Связь музыки и социологии
2. Музыка–универсальный язык социальной коммуникации
Музыка аналогична речи, точнее —речевой интонации, где внутреннее состояние человека и
его эмоциональное отношение к миру выражаются
с помощью изменений высоты и др. характеристик зву-
чания голоса при высказывании. Эта аналогичность
позволяет говорить об интонационной природе музыки.
Вместе с тем музыка существенно отличается от речи, прежде всего качествами, присущими ей
как искусству. В их числе: опосредованность отражения
действительности, необязательность утилитарных функ-
ций, важнейшая роль эстетических функции, художественная ценность как
содержания, так и формы, т.е. индивидуальный характер образов и их
воплощения.
В сравнении с универсальным средством звукового
общения людей — речью, специфика музыка проявляется
также в невозможности однозначно выразить конкретные понятия, в строгой
упорядоченности высотных и временных отношений звуков, благодаря
фиксированности высоты и длительности каждого из них, что намного
увеличивает её эмоциональную и эстетическую выразительность.
Ведущее место в муз. содержании предопределяется интонационной и временной
природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опереться на
многотысячелетний опыт внешнего выявления людьми своих эмоций, передачи их
другим членам общества, прежде всего и главным образом, посредством именно
звуков, и с другой — адекватно выразить переживание.
Музыка вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в
понятиях, относящихся к динамической стороне социальных явлений, к чертам
характера человека и общества.
Музыка выполняет также коммуникативную функцию в плане передачи
невербальной информации от одной группы общества к другой.
Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется
опредея. комплексом устойчивых типов звукосочетаний
(интонаций) вместе с правилами (нормами) их употреб-
ления. Такой комплекс можно назвать (метафорически)
музыкальным «языком» этой нации и эпохи. В отличие от вербального
(словесного) языка, он лишён некоторых су-
щественных признаков знаковой системы, т. к., во-первых,
его элементами являются не конкретные устойчивые
образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний, во-
вторых, каждый из этих элементов обладает не одним
определ. значением, а множеством потенциальных зна-
чений, поле которых не имеет точно установленных гра-
ниц, форма каждого элемента неотделима
от его значений, она не может быть ни заменена дру-
гой, ни существенно изменена без того, чтобы не изме-
нилось значение; поэтому в музыке невозможен перевод
с одного музыкального языка на другой.
Поле потенциальных значений любого музыкально-языко-
вого элемента зависит, с одной стороны, от его физических
(акустических) свойств, а с другой — от опыта его упот-
ребления в музыкально-общественной практике и связей его, в результате
этого опыта, с другими явлениями. Таковы внемузыкальные ассоциации (со
звучаниями речи, природы и т. п., а через них с соответств. образами
людей и природных явлений) к внутримузыкальным, которые, в свою очередь,
подразделяются на внетекстовые ассоциации (с другими музыкальными
произведениями) и внутритекстовые (возникают в пределах данного произв. на
основе разного рода интонационнвх связей, тематических подобий и др.).
В формировании семантич. возможностей разл. элементов муз. языка огромную
роль играет опыт их многократного
использования в бытовой музыке, а также в музыке со словом и сценическим
действием, где складываются их прочные связи с жизненными ситуациями и с
теми элементами содержания, которые воплощены внемузыкальными средствами. К
повторяющимся элементам музыкальной формы, семантические
возможности которых зависят от традиций их употребле-
ния вна практике, принадлежат не только
типы интонаций, но и такие единства
музыкально-выразительных средств, какими являются жанры (маршевые,
танцевальные, песенные и т. д.).
Потенц. значения каждого жанра во мно-
гом обусловлены его первичными бытовыми функция-
ми, т. е. его местом в жизненной практике.
Композитор может использовать в своих произв. как
общие закономерности музыкального «языка» нации и эпохи,так и его
конкретные элементы.
Музыкальные языки различных эпох, наций, композиторов необычайно
разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие принципы организации
тонов — высотной и временной. В подавляющем большинстве музыкальных культур
стилей высотные отношения тонов организованы на основе лада, а временные —
на основе метра.
В свою очередь, потребности и др. параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный муз. опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство. В частности, социальные факторы играют ведущую роль в образовании как индивидуальных, так и массовых истолкований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.
Эти истолкования и оценки исторически изменчивы, в них отражаются различия в объективном значении и ценности одного и того же произведения для разных эпох и социальных групп (в зависимости от его соот- ветствия объективным требованиям времени и потреб- ностям общества).
Последние десятилетия XX в. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами.
Меняется не только мир, но и его понимание. Ныне уже довольно сложно провести четкую границу, которая совсем недавно делила его на две противоположные системы.
Поэтому сейчас, как никогда ранее, становится актуальной тема объединения людей,а ничто так не объединяет людей, как музыка.
Кроме того, следует сказать, что музыка становится все более универсальным языком социальной коммуникации. Общение становится, как никогда ранее, важным элементом в жизни общества. Во всех странах мира люди организу-ются по интересам вне зависимости от социального статуса, возникает масса фан клубов, где проводят досуг, слушая рок – музыку, джаз – музыку, классическую музыку.