокие


Одинокий родитель 2 – одинокий родитель 35-65 лет. Часто находятся под финанс. прессом – на них возлагаются те же требования что и на супружеские пары среднего возраста, но при этом один человек несет весь груз ответственности за обязанности по д.х. кроме фин. стресса на этот сегмент влияет недостаток времени. Многие люди вынуждены использовать экономящие время альтернативы такие, как готовые к употреблению продукты. Дети имеют расширенные обязанности по д.х.

Одинокие среднего возраста – группа состоит из тех, кто никогда не вступал в брак и разведенных людей, не имеющих обязанностей по воспитанию детей. Эта группа людей 35-65 лет невелика, её потребности ближе к группе молодых одиноких. Одинокие среднего возраста имеют больше денег для затрат на поддержку своего жизненного стиля, чем молодые одинокие. Это рынок более дорогого жилья, путешествий, ресторанов.

Старшие одинокие – сост. В основном жен. в силу более высокой продолжительности их жизни. Смерть одного из супругов возлагает на оставшегося его обязанности – финансовые, бытовые. Условия жизни людей пожилого возраста, их одиночества и не занятость создают уникальные потребности для жилья, общения, путешествий и отдыха. Если вдовствующий супруг продолжает работать, то может получить неплохой доход, он может продать дом, больше тратить на отдых, медицину, религиозные и ритуальные услуги.


11. Монада. Ухаживание. Диада


1. Время монады – молодой человек финанс. самостоятелен, живет отдельно от родителей.

2. Встреча со своим будущим партнером, ухаживание за ним.

3. Время диады – заключение брака, обьединение под одной крышей, начало ведения совместного хоз-ва, общая жизнь. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Необходимо распределить функции в семье, решить, кто главный, на что тратить деньки, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка и др. многие предпочтения часто не ясны и не проговорены (режим труда и отдыха, пищевые привычки, характер дом. одежды).


12. Появление первого ребенка. Появление второго ребенка. Интеграция детей в общество


С появлением первого ребенка возникает потребность распред. ролей, времени, денег. Кто будет вставать к ребенку по ночам, будут ли род. сидеть дома вместе, или ходить в гости по очереди, или жена будут с ребенком, а муж будет жить как холостой. Ребенок приносит чувство рутинности и монотонности. Супругам кажется, что молодость и праздники закончились и начались бесконечные будни, муж чувствует себя заброшенным, жена думает, что она брошена с ребенком на руках и не вынесет тягот сем. жизни. Возможны измены, кот. небрежно скрываются, чтобы скандалы и след. за ним примирение создавали иллюзию близости и сохранить семью. Разыгрываются личные нежизнеспособности: хронич. заболевания, алкоголизм, проф.несостоятельность.

С появлением второго ребенка нередко старшая девочка становится для след. детей как бы мамой. Она отвечает за младших и лишается возможности иметь собств.жизнь. Средний реб. самый благополучный: свободный от сем. сценариев. Проблему детской ревности род. решают, опираясь на свой детский опыт, сверх контроль за отклонениями детей, позиция судьи выдает потребности, подтверждающие собственную ценность и опыт унижения в детсве. В функц.семье выделяется супруж.и детская подсистемы. В дисфункц.семье образуются коалиции: мама с одним реб против папы с другим, мама с детьми против папы. Если границы подсистем оч. жесткие (реб уложен спать и к нему не походят до утра), то м.возникать психосоматич. заболевания у детей – это происходит потому, что только оч. сильными раздражителями (болезнями с эффектными проявлениями) они м.приблизиться к родителям. Если границы подсистем слишком проницаемы, то члены семьи лишены возможности жить частной жизнью. Возникает слитность, спутанность ролей. Не ясно кто приниает решения, кто за кого в ответе.

Интеграция детей в общество – на этой стадии проверяются границы сем. системы эффективность ее обмена с окр. средой. Гиперсоц. семья добивается успеха любой ценой, имеет проник. внешние границы, но границы сем. подсистемы пронизаемы, отношения между членами семьи спонтанны.

Гиперсоциальность – стремление макс.соответствовать соц.нормам и требованиям, зачастую в ущерб личным потребностям, желаниям и привязанностям.

Диссидентская семья – семья, состоящая в оппозиции к внешним нормам и правилам, имеет закрытые вн.границы и часто оч.проницаемые внутр.границы. В таких семьях м.возникать проблемы верности, причем не супружеской, а верности нормам и ценностям.


13. Пубертат. Опустевшее гнездо. Одиночество


Пубертат (половое созревание) – ведущая потребность ребенка – выяснить кто я? куда я иду? Ответ – я ребенок своих родителей недостаточен для построения идентичности. Примеры ищутся вне семьи. Семья готовит ребенка к самостоятельной жизни.

Опустевшее гнездо – дети выросли и живут самостоятельно. Родители остались вдвоем, важно самореализация и занятость собой.

Одиночество – желательно вступление в сверстническое сообщество престарелых.


14. Жизненный статус российской семьи


1. Род. семья с взрослыми детьми, не имеющими опыта независимой жизни. Молодой человек – ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим. Ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не м.проверить на практике правила жизни, полученные от род. и часто не м.выработать свои.

2. Молодой человек вступает в брак и приводит супругу в род. дом. Чтобы создать маленькую семью внутри большо1, мол. люди д.договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, но и передоговориться с родителями. Патриархальная модель – брачный партнер входит в большую семью на правах еще одного ребенка. Род. предлагается называть мама и папа. Тогда мол. супруги – вновь обретенные брат с сестрой. Когда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, а у др.супруга приоритеты обратные, то возник. ролевой конфликт выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и род. жены. Малая семья нуждается в отделении, а большая – в самосохранении.

3. Рождение ребенка требует перезаключения сем. контракта. Не всегда ясно, кто функциональная бабушка, а кто функц. мама т.е. кто фактически осуществляет заботу, уход за ребенком. Эти роли м.б.спутаны, и реб. скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собств. род. ребенку скорее старшие брат и сестра.

4. Появление второго ребенка привносит ситуацию детской ревности. В многодетных семьях часто обязанности по уходу за младшими ложится на старших детей, кот. выступают функциональными младшими родителями, что повышает их рангв сем. иерархии.

5. Активное старение и болезнь прародителей – старики беспомощны и зависимы, она занимают позицию мал. детей. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, хотя они привыкли быть во главе. Типичный упрек – Некого попросить подать стакан воды. считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома – помещать в больницу, дом престарелых. Обязанность ухода и присмотра за больными стариками в доме м.передать подростку, привязывая к дому, лишая вредной уличной компании и замедляя построение их идентичности.

6. Старики умерли – семья со взрослыми детьми возвращается.


15. Экономический механизм жизненного цикла семьи


Эк.динамика семьи определяется динамикой чел. капитала и обеспечивающего его физич. капитала. зарождение и рост семьи треб. расширения жизненного пространства, что ведет к улучшению жил. условий и доп.спросу на потреб. товары длит. пользования. Эк.динамику крест. семьи дореволюц.России Чаянов характеризовал в показателе трудонапряженности, т.е.отношения числа едоков к числу работников. Динамику среднеам. семьи хар-ют показателем совокупного дохода, кот. составляет до 24 лет – 67%, от 25 до 34 лет – 100%, от 35 до 44 лет – 115%, от 45 до 54 – 119%, от 55 до 64 лет – 1015, более 65 лет – 50%. В целом, исследование жизн. цикла семьи показали, что масштабы сем. хозяйства определяются давлением потреб. запросов растущего числа членов семьи. Поэт. на первых фазах сем.цикла, как показал на примере крест. хоз-ва Чаянов вынужденной явл-ся сравнительно неэф. занятость, а на последних фазах – общий объем занятости сокращается, но сфера ее приложения наиболее эффективна.


16. Человек как богатство


Раб. сила является главным фактором производства. А воспроизводство в народном хоз масштабе есть возобновление производства товаров и все производство сам. раб. силы. В процессе производства раб сила не только воспринимается, но и совершенствуется, развивается. Смит писал, что увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, затем от улучшения машин и инструментов. Развитая раб сила проявляется в слаженном труде, хотя может реализоваться и в простом труде. Но простая раб сила ни при каких обстоятельствах не может проявиться в сложном труде. Развитая раб сила способна создавать больше стоимость в течении раб времени, чем простая. Но так на ее производство расходоваться большое количество общественного труда.


17. Человеческий капитал


Классическим исследованием считается книга Гари Беккера «Человеческий капитал»(1964). Чел.капитал- имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Капиталом является …активный, генерирующий поток будущих доходов. Развитие способностей человека требует значительных затрат ресурсов и подобно физ. капиталу они обеспечивают владельцу более высокий доход. Чел.капитал воплощен в человека и не может от него отчуждаться, но он может использоваться во внутресемейном производстве чел. капитала в следующих поколениях.

Важнейшими формами инвестиций человека является образование, подготовка на производстве, мед. обслуживание, миграция, поиск информ. о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка к производству повышает уровень знаний человека, мед. обслуживание сокращает заболевания, продлевает срок службы человека. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, то есть где цена за услугу человеческого капитала выше. Рождение детей и уход за ними – форма воспроизводства человеческого капитала в след. поколении.


18. Затраты на воспроизводство человеческого капитала


1. Прямые затраты, в том числе плата за обучение.

2. Упущенный заработок, является элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связанны с потерей доходов.

3. Моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием. А поиск работы и иммиграция приводит к потере друзей и знакомых.

К ожидаемой отдаче в инвестиции чел. капитал относится: более высокий уровень заработка; ,большое удовлетворение от избранной работы в течении всей жизни; более высокая оценка нерыночных видов деятельности.


19. Методы стоимостных оценок человеческого капитала


1. Стоимость производства человеческого капитала – заключается в оценивание реальных затрат (обычно чистого расхода средств существования) на производство человека.

2. Процедура капитализации заработка – заключается в оценивании настоящей (при ведении к настоящему моменту времени) ценности будущего потока доходов человека (чистого или валового дохода).

Ценность умершего работника определяется :

1. Для семьи – потерей доходов работника за вычетом расходов на его содержания.

2. Для самого работника – капитализацией валовых заработков.

3. Для общества – капитализацией доходов выплаченных гос-вом данному человеку. Богатство общества в целом можно расширить как совокупность человеческого и физического капитала.


20. Экономическая теория рождаемости


Согласно Гарри Беккеру, решение иметь детей аналогично другим инвестиц. решениям. Дети выступают как свого рода благо длит. пользования: они служат для род. источником удовлетворения, но их содержание и воспитание треб. немалых затрат как явных, так и неявных (времени род.). спрос на детей поэтому отриц.связан с издержками по их содержанию, и положит. с уровнем дохода родителей. казалось бы этому противоречия тенденции к сокращ.размеров семьи в ходе эк.роста, однако при более выс. ставках оплаты труда возрастает не только доход. семьи. Дорожает фактическое время родителей, поскольку воспитание детей - процесс трудоемкий. Эф. цены перевешивает эф. дохода, так что с новым уровнем зп на рынке спрос на рождаемость сокращается. Важный элемент планирования семьи – выбор между количеством и качеством детей (состояние здоровья ур. образования).

Качество и кол-во –взаимозаменяемы. Сокращается спрос на кол-во, повышается спрос на их качество, но это вызывает еще большее падение спроса на кол-во, что в свою очередь подталкивает к доп.повышению спроса на качество, что ведет к резкому снижению рождаемости. Повышение качества не может ограничиваться одним ребенком, а в той или иной мере распр.на всех детей в семье. Состоятельная семья может иметь один поддержанный автомобиль, а другой новый, но крайне редко в 1 семье бок о бок с дорогостоящими детьми растут и дешевые. Эк.рост, повышая нормы отдачи образования и стимулирую тем самым спрос на качество детей, подрывает спрос на их кол-во. Эти факторы, по мнению Беккера, лежат в основе резкого сокращения семьи в развитых странах. Важно предусм. амортизацию чел. капитала, т.к. ценность человека изменчива: всегда надо учитывать риск, связанный с несчастными случаями, болезнями, старением, проф.и образов. подготовкой индивидов. Может происходить нормальный и оптимальный износ чел-ка, старение чел. капитала (старение людей в прямом смысле, неприспособленность чел-ка к вып. своих задач, рутинность и леность мышления).

Амортизация – денежное выражение физического и морального износа.


21. Рентабельность образования. Альтернативные потоки заработков


Рентабельность чел. капитала исчисляется путем отнесения дохода от него к его стоимости. Норма отдачи измеряет степень эф-ти инвестиций. Отдача от вложения в чел-ка в среднем много выше, чем от вложений в физ.капитал. Однако в случае чел. капитала она убывает с ростом объема инвестиций, а в случае иных активов – не меняется. Рационально сначала инвестировать чел. капитал в детей, т.к.отдача от него выше, а по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключиться на инвестирование в них с тем, чтобы впоследствии передать их детям в дар или наследство. Исходя из этого, Беккер установил: семьи, оставляющие наследство, осуществл. оптим. размер инвестиций в чел. капитал детей, тогда как семьи без наследства по большей части недоинвестируют в их образование. в реальной жизни вряд ли кто нибудь принимает решение о поступлении в вуз на основе расчетов об эф-ти инвестиций в высшее образование. Тем не менее, абитуриенты исп-ют те или иные оценки) свои собств, род, знакомых) и принимают во внимание возможность получения доп.дохода после завершения обр-ния и необходимости осуществления затрат на него. при принятии решений о вложении средств в обр-ние учащиеся и их род. составляют ожидаемую пред.норму отдачи от таких вложений доходностью альтернативных инвестиций (% по банк. вкладам, дивидентам по ценным бумагам). чел, поступающий в институт, выб. один из двух альтерн. потоков заработков: поток первый нач.сразу после окончания школы, но при этом не оч. велик, поток второй (выпускники институтов) первые 5 лет – отриц (из за расходов на обучение), но затем становится положит.и быстро растет, превышая заработки выпускников школ. Суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работников со средним образованием. Род. тратят средства, пока молоды и сильны, а с наступ. старости и немощи черпают из прежних инвестиций. если заработки род в 2 раза выше средних, то у сына они будут выше среднего лишь на 30%, у внука – на 9% и т.д. Эк.преимущества сходят на нет на протяжении жизни примерно 3 поколений – от деда у внуку. Противоп.движение – подъем выходцев из бедных семей к ср.уровню совершается медленнее.


22. Движение человеческого капитала


Смена места работы(мобильность) сопровождается временной потерей дохода, поиском новой работы, переездом на новое место жительства. Это означает, что смена места работы связана со значит. краткосрочными инвестициями в чел. капитал. Добровольная мобильность, инвестиции при кот короткосрочные, затраты осущ.с целью получения долгосрочных выгод. Если текущая ценность (привед.к тек. моменту времени) выгод, связ. с мобольностью превышает издержки, то решение о смене работы иди переезде рационально. Если же поток выгод не компенсирует издержки, то люди будут воздерживаться от таких действий. Чем меньше затраты на смену работы и переезд и больше разница в выгодах от старой и новой работы, тем больше пользы от мобильности и больше людей будут принимать решение о смене работы или места жит-ва. Притягательность хороших регионов перевешивает эффект выталкивания районов с плохими условиями. наиболее интенсивные потоки мигрантов идут в районы с лучшими возможностями для получения работы, но не всегда из районов с наиболее низкими заработками. В беднейших районах проживают люди с более низким Ур. благосостояния, образования и проф.подготовки, имеющие меньшие возм-ти переехать и трудоустр. после переезда. мобильность более высока среди молодежи и образов. людей. Чем моложе человек, тем больше временной горизонт, на кот. он м.получать выгоды от инвестиций в свой чел. капитал, поэт.у мол. людей выше отдача от моб. инвестиций в чел. капитал. Моральные затраты на миграцию, связ. с потерей друзей и знакомых, выгод от дел.и личных связей, знаний, необход. для работы, окр. обстановки. У молодежи эти потери существенно меньше, чем у людей старшего возраста. У одной возрастной группы более вероятна миграция хорошо образованных. чем мало образованных. Рынок труда для лиц с выс. уровнем обр-ния значительно шире, чем для малообразов. и фактически явл. междунар. для людей с высшим обр-нием, знающих языки.

Иммигрант – тот, кто выехал в к-л страну с целью длительного или постоянного пребывания там. иммигрант имеет ценность для страны равную разнице между его вкладом в произв-во и затратами на его содержание. Но ценность иммигранта зависит от возможностей получить работу, не лишая ее др.рабочих, иначе запол. чел. капитала в стране, принимающих иммигрантов, не будет возрастать.


23. Экономическая структура населения


 Экономическая структура населения. Возрастные классы ежегодно сдвигаются вверх, рождаемость восст-ет основание пирамиды. Если население молодо, то пирамида имеет широкое основание и становится тоньше к верху, для пожилого населения основание менее широко, а ее верхняя часть менее остра. К активному населению отн-ся возрастные классы от 18 до 55(60) лет, занимающиеся профдеят. Из активного населения вычитают вооруж. Силы и получают гражд. Акт. Население, вычитая безработных, получают занятое активное население. Соотношение активного и пассивного населения есть соотношение между производств и непроизводств групп населения. Своей деятельностью и своими усилиями всю тяжесть бремени по поддержанию непроизвод групп несет на себе население зрелого возраста. Из доходов экономически активн клиентов изымаются и передаются экономически пассивным клиентам трансфертные доходы.


24. Виды трансфертов


Трансферты -все выплаты, увеличивающие доход получателя, но несоответствующие его реальному эконом вкладу и неэквивалентные производственным затратам. В соврем экономике существует не мало видов таких доходов: 1. гос трансферты-пенсии, % по гос долгу, субвенции. 2. соц трансферты-выплаты из фондов соц страхования , семейные пособия. 3. трансферты между предприятиями -одни фирмы получают девиденты от других фирм. 4. некоммерческие т.-спонсорские отчисления научным и худ центрам, благотворительным учреждениям. Наличие значимой доли молодого населения увеличивает нагрузку на взрослое население. Появление молодежи заставляет человека делать усилие, от которого он в другой обстановке уклонился бы. Замедление демограф роста часто отк-ет период эйфории, обильные ресурсы распространяются среди ограниченного числа индивидов. Каждый располагает повышенным реальным доходом, но уменьшение рождаемости подрывает поддержание человеческого капитала, производство подрывается старением оборудования, что тесно связано со старением населения. Наблюдается создание малого числа новых предприятий. Увеличение среднего возраста населения снижает эффективность раб силы и ее гибкость, что затрудняет возможности ее географ и проф адаптации. Прогрессир уменьшение числа молодых рабочих рук лишает старые отрасли активных работников, которых привлекают новые отрасли, дающие более высокий заработок при менее тяжелой работе. Старение населения влечет за собой ослабление духа изобретательства, а также снижение инициативности и готовности рисковать. Страдают гос. Финансы ввиду уменьшения выручки и относительного роста постоянных расходов. Доля нетрудоспособного населения в России может превысить трудоспособную часть на 15-17 млн. чел. Такой прогноз высказал зав каф народонаселения эконом фак-та МГУ В. Ионцев. Всплеск рождаемости явл лишь кратковременной тенденцией и через несколько лет в репродуктивный возраст вступит наиболее малочисленное поколение, рожденное в конце 90-х. Миграция трудоспособного населения в Россию не способно выправить данные демограф тенденции. Противоположные тенденции складываются в Европе. Раймер клинг хольц: «К 2050 г количество населения в Евросоюзе останется на сегодняшнем уровне и стабильности этого показателя будет способствовать не рождаемость, а миграция людей из других стран.» негативной особенностью России является тот факт, что рождаемость упала до уровня развитых стран, ВТО время как смертность достигла уровня развивающихся, более 30% умерших -трудоспособное население, падение смертности в результате развития здравоохранения компенсировалось ростом алкогольной смертности. Смертность связана с самым высоким уровнем потребления легальных и нелегальных алкогольных напитков. Этому мнению никак не противоречит мнение других демографов, которые считают, что высокая смертность связана с незавершением процессов модернизации России, включая социально-культурный аспект. В частности забота о собственном здоровье не является высокой ценностью в рамках менталитета существенной части населения, что предопределяет высокую алкоголизацию, смертность от несчастных случаев, включая ДТП, аномальное распространение болезней. Сокращение численности населения несколько сдерживается эмиграцией, в первую очередь этнич русских и русскоязычных из стран бывшего СССР, однако, к настоящему времени эти резервы сокращаются. Россия не смогла в полной мере воспользоваться благоприятной конъюнктурой и стремлением соотечественников вернуться в Россию, во многом из-за негибкой эмиграционной политики. По имеющимся оценкам к 2050 г. Население России составит от 83 до 115 млн человек. В частности в среднесрочной программе соц эконом развития, подготовленной минэкономразвития, указывается, что при нынешних темпах миграции численность россиян к 2025 сохранится около 120 млн чел, а к 2050 г. До 100 млн чел. По данным переписи населения 2002 г. Численность населения России с 1989 по 2002 гг. упала на 1, 8 млн чел. Каждую минуту в России рождается 3 чел, а умирает 4 чел. Общемировая тенденция противоположна, отношение рождения к смертям=2, 6. особенно велика смертность рос. Мужчин (61,4 г -средний возраст), что связано с высоким уровнем потребления алкоголя, большим количеством несчастных случаев, убийств, самоубийств. Продолжительность жизни женщин-73,9 г. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизведения населения.


25. Основные причины смертности в России


1. Слабое развитие медицины, а особ. в части диагностики сердечно сосудистых заболеваний и онкологич. заболеваний из за того, что соответств. учреждения не создавались гос. органами в советское и постсоветское время, а спрос на мед.услуги сдерживается низкими доходами населения.

2. Гл.вклад алкогольной смертности вносит не через алк. отравления, а через сердечнососудистые заболевания и через смертность от внешних причин.

3. На рос. дорогах ежегодно погибает около 35 тыс.человек.

4. По уровню самоубийств Россия занимает одно из лидерских мест в мире.

5. Население России входит в пятерку лидеров по кол-ву убийств на 100 тыс.населения. Некот. демографы считают, что чрезвычайно высокий Ур. насилия, включая бытовое насилие, представляет собой одну из осн. угроз для развития чел. потенциала в России.

И еще ряд факторов: плохая экологич. обстановка, выбросы пром. отходов и автомоб. выхлопов, повыш. риск онкологич. и респираторных заболеваний. Около зо-ти тыс.чел. ежегодно пропадают без вести, большая часть из них нет в живых, непопулярность ЗОЖ.


26. Общность и общество


Средний потребитель не смотря угрожающие для семьи современное тенденции – это все-таки потребитель семейный, включенный в дх, где выстраиваться определенные модели поведения, использование которых целесообразных при построении маркетинговых стратегий. Дх можно определить как круг лиц, ведущих совместное хозяйство в одном пространстве(под одной крышей), которое предполагает совместное производство благ, их обмен, распределение и потребление. С одной стороны мы имеем дело с экономич категориями (обмен, распределение, потребление), которое в экономич отношениях проявляется как понятии, связанное с рациональностью, эффективностью. Мы находимся в такой специфической организации, как семья, где многие принципы экономич отношений не действуют. Т.о. изучение дх должно опираться на знание как социолог, так и экономич концепций. Важен анализ дх в качестве отдельного субъекта экономич отношений, но в то же время необходимо учитывать особенности взаимодействия членов дх между собой и изучать дх с т.зр. его социальной структуры прежде всего с т. зр. состава дх. Предметом изучения для социологов явл и рассмотрение особенностей поведения дх в различных типах социольно-эконом устройства. Дх, которое функционирует в рамках централизованной экономики дефицита товаров отличаются от дх в рыночной экономике, где необходимо ориентация на разнообразие. Ведение дх можно отнести к экономич функции семьи, которое заключается в поддержании ее жизнедеятельности. Как экономич система общества поддерживает возможности для существования всех других СС в обществе, так и ведение дх позволяет семье физически существовать. Общность и общество.

Интересно проследить особенности построения взаимодействия в семье и влияние этих особенностей на функционирование дх. Фердинанд Теннисс – основоположник немец классической социологии(1855-1936) выделял 2 типа взаимоотношений по типу общности и по типу общества. Общность хар-ся 2 чертами: 1. социальный объединение, основанное на близости, соседстве, солидарности по сходству. Речь может идти о близости географической: село, коммуна, приход, нация. Это может быть и близость психологическая или кровнородственная. Особенно настойчиво он подчеркивал общность крови семья. Наконец речь может идти о близости духовной, своего рода единокровности умов, по которой находят близких и себе подобных. Дружба по Тенниссу почти укладывается в понятие общности. Она выходит за его пределы поскольку в ней присутствует момент избирательства родства, тогда как общность -социальное объединение, естественное, спонтанное, предшествующее индивиду. 2. общность не создает, ее обнаруживают, открывают. В общность не вступают. С общностью связаны родовыми узами, изогнуть ее невозможно. Индивид естественно принадлежит своей семье, родине, расе и принадлежность эта природная.

Общество характеризуется чертами прямо противоположными. Оно представляет собой сознательное соц объединение, основанное на договоре и вступлении членов, в него входят свободно, по собственной воле, но можно и не входить. По Теннису общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и явл т.о. продуктом членов воли. Общество целиком искусственный- в принципе в природе естественным образом оно не существует, его создают, так как видят в этом определенный интерес. общество основано не на соседстве, близости или кровном родстве, оно основано на интересе принадлежности к обществу связано с выгодами, которые отсюда можно извлечь.


27. Семья как общность


Теннис относил семью и дх к структурам, где отношения строятся по типу общности, в семье действует принцип органических связей, основанных на родстве, на общественном производстве и на привычке жить вместе. Является дом, здесь проживают под одной крышей, владеют общим добром, питаются из одних запасов. Т.о. жизнь семьи, общности проходит во взаимном владении, пользовании общим благом. Дом состоит из слоев или сфер, как бы вращающихся вокруг одного центра - хозяин дома и его жена, несколько женщин, потомство, даже само вступив в брак можно оставаться в рамках этой сферы, и прислуга(внешн круг). В дх очаг и стол приобретает, согласно Теннису, символическое значение. Дх управляется или регулируется с помощью доверия, которое обусловлено СС родства. Отношения строятся на иной СС ценностей, чем, например, отношения в мире гражданском, индустриальном, рыночном и т.д.так, если в индустриальном мире в отношениях нужны ценности проф компетентности, рыночной иерархии, то в мире домашнем отношения строятся на ценностях доверия и родства.


28. Проблемы, с которыми сталкивается домохозяйство


При принятии многих важных хоз решений дх сталкиваются с ситуацией, при которой невозможно даже с помощью вероятных распределений оценить будущее результаты осуществляемого сегодня выбора. Возможности членов дх в сборе и обработки информации, ограниченные целевые установки дх в определенной мере зависят от доступности средств к их достижению во многом задаваемой институц пространством. Дх очень часто сталкивается с последними проблемами:

 1. масштабность информации –ситуация, при которой объем информации столько велик, что дх не в состоянии его обработать. Не смотря на доступность и. ее освоение требует значительных затрат, времени и др ресурсов. Типичным примером явл выбор потребительских благ в супермаркете. Соответственно дх не в состоянии принять полностью рациональное решение, поскольку не может обработать весь массив данных.

2. сложность и. –сит, при которой объем и. невелик, но у дх нет соответствующей «квалификации» для того, чтобы его обработать, иными словами существует разрыв между сложностью среды принятия решений и аналитическими и вычислительными агентами с другой стороны: закупки некоторых товаров длительного пользования со сложными техническими характеристиками.

3. неопределенность - критически важная и. о вероятности наступления будущих событий явл по существу недостаточной, в результате снова теряется основа для оптимизации принятия решений. В хоз практике реального мира дх почти постоянно имеет дело с к-л из этих ситуаций. Действуя на рынке труда дх, а точнее его взрослые члены не в состоянии получить ее существующие данные о доступных вакансиях и спрогнозировать будущую динамику конъюнктуры в этой сфере. Оказывается на рынке потребит благ дх не может обработать всю имеющуюся и.


29. Принципы поведения домашних хозяйств


На рынке ценных бумаг, выбирая среди различных финансовых активов, дх не может спрогнозировать будущую доходность каждого из них. Это становится причиной того, что дх ведут себя в соответствии со след принципами поведения:

1. ориентация на среднее мнение - играет большую роль в ситуации неопределенности. Отдельное дх не зная результатов осуществления действия ведет себя так, как и остальные дх.

2. жизнерадостность- следование этому принципу означает, что дх поступает так или иначе на основе спонтанного оптимизма (пессимизма), природного желания действовать(не действовать). Такое поведение вообще не связано с к-л рациональным расчетом и играет большую роль особенно в ситуации неопределенности.

3. привычки- представляет собой правила поведения, которым следует дх в своей деятельности. При этом важно, что следование таким правилам явл формой рациональности. Поскольку такое следование может быть эффективным с точки зрения экономии на издержках, поиска и обработки и.

4. ориентация на удовлетворение связана с ограничен эмоц. Согласно данному принципу дх ведет себя рационально, но при этом вследствие значительных издержек принятие решений не учитывается все имеющиеся ограничения и возможности. Оно рассматривает возможные варианты выбора до тех пор пока не будет выбран некий удовлетворительный вариант, который не является оптимальным.

5. рутины- очень многие действия дх обусловлены следованием неким укоренившимся шаблонам , правилам поведения -рутинам. При этом отличие такого способа деят от всех предыдущих в частности от привычек состоит в том, что он явл бессознательным, в следствии если эконом действия(покупка, продажа) предпринимаются на основе рутинного поведения , то это означает, что оно осуществлено вообще при отсутствии принятия решения.


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена