Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и совершенствование в работах отечественных исследователей 1990–2000 годов
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра социальной работы
Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект исследования, становление и развитие в работах отечественных исследователей 1990 – 2000 годов
Москва
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Социальная работа как научная дисциплина
1.1 Социальная работа как наука
1.2 Определение социальной работы
Глава 2 Становление и развитие социальной работы
2.1 Возникновение социальной работы
2.2 Становление социальной работы в России
3.1 Объект и субъект социальной работы
3.2 Принципы социальной работы
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Теория социальной работы представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, которые касаются: социальной работы как области познания, клиента и факторов приводящих, к изменению его жизненного положения и других.
Содержание теории социальной работы переплетается с другими социальными дисциплинами: история, философия, психология, медицина и другие.
По мере увеличения научного знания и числа специальных научных дисциплин, направленных на изучение отдельных аспектов взаимодействия человека с обществом, средой обитания, а так же формированию личности человека как таковой, все острее сроит вопрос о создании общей теории, которая могла бы адекватно объяснить логику поведения жизнедеятельности человека, использования и формирования жизненных сил.
Объектом науки является реально существующая действительность. Он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения.
Предметом социальной работы можно назвать группы людей, которые нуждаются в социальной защите, опеке или помощи. Предмет социальной работы многообразен: в него входят: молодежь, одинокие престарелые люди, безработные, мигранты, семья и другие.
Целью данной работы не ставится рассмотрение различных групп, входящих в предмет социальной работы. Цель работы: понять как проявляет себя социальная работа в области научного знания, обозначить, что является объектом и субъектом социальной работы, рассмотреть историю происхождения и развития социальной работы.
Задачи работы - изучить работы исследователей двух последних десятилетий таких как: М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, В.И. Курбатова и других, сравнить их точки зрения на различные положения в социальной работе, и, на основание этого рассмотреть некоторые составляющие социальной работы.
Глава 1. Социальная работа как научная дисциплина
1.1 Социальная работа как наука
В этом разделе рассмотрены позиции профессора В.И. Курбатова, А.Г. Гусляковой и других. В своих работах они описывают собственное понимание социальной работы как теории, науки и отвечают на вопрос, что привело к формированию социальной работы как научной дисциплины.
Представляется, что теория социальной работы- система деятельности по защите «слабых» общественных групп. Теория социальной работы состоит из социальных и психологических теорий.
Как система научных знаний, социальная работа предполагает наличие двух качественно отличающихся, но неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга разделов: теоретический и практический. Первый включает в себя методологические основы познания, законы, общий категориальный аппарат и другое. Второй – сведения о практическом применении общих теоретических положений в практике социальной работы.
Как наука, социальная работа имеет собственный объект и предмет исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия для того, чтобы решить проблемы клиента возникающие под влиянием различных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории науки, является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая наука создавалась как результат настоятельной потребности в научно – теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношения между личностью и обществом на новом социально политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно – практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Социальная работа как наука находится на стыке традиционных направлений социальных наук: философии, психологии, социологии, медицины, политологии, экономики и других. В число ее проблем входят специфические исследования связанные с отношением социальной работы и социальной политики, с социальными процессами, а так же с ответственностью общества за адекватное развитие личности.
Изначально, социальная работа возникла как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, но, с течением времени, данная дисциплина все чаще становится объектом специальных научных исследований.
Научное осмысление социальной работы в России начиналось с понимания важности такого социального феномена как благотворительность.
По словам Холостовой, теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях:
1) Определяется место социальной работы как научной дисциплины среди таких наук, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология.
2) Ведется поиск собственной теоретической постоянной социальной работы как специфического объекта исследования.
3) Выявляется ее взаимосвязь с другими науками о человеке и обществе.
В теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При всем этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы. Сейчас развитие теории социальной работы в России идет в условиях постоянных дискуссий. Особо остро рассматривается ее место в системе социальных наук. В настоящее время теория социальной работы имеет все структурные признаки, которые дают возможность судить о ней как о полностью сформировавшейся, в научном плане, дисциплине: она имеет особый предмет исследования, объект исследования, закономерности, принадлежащие предмету исследования, специфические понятия, категории и методы деятельности.
С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и объекта, как частный случай социального управления, где объект подвергается целенаправленному воздействию, а субъект осуществляет данное воздействие.
Если обобщить все выше сказанной, то можно понять, что способствовать тому, чтобы каждый человек жил и развивался в соответствии со своей социальной природой, - является основной целью практики социальной работы, эта цель определяет и ее теоретическую основу как науке о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.
В отличие от конкретных социальных наук социальная работа рассматривает проблемы социального плана с точки зрения их особенных признаков. Социальная работа включает предварительный сбор информации, анализ объекта, выдвигает предположения, сопоставляет полученные факты, строит модели развития.
Теория социальной работы имеет тесную связь с другими науками: она используем психологические подходы в работе с клиентом, рассматривает историю благотворительности для описания истории социальной работы, использует в своей деятельности общефилософские подходы и другое.
Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер.
М.В. Фирсов также говорит о том, что основной социальной работы как науки, так же является междисциплинарные связи, общественная практика, а также теория познания.[1]
Основным этапом развития социальной работы в России, стал этап начавшийся с 1990-х годов. Это этап научного обоснования социальной работы. Основным толчком к этому послужили принятые в 1991 году постановления Госкомтруда СССР о введении новой профессиональной квалификации – социальный работник и введении той же специальности в учебные заведения.
Итак, нам стало понятно, что социальная работа стала формироваться как система научного знания лишь после становления ее как практической деятельности и она является междисциплинарной наукой.
1.2 Определение социальной работы
По мнению В.И. Курбатова, определение понятия «социальная работа» делится на уровни: первичные и вторичные. Первичные – отражают эмпирический опыт социальной работы, результат наблюдений и экспериментов. Вторичные – интерпретируют первичные понятия и образуют, путем логических операций над ними, теоретические положения.
Итак, вторичный уровень – это теория социальной работы, с которой логичнее всего начать. Теория социальной работы, определяется здесь как – наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого – педагогических управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнедеятельности личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
В литературе имеются и другие формулировки этих понятий. Но главное состоит в том, что социальная работа как одна их разновидностей деятельности, направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно, так называемых, слабых слоев и групп. Так же социальную работу можно определить как научную дисциплину; учебную дисциплину; прикладную науку; отраслевую теорию среднего уровня; самостоятельную теорию; специфическую форму социальной деятельности и др. Все эти определения лишь подробнее раскрывают теоретическую сущность социальной работы.
Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально – культурного, социально – политического развития и социальной политики государства. Это предельно широкое толкование понятия «социальная работа» раскрывающее участие этой дисциплины во всех ее проявлениях и сферах деятельности.
В более узком смысле, социальная работа есть общественно – необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабилизации общества, так, как призвана, препятствовать росту его маргинальных слоев. Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и негосударственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения.
Только что мы рассмотрели термин «социальная работа» с теоретической точки зрения, с точки зрения выполняемых его ролей в обществе. Но кроме теоретических составляющих социальной работы существует, так называемая, практическая составляющая или, как мы определились ранее, первичный уровень. К нему мы будем относить все то, что связанно с практической деятельностью социальной работы.
Как нам уже известно, социальная работа существует, в основном, как практическая деятельность. То есть в эту подструктуру входят такие определения социальной работы как: профессия; деятельность;, направленная на социальную помощь и т.д. В эту группу относятся понятия отражающие специфику организации социальной работы с различными социальными группами: людьми пожилого возраста, с ограниченными возможностями, беженцами, семьями и детьми группы риска и т.д.
Такого рода определения, связанные с объяснениями социальной практики в различных сферах общественной жизни, обычно описываются при помощи категорий, являющихся специфическими, собственно категориями социальной работы (социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь и др.). Следовательно, для того, чтобы лучше разобраться с практической подструктурой, следует разобраться в категориях входящих в нее. Рассмотрим самые основные категории, как их определяет их В.И. Курботов[2]:
Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальную поддержку – можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержание условий достаточных, для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Под социальной защитой – следует понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная поддержка, защита людей, в целом социальная работа, определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по улучшению социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Социальная работа является научной и практической дисциплиной, как наука, социальная работа получила свое развитие только после оформления ее как практики, поэтому мы дали ее определение как практической деятельности и как системы научного знания, а так же рассмотрели основные категории, помогающие в определении понятия социальной работы.
Глава 2 Становление и развитие социальной работы
2.1 Возникновение социальной работы
По словам профессора Холостовой Е.И., социальная работа существовала в сознании людей еще за долго до появления социальных теорий, на обыденном уровне. Возникала потребность в формировании общественной жизни, при этом нужна была социальная справедливость. Люди верили в, своего рода, «защитников» и в их средства. Появилась потребность в такой структуре, которая уравнивала бы в разумной степени различные слои общества не со стороны сугубо личных взглядов, а исходя из социальной практики в целом.
Российское общество у своих истоков самобытно, в нем сочетается общинное самоуправление крестьян, самодержавная власть, казачество на окраинах государства и свободомыслие. Все это при разнообразии природно-климатических условий, хозяйственных и экономических условий жизни порождало вопросы и противоречия, как надо жить, какими способами защищать малоимущих. Русский народ не привык самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями, поэтому в условиях перехода к рыночной экономике, в конце 1980-х – начале 1990-х гг., он не был готов к резкому изменению характера и форм социальных отношений, к ломке привычных стереотипов жизненного поведения, к утрате многими людьми социального статуса и перспектив развития. Поэтому возникли проблемы, с которыми невозможно справиться самостоятельно, возросла социальная напряженность. Люди осознали, что защищать их в таких условиях некому. Все это повлекло за собой развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности, для помощи нуждающимся.
Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм - эти социальные движения и их деятельность во многом определили судьбу России на протяжении всего прошлого века. Если глубоко рассматривать эти идеи и теории, то не трудно заметить, что все они формируются из нескольких структурных единиц: условия жизнедеятельности человека, свободы личности и возможности ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости.
Исследования второй половины 20 века в области истории, социологии, экономики и статистики свидетельствуют о выходе социальных проблем в число глобальных и приоритетных, показывают их влияние на социокультурную и другие стороны жизни человека. В начале прошлого века социальные проблемы стали объектом изучения различных социальных наук, но возникают некоторые явления связанные с обществом и не определенные ни одной наукой, такие как: социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная защита и др. Этот тип общественных связей стал являться объектом изучения теории социальной работы.
По словам профессора Холостовой, история социальной работы начинается с благотворительности, существовавшей на всех этапах развития не только европейского, но и российского общества. Историки находят корни сострадания к ближнему еще в племенах восточных славян. С.М. Соловьев отмечал, что восточные славяне были милостивы к старым и малым соплеменникам, а так же к племенным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей».[3]
В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который приравнивался к понятию человеколюбие. Главной заповедью стала христианская – любовь к ближнему: «любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню».[4]
Уже в 996 году, в Церковном уставе упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц, и на прием странных – неимущих была определена «десятина, т.е. десятая часть поступления от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[5]
Холостова говорит о том, что продолжение благотворительность получила в деяниях Иоанна Грозного в 1551 г. В постановлении Стоглавого Собора. Попечение признавалось делом общества, которое регулирует государство путем царского правления и законом. Именно в этот период благотворительность в России осуществила переход из общественного феномена в объект государственного надзора. Призрение за неблагополучной частью общества оформилось в систему при Петре Великом, который, как пишет Е. Максимов, четко отличал нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с их нуждой. Говорил, что предупреждение нищеты – лучшая борьба с ней. Выделял из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Создавал органы презрения.[6] Реформатор принимал меры по наказанию притворяющихся нищими. Император выделял в группу нуждающихся новые для России группы общества такие как: незаконнорожденные младенцы, солдат и офицеров неспособных к службе в дальнейшем служить, инвалидов матросов и солдат, душевно больных и других. Стали появляться новые виды заведений: госпитали для сирот, инвалидные дома¸ поселки для пленных. Кроме того выдавались пенсии, кормовые деньги, нуждающихся обеспечивали землей и промыслами.
Главным начинание Петра Великого заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике, а также передаче заботы о бедных и немощных государственным структурам. Но все это являлось только элементами структуры социального обеспечения.
Только в середине ХVIII века при правлении Екатерины II начинают складываться условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В это время создаются специальные учреждения для образования и воспитания детей из неблагополучных семей и детей сирот: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц и другие заведения. Екатерина отменила смертную казнь и издала несколько указов облегчающих учесть арестантов.
На рубеже ХІХ-ХХ веков остро встала проблема потребности в систематическом изучении различных форм помощи нуждающимся, в первую очередь, ими являлась благотворительность как наиболее устойчивая и распространенная. Так в начале ХХ века в России создается Союз учреждений , обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Основной задачей данного общества было объединение всех частных и другого рода обществ в единое по всей России для выработки примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся.
В первой четверти ХХ века было принято постановление об упразднении всех благотворительных организаций и передаче их денежных средств государству на поддержание воинских сил. Отказавшись от благотворительности как от одной из форм социальной помощи, новое российское правительство основные силы отдавало на государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.
Но русскому народу нужно было нечто иное, привычное и понятное, поэтому, с течением времени, в ходе развития советского общества вновь стали возрождаться общественные организации, которые способствовали повышению форм социального обеспечения. В настоящее время роль негосударственных предприятий играет значительную роль в сфере практики социальной работы не только России но и во всем мире и является объектом самостоятельного исследования, также это очень важно для помощи нуждающимся людям.
Однако Фирсов, автор книги «Теория социальной работы», не совсем согласен с положением Е.И. Холостовой о происхождении социальной работы в России. Он говорит, что оформление идей социальной помощи и поддержки в древности связанно с развитием письменности и проникновение, непосредственно, из христианской литературы представлений о презрении и милосердии к ближнему, а не зародилась как, у Холостовой, из основ благотворительности. Фирсов ставит на первое место в развитии социальной работы именно русскую литературу. Он рассматривает становление «теории милосердия» в произведениях древней литературы Х-ХІ веков. Он так же отмечает, что отделение чисто религиозных идей от милосердия как такового, произошло при Петре Великом. Фирсов говорит, что с этого периода начинается пересмотр ответственности в социальном плане, то есть примерно с начала правления Петра Первого прерогатива социальной защиты нуждающегося населения переходит в руки государства. Пьяницы и алкоголики более четко выделяются в группу социально - неблагополучных и нуждающихся в помощи, потому что это проблема всего русского народа.
Однако в работе Григорьева А.Д. «история социальной работы» указано, что государственная монополия в деле помощи нуждающимся слоям населения оформилась с конца 18 века. И произошло это в ходе екатерининских преобразований. Административная система помощи предполагала наличие как территориальных институтов помощи так и государственных мер по защите социально уязвимых слоев населения на основе усиления законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между субъектами помощи, группами и государством.
По вопросу начального этапа формирования социальной работы на Руси, у Григорьева и Холостовой схожие мнения, они оба считают, что социальная работа получила свои истоки из благотворительности и милосердия, желания помочь ближнему. Мне кажется, что с их мнением можно согласиться. Ведь социальная работа оказывает влияние на все сферы социальной жизни: экономическую, политическую, социальную. Социальная работа оказывает помощь всем нуждающимся.
2.2 Становление социальной работы в России
Е.И. Холостова в своей работе «теория социальной работы» рассматривает становление социальной работы в России как процесс незавершенный. Она считает, что социальное обслуживание населения в России находится на начальном этапе.
В работе замечено, что важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляют более 12 тыс. учреждений. За пять лет их число выросло в 2 раза. Это уже свидетельствует о том, что развитие социального обслуживания населения стало довольно быстро расти.
Однако по-прежнему остро стоит проблема лиц без определенного места жительства и занятий, «бомжей», отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста и так далее. Для них создаются специальные социальные учреждения: дома-интернаты, дома ночного пребывания.
Быстрыми темпами стала развиваться сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения. Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования.
На данном этапе развития завершается первый этап становления социального обслуживания населения России. Исходя из этого особую актуальность приобрел учет и анализ публикованных работ в этой области, творческое освоение разработанных парадигм, идей и опыта социального обслуживания. Для обработки материала большой интерес представляют официальные документы и материалы различных министерств и ведомств по вопросам, имеющим отношение к социальным службам. На современном этапе становится очевидным, что для того, чтобы результативно решить поставленные задачи социального обслуживания, нужно прибегнуть к внедрению в практику результатов теоретического осмысления социальной работы. Однако незнание или недостаточное знание основных положений социальной работы, слабость разработки данных вопросов в современной отечественной науке и многие другие неблагоприятные факторы приводят к недостаточной эффективности деятельности социальных служб.
По соблюдению норм и правил существует множество стандартов и законов[7] но, сожалению, не все они осуществляются в достаточной мере. Поэтому необходимо укреплять деятельность социальных служб Российской Федерации действием специальных комиссий по контролю за деятельностью в данном направлении.
Фирсов в своей книге «теория социальной работы», приходит к одинаковому результату с Холостовой, по вопросу становления российской социальной работы, он так же говорит, что социальная работа находится на этапе формирования и незавершенности. Автор выделяет два периода в оформлении идей социальной поддержки:
Первый – с 1919 по 1941гг., когда происходит оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе.
Второй – с 50-х по 2000 гг., когда особо интенсивно и последовательно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально правовой реабилитации инвалидов[8].
Итак, социальная работа в России находится на этапе незавершенности и развития. Социальная работа берет свое начало из благотворительности, которая существовала на всех этапах развития российского общества.
Глава 3. Основы теории социальной работы
3.1 Объект и субъект социальной работы
Прежде всего стоит определиться, что называть объектом и субъектом социальной работы. По определению профессора Е.И. Холостовой: Сторона, которая осуществляет познание или деятельность, называется субъектом; сторона на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.
Отношения объекта и субъекта многопланово. То, что в одной ситуации мы можем назвать объектом, в других условиях и при других обстоятельствах, процессе познания или деятельности выступает как субъект, и наоборот. Кроме того в сфере общения многие отношения можно понимать как субъект субъектные, в которых обе стороны являются активными продуктами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится именно к одной из таких сфер социальной деятельности.
В ходе работы в данной сфере специалисты всегда задумывались над вопросом: как назвать того кому оказывается помощь. В связи с тем, что индивид, обратившийся в службу социальной помощи способен, хотя бы частично, принимать участие в деятельности по устранению своих затруднений утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть групповым и индивидуальным.
Социальный работник любого ранга – всегда активная сторона. Поэтому, по определению Холостовой, которое она дает в своей книге «Теория социальной работы», объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудной, жизненная ситуация называется в случае, если она нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. И если самостоятельно индивиды справиться с ней не могут. Группами, которые нуждаются в социальной помощи, различны. Однако, принято выделять в, так называемые, «группы риска» одиноких инвалидов, престарелых, женщин, детей и многие другие группы. Принято также выделять клиентов – людей с особыми проблемами. Это люди, которые попали в тяжелую жизненную ситуацию. Потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность.
Следует помнить, что социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, в первую очередь имеет дело с его социальной ситуацией. Социальной ситуацией называется конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового , со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [9]. Целью деятельности социального работника является улучшение социальной ситуации клиента.
Социальная работа является деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, об этом говорит Агапов Е.П. в его труде «введение в социономию». Он говорит, что социальная работа включает в себя два основных элемента: объект и субъект. Под объектом социальной работы, он подразумевает тех людей, которые нуждаются в помощи, а под субъектом – тех, кто ее оказывает. Поэтому, социальную работу можно понимать как взаимодействие объекта и субъекта, имеющее главной своей целью помощь людям в решении для них жизненно важных вопросов и вопросов, улучшающих качество их жизни. Объектом социальной работы в любом случае являются те, кто ставит перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, будь это индивидуальный клиент или группа людей.
Группы людей, которые являются объектами социальной работы, можно разбить на три категории:
1) социально незащищенные группы;
2) маргиналы;
3) лица с отклоняющимся поведением.
Когда говорят об объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности в решении своих проблем. Другими словами этот объект неоднороден: это не только человеке без определенного места жительства, но и вполне респектабельный человек, страдающий от одиночества.
Субъект социальной работы так же не является однородным. В нее входят как социальные служащие, социальные агентства, так и государство в целом. Социальная работа невозможна без государства, которое создает для нее законодательную основу, а так же агентств, которые занимаются ее организацией. Стоит отдельно заметить, что социальные работники выполняют непосредственную работу с людьми, поэтому они являются важнейшим субъектом в этой сфере.
Мнение Курбатова В.И. в основном совпадает со мнением других исследователей социальной работы. Однако, он говорит, что основное место в социальной работе занимают объект и предмет, он называет их основополагающими категориями. Курбатов говорит, что предметная сущность социальной работы характеризуется понятием «социальности», которое выражает многообразные способы и формы существования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов.
Объекту и субъекту социальной работы, автор отдает важнейшую роль. Называя объектом – клиента - человека нуждающегося в социальной защите. А субъектом – того, кто осуществляет социальную помощь. Он говорит, что в основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, так же как и со значимым социальным окружением клиента.
3.2 Принципы социальной работы
С точки зрения профессора Холостовой, принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.(5)[10]
Холостова, ссылаясь на Гуслякову Л.Г., выделяет следующие принципы теории социальной работы:
Социально – политические принципы. Данные принципы освящают требования, зависимости социальной работы и социальной политики государства. Зависимость выявляет концепции подходов к выбору предпочтений в социальной защите населения, соотносит общественные и индивидуальные интересы в социальной работе. Основными принципами этой группы являются: единство подходов социальной работы во всех регионах страны, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизни социальной группы или личности при выборе работы с ними. Законность и справедливость деятельности социального работника.
Общефилософские принципы. Эти принципы лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К этим принципам относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.
Организационные принципы. Среди них можно особо выделить такие, как социальная и технологическая компетентность кадров, так же в них заключатся принцип контроля и проверки исполнения, также принцип функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
Педагогико-психологические принципы. Они занимают большое место в структуре логических форм научной теории социальной работы. Эти принципы выражают требования в психологическому и педагогическому воздействию на человека, обратившегося в социальную службу, также предполагают необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых процедур. Основными принципами можно назвать: анализ оценки условий жизнедеятельности и выбора форм и методов работы с данными клиентами. Целенаправленность и адресность социальной работы, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Далее профессор Холостова говорит о специфических принципах социальной работы, которые определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг нуждающемуся населению.
Принцип универсальности. Который требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам: идеологическим, политическим, религиозным, национальным или расовым. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единой причине – его потребности в социальной помощи.
Принцип социального реагирования. Принцип предполагает осознание необходимости принимать меры по выясненным ранее социальным проблемам, действовать в соответствии с данными обстоятельствами социальной ситуации конкретного клиента, а не ограничиваться только стандартным набором действий ориентированного на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип максимизации социальных ресурсов. Всем известно, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет малое количество средств на оказание социальной помощи населению. Конечно большую роль в этом всем играет социально – экономическое развитие государства, но там не менее в основном доля государственных затрат на социальную защиту мала. Поэтому социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи нуждающимся, путем привлечения не государственных, гарантированных, средств, а частных, добровольческих организаций. Также социальные работники могут использовать и другие, не запрещенные государством способы.
Принцип толерантности. Заключается в том, что социальный работник не может делить клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый человек, который нуждается в помощи, должен получить ее. Толерантность социального работника заключается в том, что он должен проявить терпимость к проявлению разнообразия клиентов.
Также Холостова и Гуслякова выделяют еще несколько принципов, но принципы рассмотренные выше являются базовыми и самыми важными.
Нам стало ясно, принципы играют большую роль в социальной работе, потому что только руководствуясь ими социальный работник сможет качественно выполнить свою работу. Здесь прослеживается важность теории социальной работы, которая, в последствии, используется в практике социальной работы. Также мы выяснили, что не только социальный служащие, но и агентства, а также государство в целом, имеют большое значение в структуре социальной работы.
Заключение
Итак, в ходе данной работы мы изучили работы ученых – теоретиков в области социальной работы таких как: В.И. Курбатов, З.В. Козлова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, М.В. Басова и другие. Рассмотрели основные составляющие социальной работы. Поняли, что социальная работа является отраслью не только практического знания, но и имеет очень основательный теоретический базис.
В работе рассмотрена социальная работа как научная дисциплина, происхождение социальной работы и ее развитие, определен объект и субъект социальной работы.
Также, нам стало понятно, что социальный работник в своей работе должен быть толерантным и воспитанным, он должен находить подход к каждому отдельному клиенту индивидуально. Несмотря на то, какие люди являются клиентами социального работника, он не должен делить их на «хороших» и «плохих», а должен одинаково качественно оказывать им социальную помощь.
Так же мы поняли, что предметом социальной работы является прежде всего человек, его место в обществе. Государство является основной составляющей в сфере социальной защиты населения. Оно помогает развитию социальной работы и ее становлению. Ведь социальная работа представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество пронесло с собой, начиная с самого его основания. Социальная работа – это общественно необходимое явление, без нее невозможно существование ни одного государства, потому что в каждом государстве есть социально не защищенная группа или группы людей. Теория социальной работы лишь собирает все практическую информацию, отслеживает ее эффективность и создает такие методы, которые могут сделать социальную работу более легкой и практичной.
Список литературы
1. Агапов Е.П. Введение в социономию. Ростов-на-Дону, 1997.
2. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук //Российский журнал социальной работы. – 1996. № 1.
3. Григорьев А.Д. История социальной работы. М., 2006.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.
5. Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России. // Антология социальной работы. М., 1994.
6. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.Ф. Басов, В.И. Басова, О.Н. Бессоннова и др.: под ред. Н.Ф. Басова. Издание 3-е, исправленное. М., 2007.
7. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего профессионального образования. // Российский журнал социальной работы. – 1995. № 1.
8. Словарь – справочник по социальной работе. М., 1997.
9. Соловьев С.М. Сочинения. Книга 1. История России с древнейших времен. М., 1988.
10. Социальная работа. Словарь – справочник. М., 1998.
11. Социальная работа: история, теория и технология. / Под ред. И.Ф Анбеговой, З.В. Козлова. Ярославль, 1997.
12. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. Серия «учебники, учебные пособия» – Ростов, 2000.
13. Социальная работа: учебное пособие, издание 2-е, переработанное и дополненное. – Ростов, 2003.
14. Теория и методология социальной работы: учебное пособие. / Григорьев С.И., Гуслякова Я.Г. М., 1994.
15. Теория социальной работы. М., 1998.
16. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995г.
17. Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие. М., 2000.
18. Фирсов М.В. История социальной работы. М., 2004.
19. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М, 2003.
20. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма//Журнал исследований социальной политики. Том 2. – 2004. – № 3.
21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Издание 2-е. М., 1994.
[1] Фирсов М.В. Студентова Е.Г. теория социальной работы С.102-103. М. 2000
[2] Курбатов В.И. Социальная работа. С. 90-91 Ростов-на-Дону, 2000
[3] Соловьев С.М. Сочинения.кн.1.История России с древнейших времен. М. 1988. Т. 1. с.91-97.
[4] Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М. 1990. с. 78 - 79.
[5] Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности в России//Антология социальной работы. М. 1994. Т.1.
[6] Максимов Е. Указ.соч
[7] Федеральный закон "об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15 ноября 1995г.
[8] Фирсов М.В., Студентова Е.Г. Теория социальной работы. С. 63-67.
[9] Холостова Е.И. теория социальной работы С.41
[10] Холостова Е.И. теория социальной работы С. 48