База научных работ, курсовых, рефератов! Lcbclan.ru Курсовые, рефераты, скачать реферат, лекции, дипломные работы

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России

Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологии







КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Технологии социально-культурной деятельности»

Тема: Технологии социально-культурной деятельности

общественных организаций в России





Выполнила: студентка группы ЗМК-31

Докучаева Елена Владимировна


Проверила: преподаватель, кандидат филол. наук, доцент, заслуженный работник культуры РФ

Куличкина Галина Васильевна







ПЕРМЬ

2009

Содержание


Введение

Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология

1.1.         Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России

1.2.         Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций

1.3.         Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций

Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Актуальность темы обусловлена социально-культурной спецификой деятельности общественных организаций. В ходе социальных, экономических, культурных преобразований в нашем городе накоплен уникальный опыт социально-культурного развития, а моделью эффективного регулирования социально-культурных взаимодействий, реализующейся на практике, стали общественные объединения.

Научная актуальность исследования общественных объединений в ракурсе социально-культурной деятельности определяется необходимостью глубокого осмысления целесообразности существующих форм, способов и средств удовлетворения социально-культурных запросов населения в поликультурном контексте.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Именно поэтому крайне необходим для развития личности, формирования ее субъективной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма и отдыха. Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Социальная значимость поставленной в работе проблемы обусловлена следующими факторами: появлением большого количества общественных объединений, долгим молчанием и нежеланием государства обращать внимание на существующие проблемы в общественно-значимых отношениях, игнорированием часто возникающих противоречий в вопросах социально-культурных связей.

На этом фоне, роль добровольных общественных объединений в жизни страны возрастает заметно, но при этом явно прослеживаются негативные последствия утраты опыта независимой общественной деятельности. Поэтому изучение истории возникновения и деятельности общественных объединений, выступающих в роли агента социализации для различных категорий населения, позволит не только заполнить пробелы в знании истории развития общественных объединений, но и выявить эффективные технологии обеспечения условий для удовлетворения возникающих потребностей в самоидентификации личности в процессе роста гражданского самосознания.

Цель: изучить особенности технологии организации деятельности общественных объединений, функционирующих в социально-культурной сфере.

Задачи:

1.                Изучить исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России.

2.                Изучить теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.

3.                Исследовать технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций.

4.                Обобщить и проанализировать опыт работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»).

Предмет исследования: изучение истории, теоретических основ и современных технологий социально-культурной деятельности общественных организаций.

Объект: общественные объединения по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»).

Степень исследованности:

Проблемы изучения технологий социально-культурной деятельности общественных объединений давно привлекают внимание учёных, но здесь существуют свои сложности, связанные с тем, что общественные объединения активизировали свою деятельность в сфере культуры лишь в 20 веке. Тем не менее литературу по изучаемой проблеме можно разделить на следующие группы: историческая литература (первые упоминания об общественных движениях и объединениях); фундаментальные исследования теории и методологии социально-культурной деятельности; периодические издания, в которых непосредственно освещались проблемы социально-культурной деятельности общественных объединений.

Историческая литература: Исаев И. А. История государства и права России, Карамзин Н. М. История Государства Российского, Ключевский В. О. Краткое пособие по Русской истории.

Теория и методология: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность, Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности, Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности, Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы, Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований, Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности, Стрельцов Ю.А. Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов, Сорокин П.А. Социально-культурная динамика.

Периодические издания: Общественные науки и современность.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, приложений, списка литературы.

Глава 1. Социально-культурная деятельность общественных организаций в России: исторические истоки, теория и методология


1.1.         Исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России


В этом параграфе рассматривается динамика появления и основные этапы формирования общественных движений и объединений в России, начиная с XVIII века и до настоящего момента, раскрываются причины возникновения и анализируется процесс становления общественных организаций.

Различные объединения людей с общими взглядами на природу, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, клубы нового времени и т.д. Людям всегда было свойственно стремление к объединению. "Только в коллективе, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода".

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в России первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в содержание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образования, организованного досуга народных масс. Реформируется первая славянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просветителей находят свое развитие и применение.

Русские школы этого периода находились под эгидой государства и церкви, которые выступали в качестве заказчика, заинтересованного в воспитании не «гармоничных» людей, а грамотных и богобоязненных прихожан.

Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период более закрепляются традиционные досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного» люда, общественных досуговых форм у детей, подростков, семей.

В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика роль царя в появлении новых объединений: возникновение дворянских клубов, салонов и др.

Клубы. Во второй половине XVIII века культурно-просветительская деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населении и сторон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности. В 1770 году в Петербурге, а затем через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечения для представителей дворянских кругов.

В конце XVIII века в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие, чем представителей конкретного сословия, слои горожан. Среди приказчичьих или коммерческих клубов (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице – Дмитровке). Вокруг клубов группировались мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из мещан и часть купечества. Приказчичьи клубы представляли те средние круги города, которые ориентировались в своих устремлениях на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» - Дворянскому собранию и Английскому клубу.

Вольное Экономическое общество. Вольное Экономическое общество было образовано в 1765 году. Главной целью его создания были рационализация и повышение уровня аграрной культуры. Его учредителями были виднейшие екатерининские сановники Г.Г. Орлов, Р.И.Воронцов и др. Общество стало издавать свои «Труды», которые регулярно выходили с 1766 по 1855 годы (около 30 томов), где печатались разнообразные работы по экономике, агрономии, селекции сельскохозяйственных культур, по животноводству и другим отраслям сельского хозяйства.

Руководством общества был объявлен конкурс сочинений на тему: «Что полезнее для общества, - чтоб крестьянин имел в собственность землю или токмо движимое имение, сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?»[1].

Обсуждение проблемы крестьянской собственности на землю имело чисто теоретический характер, однако дворянская элита была поставлена перед необходимостью размышления о будущем крепостнической России.

XIX век. Культурно-просветительная мысль XVIII во многом обогащала просветительские идеи первой половины XIX века.

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с интенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспитании и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительской деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультурные, просветительские идеи и деятельность декабристов.

В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и общественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако, если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных революций и национально-освободительных движений, то в России правящая верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социально-политический строй.

Основной причиной подъема общественного движения стало растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящие представители дворянства и формирующейся из разночинцев интеллигенции, но и помещики-крепостники ощущали необходимость кардинальных перемен

На развитие общественного движения большое влияние оказывали народные волнения. О недовольстве свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, солдат и матросов, военных поселян. Общественное движение развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров в печати о будущем России, о ее месте в мировой истории. Участниками общественного движения были в основном дворяне.

Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловливалось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои привилегии, спасти крепостнические отношения и самодержавный строй, а с другой — непрекращающимися народными волнениями и стремлением части общества выступить защитником народа.

Декабристы. Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось как внутренними процессами, происходившими в России, так и международными событиями первой четверти XIX в. Главной причиной зарождения стало понимание лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Будущие декабристы называли себя «детьми 12-го года». Они поняли, что народ, спасший Россию от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает лучшей участи. Подтверждение этим мыслям они находили в произведениях французских просветителей, которые высказывались против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских революционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие государственные и общественные деятели уже в XVIII — начале XIX в. выступали с осуждением крепостного права.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Она выражалась в том, что в России фактически не было буржуазии, способной бороться за свои интересы и за демократические преобразования. Широкие народные массы были темны, необразованны и забиты. Они долго еще сохраняли монархические иллюзии и политическую инертность. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия. Круг революционеров был крайне ограничен — в основном, представители родовитого дворянства и привилегированного офицерского корпуса.

В феврале 1816 г. после возвращения большей части русской армии из Европы в Петербурге возникло тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др. «Союз спасения» — первая русская политическая организация, имевшая революционную программу и устав — «Статут». В нем были заложены две основные идеи переустройства российского общества — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие — как отжившая политическая система.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» — довольно крупная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа — общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший исполнительной властью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде. Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету переплета). Все члены общества принимали участие в легальной деятельности.

Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия». Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов землевладения, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ.

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Отечественные записки», «Современник» и другие.

В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

В XIX веке в России появилось полнокровное и необычайно разнообразное по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. В начале столетия оно постепенно распалось на два течения: правительственное и оппозиционное, а с 1830-1840 годов приобретало более сложный и более знакомый для нас вид, разделившись на правительственное (консервативное), либеральное и революционное.

Интеллигентские учреждения - салон. Интеллигенции были нужны учреждения, которые свели бы вместе единомышленников, позволили бы им делиться мыслями и завязать дружеские отношения на основе общих убеждений.

Старейшим был салон. Богатые помещики жили открытым домом, особенно в своих просторных московских резиденциях, которые создавали идеальные условия для неформальных контактов между людьми, интересующимися общественными делами. Хотя, посещавшая салоны знать, была по большей части поглощена сплетнями, сватовством и картами, иные салоны привлекали людей более серьезных и даже приобретали некий идеологический оттенок. Например, разногласия, впоследствии расколовшие интеллигентов на западников и славянофилов, впервые прорезались в салонных беседах и лишь позднее нашли дорогу в печать.

Достаточно известный салон З.Волконской любил посещать А.С.Пушкин. Отличие салона от кружка состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направленным объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хозяйка. Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от последних их организация предполагала наличие четкого сценария, главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и т.п.

Клубные учреждения. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа Английского клуба) клубных учреждений свидетельствует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общественные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции общественного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения образования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости, общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Кружки 1830-1840-х годов. Новый этап в общественном движении России начинается в 1830-х годах, когда в Москве возникают кружки А.И. Герцена и Н.В. Станкевича. Внешне они имели вид литературно-философских объединений, на деле же играли важную практическую роль в идейной жизни империи. Вместе с декабристами с политической арены России исчезает и философия Просвещения как основа либеральной и революционной доктрины. Трудные, кропотливые поиски нового фундамента оппозиционного движения как раз и стали задачей кружков 1830-1840-х годов.

Внимательный анализ работ немецких философов Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля привел к тому, что теоретической основой оппозиционного движения в России стало гегельянство. Начало же упомянутому анализу было положено в кружке Н.В. Станкевича.

Станкевич, вокруг которого собрался замечательный круг людей, боготворил немецкую философию так, как ее мог боготворить только русский интеллигент. Он не только сам с упоением отдавался изучению новых истин, но старался приобщить к этому занятию и всех своих знакомых. Благодаря уникальным душевным качествам Станкевичу удалось собрать вокруг себя и будущих западников, и славянофилов, и революционных демократов.

Трудно в наши дни представить себе друзей, ссорящихся, рвущих отношения из-за расхождения в трактовке какого-либо философского положения. В кружках 1830-1840-х годов такое случалось сплошь и рядом, что служит подтверждением того, что речь шла не просто о занятиях философией. За каждым таким спором стояло решение практических вопросов российской жизни, будущее страны. В те годы особенно большие споры вызвал тезис Гегеля, провозглашавший разумность всего действительного. По сути эта формула означала, что действительное выше существующего, она устанавливала своеобразную границу между идеалом и жизнью, считая первый необходимым, а вторую - случайной. Иными словами, это положение звало людей искать и понимать действительное, сравнивая с ним существующее, приближать последнее к идеалу. Однако М.А.Бакунин, а вслед за ним В.Г.Белинский сделали иной вывод: если все действительное разумно, значит все существующее имеет разумную цель.

Журнал. Развитие журналистики в России падает главным образом на вторую половину XVIII столетия, но оно совершается вместе с тем чрезвычайно бурными темпами.

Первый журнал в России был научно-популярным. Это «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издаваемые Академией наук с 1755 года. С конца 20-х годов выходили первые предшественники журналов. С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них «Праздное время, в пользу потребленное», «Трудолюбивая пчела» (А.П. Суморокова), «Полезное увеселение» (М.М. Хераскова).

В конце 60-х – начале 70-х годов число выходящих журналов возрастает. Только в 1769 году появилось восемь новых изданий. И это особенно знаменательно – издавать журналы стали представители разночинной интеллигенции. Такие журналы были рассчитаны не на дворянскую, а на разночинную аудиторию

В 1850-х – начале 1860-х гг. ведущим радикальным органом был "Современник", а после его закрытия в 1866 г. - "Отечественные записки", за которыми последовало, в свою очередь, "Русское богатство". "Вестник Европы" был неизменным выразителем западнического, либерального общественного мнения; с 1907 г. он разделял эту роль с "Русской мыслью". Рупором консервативно-националистических взглядов был "Русский вестник", популярность которого в значительной мере объяснялась тем, что в нем печатали многие свои произведения Толстой, Достоевский и Тургенев. За этими ведущими органами общественной мысли следовали десятки менее известных изданий. Журнал сыграл совершенно исключительную роль в развитии русского общественного мнения. Он разносил по всей огромной империи знания и идеи, которые в противном случае остались бы достоянием лишь двух столиц, и таким образом создавал объединяющие связи между людьми, живущими вдали друг от друга в провинциальных городках и в деревенских поместьях.

Именно на этой основе в начале XX в. в России с такой быстротой появились политические партии. В течение года после прихода к власти Ленин закрыл все дореволюционные толстые журналы, поскольку его острое политическое чутье несомненно подсказывало ему, что они представляют большую угрозу для абсолютной власти

Начало XX века стало временем окончательного оформления политических партий в России. Экономические кризисы, консервативная политика Николая II, рост самосознания в обществе и т.п. создали благоприятную ситуацию для активизации всех оппозиционных сил.

Правое крыло составили либеральные партии. Более радикальная либеральная интеллигенция в 1903 г. создала организацию «Союз освобождения», которая в период I Русской революции трансформировалась в партию конституционалистов-демократов. Умеренные земские либералы через организацию «Союз земцев-конституционалистов» пришли к созданию партии «Союз 17 октября».

Социалистическое крыло составили партия социалистов-революционеров (хотя единой партии им так создать и не удалось) и РСДРП, расколовшаяся на три крыла: «легальных марксистов», большевиков и меньшевиков. Близость взглядов «легальных марксистов» с кадетами привела к переходу их в либеральный лагерь. Особняком встало движение анархизма, в силу своих основополагающих взглядов не ставившее целью образовать партию.

Характер общественного движения в России накануне революции 1905—1907 гг. определялся оппозиционными власти и политическому порядку настроениями. Различия состояли в степени оппозиционности, в глубине программы преобразований, в способах их проведения

Если обобщить требования либералов, то они выступали за ограничение самодержавия, созыв органа народного представительства, принятие конституции, обеспечение политических свобод слова, печати, собраний и др., расширение местного самоуправления, проведение умеренных аграрных и национальных реформ мирными средствами.

Эсеры, ориентируясь на рост крестьянского недовольства, принимавшего в начале века формы поджогов, захватов помещичьих земель, неподчинения властям, требовали ликвидировать самодержавие, учредить демократическую республику, социализировать (передать в общественную собственность) всю землю, в том числе помещичью, распределить ее на уравнительных началах между крестьянами. Основным средством борьбы эсеры считали индивидуальный террор против представителей власти (убийства министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, губернаторов Уфы и Харькова).

Социал-демократы за идейным обоснованием своей деятельности обращались к марксизму, а главной социальной опорой считали рабочий класс. В росте стихийного рабочего движения (первомайские политические демонстрации, Обуховская стачка, всеобщая стачка в Ростове-на-Дону и др.) они видели ту силу, которая позволит осуществить задуманные преобразования. II съезд РСДРП принял программу партии, в которой выдвигались требования ликвидации самодержавия, установления демократической республики, введения политических свобод на первом этапе и свержения власти буржуазии, установления диктатуры пролетариата, победы коммунистической революции — на втором. Приняв программу и устав, социал-демократы не смогли преодолеть противоречий между меньшевиками и большевиками. Меньшевики (Мартов, Плеханов) социалистическую революцию считали отдаленной перспективой, выступали за мирные средства, признавали руководящую роль либералов в борьбе за демократическую республику и капиталистическое развитие страны. Большевики (В.И. Ленин) сделали ставку на революционные, насильственные методы борьбы, быстрый переход к социализму, установление диктатуры пролетариата.

Уже в первые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участи в строительстве социалистического государства. Так, одно из конкретных форм борьбы с неграмотностью населения стало созданное по инициативе В.И. Ленина общество "Долой неграмотность". (ОДН), которое существовало с 1923 по 1936 г. В числе первых 93 членов общества были В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и другие видные деятели молодого советского государства. Подобные организации имелись на Украине, Грузии и в других союзных республиках.

В 1923 году появилось добровольное общество "Друг детей", которое работало под руководством детской комиссии при ВЦИК, возглавлявшейся Ф.Э. Дзержинским. Деятельность общества, проходившая под лозунгом "Все на помощь детям!", прекратилось в начале 30-х годов, когда было в основном покончено с детской беспризорностью и бездомностью. В 1922 году была создана Международная организация помощи борцам революции (МОПР) - прообраз советского фонда мира, сформировавшегося в 1961 году.

Кроме названных в стране действовали десятки других общественных формирований: Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, ОСВОД, общество "Долой преступность", Всесоюзное противоалкогольное общество, Всесоюзное общество изобретателей и другие.

В годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.

Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").

Выражая свое отношение к различным литературным течения и группам, ЦК РКП(б) в 1925 году подчеркивал, что "партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казнено - бюрократическим псевдорешением. Точно также недопустима декретом или партийным постановлением легализованное литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации".

В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.

Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует прежде всего отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других.

Быстрое расширение сети различных объединений в первые после революционные годы позволило надеется на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.

Окончательно подобные объединения прекратили свое существование после принятия постановления ЦК ВКП(б) "О перестройке литературных организаций" (апрель 1932 г). в соответствии с которым были ликвидированы группировки и созданы единые творческие союзы писателей, архитекторов, художников. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года было принято "Положение о добровольных обществах и их союзах", лишившие многие общественные организации их статуса и тем самым способствовавшие их ликвидации (этот документ и по сей день является единственным, в котором даны характеристики и признаки общественных организаций).

После принятия этих решений на протяжении более чем двух десятилетий новые общественные организации, не считая спортивных, в стране практически не создавались. Исключение составил лишь Советский комитет защиты мира (1949 год).

Затем наступил период так называемой "хрущевской оттепели". Так в 1956 году были созданы такие общественные организации, как Ассоциация содействия ООН в СССР, Комитет молодежных организаций СССР, Комитет советских женщин и т.д. Годы застоя были застойными и для общественных объединений. Тогда появились только три общественные организации: Советский комитет за европейскую безопасность и сотрудничество (1971 год), Всесоюзное агентство по авторским правам (1973 год) и Всесоюзное добровольное общество любителей книги (1974 год).

Советское общество второй половины ХХ века было сложной системой со множеством течений и структур, многие из которых не управлялись коммунистическим режимом.

Наиболее заметным движением было диссидентство. Но диссидентство было только частью более широких дискуссий и социальных инициатив. Несмотря на аполитичность большинства населения, в стране существовал значительный слой людей, отстаивавших различные идейные позиции. Формирование гражданского общества в Советском Союзе продолжалось и во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Относительно широкий слой интеллигенции продолжал обсуждать наиболее острые проблемы истории и современности. Во многом споры 70-х - начала 80-х гг. предвосхитили реформы 80-90-х гг.

В Советском Союзе существовали и массовые самостоятельные от тоталитарных институтов неформальные организации. Они взаимодействовали с властью и ее “приводными ремнями”, но в своих действиях руководствовались собственной логикой. Это явление можно охарактеризовать как неформальные движения — субкультуры, объединенные общим делом — социальным творчеством, созданием новых, “неофициальных”, непривычных форм жизни, гражданской активностью, которая не была ограничена формальными рамками, лояльностью (нелояльностью) к режиму. Наиболее крупными движениями 60-70-х гг. были «зеленые» (Дружины охраны природы), различные культурные и педагогические инициативы (включая художественный и литературный андеграунд, рок-движение, КСП, коммунаров, учителей-новаторов).

Но гражданского общества пока не существовало, так как не было общего поля движений. Они развивались вне регулярного общения друг с другом. Для того, чтобы возникло общее поле, не хватало важнейшего компонента – независимых политических движений, тесно связанных с социальными инициативами. Диссидентство в силу своей объективно обусловленной конфронтационной позиции не могло стать таким компонентом. К тому же в 1979 г. было принято решение покончить с ним, и к 1984 г. инфраструктура диссидентского движения была разгромлена.

Условия для выхода на арену политической оппозиции возникли в период Перестройки. В декабре 1986 г. по внешнеполитическим соображениями было принято политическое решение отказаться от уголовного преследования инакомыслия. Разумеется, это не предоставляло инакомыслящим каких-либо политических свобод и даже гарантий от преследования в будущем, но создало предпосылки для активизации общественной жизни.

Распад СССР и «шоковая терапия» начала 90-х гг. привели к существенным изменениям и в структуре гражданского общества. Оно профессионализировалось, заметно потеряло в численности, а в начале XXI века – и во влиянии. Под давлением социальных трудностей старое поле неформальных движений фактически распалось. Часть старых неформальных движений (ДОПы, коммунары, КСП) сохранилась, но «заперлась» в своей нише, деполитизировалась, разочаровавшись в итогах политизации конца 80-х – начала 90-х гг. Существенно обновились и кадры, сетевая структура во многих местах была «разорвана» конкуренцией профессионализировавшихся команд, зависимых от бизнес-структур и государственных институтов. Но в условиях развития виртуальных технологий возникают новые связи и сети, в которых проявляют активность и выходцы из неформального прошлого.

В 1990-е годы в политической жизни России участвуют социальные силы, различные по своему количеству и составу. Особое место среди них занимают политические партии, общественные движения, гражданские инициативы, любительские объединения по интересам. К началу 1997 года, по оценкам экспертов, в России функционировало около 40 тысяч федеральных, межрегиональных и региональных организаций, и число их продолжает расти.

В итоге, следует отметить, что бурное развитие различных объединений совпадает с периодами расширения демократии. Отсюда следует принципиальный вывод о том, что уровень демократизации общества в немалой степени определяется количеством добровольных формирований, степенью активности их участников. В свою очередь отсюда следует и другой вывод: появление современных общественных деятелей не есть результат чьей-то злой воли, оно вполне закономерно. Более того можно смело предположить, что по мере дальнейшего расширения демократии число неформальных общественных образований и их участников будут возрастать.

1.2.         Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной деятельности общественных организаций


В этом параграфе рассматривается теоретические и методологические основы возникновения и особенности содержания социально-культурных технологий, которые описывают технологии как целостное явление, необходимое для успешной реализации социально-культурной деятельности.

Термин «технология» заимствован из области технических дисциплин. И, тем не менее, его введение в терминологический аппарат социально-культурной деятельности представляется целесообразным, поскольку он отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем. Эта совокупность систем зависит не только от целей, поставленных перед социально-культурной деятельностью, но и от состояния знаний, умений, способов достижения цели.

Технологии и связанные с ними методические разработки, используемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически осмысленного практического опыта социально-культурной деятельности.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих областях, приобрели общесоциальное значение, превратились в социально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом контексте правомерно определение социально-культурных технологий как средства обмена человеческими способностями и потребностями культуры[2].

Анализ сущности социально-культурных технологий показывает, что большинство из них основано на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят следующим образом: творческий уровень – в технологиях преобладают творческие моменты; репродуктивно-творческий – автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым; репродуктивный – в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы[3].

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого; элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Методологически важно подразделять конечные цели и задачи социально-культурных технологий. Под целью следует подразумевать наиболее общее утверждение, предназначенное для того, чтобы показать тип проблемы, на решение которой направлена технология. В отличие от целей, задачи той или иной технологии заключаются в максимальной конкретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии – анализ ситуации, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические, культурологические и социально-психологические методы.

Принципиальное теоретическое и практическое значение имеет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, в первую очередь, относятся устное (живое) слово (речь); печатное слово (тексты); наглядные средства экспонаты, репродукции, театр, музыка, хореография, кино, живопись и др.). Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства – общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т.д. Усилению традиционных возможностей воздействия способствуют вспомогательные средства: технические (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ритуальные действия, документалистика, фрагменты из литературных произведений[4]

Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.

В социально-культурных институтах используются следующие методы:

·                   Просветительские методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепления знаний, отработку умений и навыков);

·                   воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение, порицание);

·                   методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);

·                   методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три наиболее общих, характерных признака:

1)                Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии – медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентированные технологии – технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические – технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения – коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные);

2)                Функциональный или процессуальный признак (информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии - реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования);

3)                Социально-демографический, «субкультурный» признак (индивидуально ориентированные технологии – авторские, частные; специализированные или групповые – семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые – общедоступные)[5].

Итак, организация и методика социально-культурной деятельности, которые своим результатом имеют специфически сформировавшуюся вещественно-предметную среду, развивающиеся по присущим им законам деятельности, начинают переходить в новое качество – «технология». Поэтому совокупность всех теоретико-методологических компонентов, перечисленных в данном параграфе, и будет являться основами технологического процесса в социально-культурной деятельности.


1.3.         Технологии социально-культурной деятельности по видам деятельности общественных организаций


В данном параграфе рассматриваются различные виды социально-культурных технологий, их основные закономерности, и существующая практика применения этих технологий общественными организациями в нашем городе.

Как во всем мире и в России, так и в городе Перми некоммерческих организаций очень много, какие-то из них более развиты, какие-то – менее. Организации как люди: рождаются и умирают, активизируются и засыпают.

Множество идей, проектов и предложений, выдвигаемых общественными организациями, реализовано в городе. Становление структур и увеличение потенциала некоммерческих организаций позволит перейти на новый качественный уровень – комплексной политики социального партнерства.

Это не только взаимополезные для жителей города дела, создание нормальной стабильной обстановки жизни в городе, но и еще один шаг к формированию демократического общества, в котором складываются отношения взаимной ответственности и взаимной зависимости от результатов совместных действий общественности, власти и бизнеса.

В нашем городе функционирует более 600 общественных организаций, которые можно разделить по следующим видам: ветеранские, военно-патриотические, детские, женские, в сфере жилищных отношений, в сфере здравоохранения, объединения людей с ограниченными физическими возможностями, в сфере культуры, молодежные, научно-просветительские, в сфере образования, этнокультурные, в сфере международного сотрудничества, объединения по интересам, органы территориального общественного самоуправления, в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства, в сфере поддержки негосударственных объединений, правозащитные, профессиональные объединения, в сфере поддержки семьи, в сфере социальной защиты, физкультурно-спортивные, туристические, экологические и др.

Далее мы будем рассматривать технологии и анализировать возможность применения данных технологий в деятельности общественных объединений.

1.                Культуротворческие и культуроохранные технологии.

Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обязательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через семью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

Разные виды творчески формирующих, развивающих технологий в области профессионального и самодеятельного социально-политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов, когда личность находится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоциальных, государственных программ.

Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Хотелось бы в первую очередь отметить художественную самодеятельность. В нашем городе существует много художественных коллективов в различных областях искусства и культуры, вот некоторые из них: немецкий театр «Ляллен», музыкальный театр «Бенефис», Пермское музыкальное общество, ансамбль танцев на инвалидных колясках «Гротеск», различные клубы самодеятельной песни и др.

Более активно стали создаваться общественные организации в сфере социально-политической деятельности, например, Центр социальных инициатив, Центр избирательных технологий, Центр общественных связей, центр развития попечительства и др.

Технологии художественно-творческой деятельности.

Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к авторскому. Повышается престиж театральных студий, театров – публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности – развитие прикладных культуротворческих ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности.

У нас в городе уже традиционной стала ярмарка народных промыслов в выставочном центре «Пермская ярмарка», где представлены изделия из различных материалов, изготовленные по старинным технологиям.

Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур. В рамках этого процесса активно формируется устойчивая локальная культура, дифференцированная в соответствии с наличием определенных групп населения региона.

Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упрощается характер планирования, учета и отчетности. Отменяется жестокий контроль за репертуаром, выставочной и концертной деятельностью. Упрощается система регистрации любительских объединений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным формам самодеятельности по месту жительства. Расширяются масштабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

Культуроохранные технологии.

Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые приметы и знаковые ценности каждого отдельно взятого – возрастного, социального, профессионального, этнического культурного – сообщества, превратить их в активно функционирующие элементы современных образовательных, художественно-творческих, развлекательных процессов.

В этих целях привлекаются технологии создания территориальных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии организации краеведческой работы; технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения традиционных форм социокультурной деятельности; народных промыслов, ремесел, обрядов.

Вот несколько наиболее активных организаций, действующих в этом направлении: Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал», мемориальный музей истории политических репрессий и тоталитаризма «Пермь-36». Также существуют: туристско-краеведческий клуб «Эдельвейс», этнографическая студия «Песельная артель» и многие другие.

2.                Рекреативные технологии.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Современные рекреативные методики основаны на психолого-педагогических закономерностях развлекательно-игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-зрелищной деятельности. В процессе разработки большинства рекреационных проектов, ориентированных на повышение качества уровня жизни и оздоровления быта, основное внимание специалистов сосредоточено на внедрении новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины в практику массового и специализированного досуга.

Основным и исторически сложившимся видом рекреации всегда был спорт. В настоящее время в Перми существует более 70 спортивных организаций, в основном это федерации различных видов спорта, оздоровительные клубы и секции.

Анимационные социокультурные технологии.

Цель анимационных технологий обладает ярко выраженной гуманитарной направленностью – предотвратить отчуждение личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Среди профессиональных аниматоров выделяют два типа: руководители-координаторы и специалисты-педагоги, возглавляющие кружки и студии, преподающие на курсах, занимающиеся социально-культурной деятельностью по месту жительства, оказывающие психологическую поддержку в структуре повседневных общественных отношений. В содержание анимационных технологий входит комплексная оценка кризисной ситуации («хорошо» - «плохо»), оказание помощи в определении и сознание того, какой из способов действия в данной ситуации подходит для эффективного достижения цели, осознании реальных возможностей и их выбора, осознании вероятных последствий того или иного решения.

Организация отдыха и развлечений несет значительную социальную, воспитательную, психологическую, реабилитационную нагрузку. Содержательная сторона рекреационных технологий постоянно расширяется и обогащается за счет привлечения традиций народной досуговой культуры, возрождения прежних и культивирования новых народных праздников, обрядов и ритуалов – святочных действ и юморин, дней смеха и карнавалов, литературно-художественных, спортивно-туристских и семейных праздников, праздника цветов и праздника русского чая, дней городов и других мероприятий.

Отличительной чертой организации досуга в спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья, духовного обогащения и разностороннего развития личности.

В этот сложный период, в котором находится сейчас наша страна, появляется множество психологических и кризисных центров, деятельность которых направлена на психологическую помощь населению (кризисный центр «Доверие», учебно-психологический центр «Веста», Центр поддержки семьи, фонд содействия социальной реабилитации).

Педагогические игровые технологии.

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность.

Из всех известных видов социально-культурной деятельности игра предстает наиболее свободной деятельностью. Игровые технологии демонстрируют продуктивную социально-культурную деятельность независимых субъектов, которая осуществляется в рамках добровольно принятых на себя условных правил и обладает множеством привлекательных качеств – социально-психологических, эстетических, гедонистических, морально-этических.

Как рекреативная технология, игра обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, ознакомления со многими жанрами искусства и литературы. Интенсифицируя саморефлексию личности, игра является действенным инструментом углубления демократичности общения, сотрудничества, социального диалога.

С.А. Шмаков выделяет следующие главные методы организации детского досуга[6]:

- Метод игры и игрового тренинга. Игра – самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела.

- Метод театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

Согласно классификации А.В.Соколова, в зависимости от целевого назначения и психологического контекста игровые технологии могут быть разделены на несколько поведенческих типов.

Наиболее распространенным в игровых технологиях является метод состязательности. Его суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности, кроме нравственной.

Своеобразную по содержанию игровую технологию представляет собой игра-сказка. В этой технологии основной акцент переносится на психологическую разгрузку, уход в иллюзию, гедонистические ощущения, что в определенной мере граничит с самоманипулированием. На «сказочно-игровых» технологиях строится как первобытный, так и современный фольклор.

Весьма примечательными являются развлекательно-игровые технологии типа игра-маскарад.

Эти технологии применяются практически во всех организациях, работающих с детьми и подростками: детское общественное объединение «Радуга», детско-юношеский центр «Рифей», общественная организация «Уральское подворье». Также методы театрализации применяют многие организации, которые занимаются зрелищно-театральной деятельностью: общественная организация «Пермский карнавал», эстрадно-цирковая студия и многие другие.

3.                Социально-защитные и реабилитационные технологии.

Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.

Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапевтических и других. Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов.

В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения.

В городе Перми существует более 130 организаций организующих свою деятельность в сфере социальной защиты: Пермский общественный благотворительный фонд «Город»,    Пермская общественная благотворительная организация «Хоспис», Общества инвалидов, Советы ветеранов, Пермский областной комитет общества «Красный крест» и множество других.

Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально-незащищенных категорий населения – детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста – используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных программ практически невозможно.

Данные технологии в основном используют государственные учреждения для разработки программ, концепций и законодательных актов.

4.                Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества.

Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Они в определенной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценностей, которые составляют основу межнациональных отношений.

Российская Федерация – объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает деятельность различных социально-культурных институтов как элемента развития национальной культуры, межнационального общения, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов России, равных возможностей культурно-досуговой деятельности для всех национальностей.

Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк. Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федерации, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки, образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики.

В нашем городе развитием национальной культуры и международного сотрудничества занимаются следующие организации: Пермский славянский культурный центр, Центр российских немцев, татаро-башкирский культурный центр, комитет городов-побратимов «Пермь-Луисвиль», Фонд международных связей «Пресс-центр» и другие.

Обобщив вышесказанное, можно сделать следующий вывод: разнообразие форм социально-культурных технологий хорошо осваивают и применяют пермские общественные организации. Это позволяет им выходить на более высокий уровень деятельности, который предполагает развитие профессионализма и применение инновационных технологий, что способствует расширению сферы деятельности и увеличению числа участников.

В данной главе мы рассмотрели исторические истоки социально-культурной деятельности общественных организаций в России, теоретико-методологические основы технологического процесса социально-культурной деятельности и практику применения технологий на примере общественных организаций города Перми.

Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать следующий вывод: общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

У общественных объединений впереди много работы. Необходимо развивать естественный баланс всех возможных форм взаимодействия государственного, общественного и коммерческого сектора, искать новые формы социального партнерства. Сейчас складывается уникальная ситуация для развития межсекторного взаимодействия, разработки его механизмов, совершенствования правовой базы.

Можно уверенно сказать, что деятельность общественных объединений ускоряет развитие демократических процессов в регионе. Реальность подтверждает, что опыт социальных коммуникаций, накопленный гражданским сектором, успешно трансформируется в новые эффективные формы управления общественной жизнью.

Глава 2. Анализ деятельности и опыта работы общественной организации по месту жительства (Совет общественного самоуправления микрорайона «Карпинский»)


Территориальное общественное самоуправление, являясь неотъемлемой и органичной частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. Реализация права на самоуправление создает условия для участия граждан в решении вопросов местного значения. Система территориального общественного самоуправления является наиболее специфической сферой возникновения и реализации общественных инициатив. Проблематика соседского сообщества минимизирует отчуждение, а влияние условий проживания па социальное поведение трудно переоценить. В свою очередь социальное поведение способно оказывать существенное влияние на эти условия.

Не вдаваясь в юридические вопросы сравнения совета самоуправления и общественной организации, а рассматривая только социально-психологические и деятельностные аспекты, необходимо отметить самое главное – деятельность и общественной организации и совета самоуправления направлена на решение актуальных социальных проблем по принципу «Видим проблему - можем решить». В эти организации приходят люди инициативные, социально активные, предприимчивые, энтузиасты, составляющие главный ресурс и главное богатство организации. Построение организационной структуры управления, менеджмента во многом схоже.

Однако совет самоуправления и общественная организация имеют и много отличий:


Совет самоуправления

Общественная организация

Работает в соседском сообществе, где в условиях неоднородного расселения горожан по национальному, по социальному статусу и т.д. постоянно присутствует конфликт интересов.

Работают среди единомышленников или среди понимающих общие задачи людей. В своей деятельности не привязаны к территории.

Имеет очень сложный порядок создания, избирается на конференции представителей или прямом сходе совершеннолетних жителей с соблюдением кворума. Представительность и публичность в деятельности очень важны. Должны добиваться переизбрания, отчетность перед всеми жителями ежегодная.

Создаются по упрощенной схеме (в соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях»), так как для деятельности и взаимодействия это вопрос несущественный. Уровень публичности определяется самой общественной организацией, а не определяется законом.

Избирается из незнакомых друг другу людей, которым только предстоит создать команду единомышленников.

С момента создания - это команда единомышленников.

Обладает правом добровольного выбора деятельности, но на практике, по требованию жителей, начинают постоянно отвечать за весь комплекс проблем территории.

Обладают правом добровольного выбора направлений и способов деятельности.

Привязаны территориально, поэтому ограничены в ресурсах, в том числе людских; спонсорах, помещениях и пр.. которых может быть недостаточно.

Могут перемешаться по городу, менять местонахождение. Более привлекательны для спонсоров.


Советы самоуправления создаются на различных территориях, которые имеют зачастую различные проблемы, поэтому каждый совет имеет свою специфику. Границы, в которых осуществляется самоуправление, определяются населением, по договоренности с администрациями районов. У администрации нет потребности разделять территорию как-то планомерно или в обязательном порядке принимать во внимание каждый пустырь. Население, обозначая самоуправление территории, должно иметь собственное ощущение себя как сообщества. Это видение может со временем измениться, тогда встает вопрос об изменении границ.

Граница территории совета самоуправления должна определяться исходя из сложившейся системы коммуникаций и размещения объектов социальной инфраструктуры - детских садов, школ, остановок транспорта, ландшафта, узнаваемости людей, наличия доверия между ними.

Количество жителей в микрорайонах, в которых созданы советы самоуправления, колеблется от 0,2 тысяч и (на территориях индивидуальной застройки) до 30 тысяч («спальные» микрорайоны многоэтажной застройки).

Совет самоуправления микрорайона «Карпинский» расположен в Индустриальном районе г.Перми, ограничен улицами Карпинского – Советской Армии – Самолетная – Сивкова и имеет численность населения 16,5 тысяч человек.

В городе Перми существуют советы самоуправления, которые можно расценивать и как организации активных граждан - жителей, и как ассоциации лидеров организаций, заинтересованных как жителей или профессионалов в развитии территорий.

Совет самоуправления «Карпинский» представляет достаточно показательную модель «зонтичной организации», которая обеспечивает и координирует работу нескольких небольших клубов, по существу, общественных организаций клубов, а именно:

·                   Клуб «Здоровье» для пенсионеров;

·                   Клуб садоводов-любителей;

·                   Клуб домашних мастериц;

·                   Клуб любителей танцев;

·                   Трудовой лагерь для подростков;

·                   Советов ветеранов микрорайона и крупных предприятий;

·                   Ассоциация старших по домам;

·                   координирует деятельность Общества по защите прав потребителей.

В Совете микрорайона «Карпинский» существует смешанная форма самоуправления, где в совете самоуправления наряду с ассоциацией профессионалов работают активные граждане - жители. Однако все члены совета избираются на конференциях представителей независимо от того, просто ли это активный житель, депутат городской Думы, директор школы или кто-либо другой.

В целом, все советы самоуправления решают социальные проблемы территорий, улучшая качество городской жизни, объединяя при этом все ресурсы территории, при этом практически все советы самоуправления города являются юридическими лицами.

Направления деятельности.

Безусловно, в первую очередь, основные направления работы совета самоуправления определяют люди, то есть тот состав активистов, который вошел в совет самоуправления. Совет самоуправления имеет несколько направлений деятельности: самое главное – это благоустройство территории микрорайона, параллельно с этим важное значение имеют и другие направления: работа с молодежью, культура, социальная защита или вопросы развития самоуправления.

В настоящее время нет ни одного совета, который бы, подобно администрации района, охватывал сразу всю проблематику территории; наблюдается некоторая «специализация» в деятельности советов.

Совет самоуправления «Карпинский»: организует ежегодную акцию «Чистый город» на территории микрорайона, круглый год работает трудовой лагерь для подростков, развивает сеть кружков и секций для различных возрастов и категорий населения, ежеквартально проводит массовые мероприятия (дворовые праздники, экскурсии и семинары).

Финансирование.

В бюджете города в статье «Прочие расходы» предусмотрена отдельная строка «Содержание советов самоуправления», где заложены средства на поощрение актива.

Все условия финансирования, равно как и другие взаимоотношения советов самоуправления и администраций районов, определены в договоре о сотрудничестве. Но отдельные полномочия передаются по отдельным договорам, разрабатываемым для конкретных ситуаций и проблем, исходя из возможностей и пожеланий сторон. Например, договор о совместной деятельности районной администрации с советом самоуправления, в соответствии с которым денежные средства за право аренды земельного участка, предназначенного для автостоянок и металлических гаражей, поступают на внебюджетный расчетный счет и делятся в следующих пропорциях: 25% остаются администрации, 75% поступают на расчетный счет совета. На эти средства совет организует уборку мусора и вывоз его на свалку на закрепленной территории, очистку от снега, озеленение территории, содержание газонов, клумб, решает другие вопросы, связанные с содержанием территории.

Если в совете самоуправления есть сильный «хозяйственник», то, как правило, там организуется какой-то вид работы с хозяйственным уклоном, например, обслуживание мини-рынка (по соглашению с мини-рынком, при этом часть средств будет поступать на счет совета), либо сбор вторичного сырья, либо оказание иных услуг для населения.

Советы самоуправления организуют очистку склонов оврагов, берегов прудов, озеленяют пустыри в микрорайонах по договорам с муниципальным управлением по экологии и природопользованию. По договорам с городским центром занятости населения советы самоуправления организуют общественно полезную работу для безработных и летнюю занятость подростков.

Для софинансирования проектов и решения социальных вопросов микрорайонов активно привлекаются спонсоры. Все советы самоуправления ведут учет средств как финансовых, так и материальных, оцененных в денежном эквиваленте. Эти показатели доводятся до всех членов советов на отчетных конференциях, отражаются в ежеквартальных отчетах в администрацию. Подлежит оценке и главный ресурс и достояние совета самоуправления - труд волонтеров, «добровольцев», энтузиастов.

Одним из основных показателей экономической эффективности действия советов самоуправления является привлеченность средств: соотношение бюджетных средств, которые выделяются на поощрение активных советов самоуправления, к средствам, привлеченным по различным программам, мероприятиям, проводимым в рамках деятельности советов самоуправления.

В целом, по городу Перми советами самоуправления в общей сложности было привлечено в 1998 году - 1815 тыс. рублей, в 1999 году - 2752 тыс. рублей, в I полугодии 2000 года - 2700 тыс. рублей. Таким образом, один бюджетный рубль, вложенный в территориальное общественное самоуправление, привлекает от 6,0 до 6,7 рублей. Интересный и очень наглядный показатель.

Эффективность.

Советы самоуправления активно участвуют в решении конкретных социальных проблем города, причем, помимо улучшения микроклимата и взаимоотноше- ний в микрорайонах, работа советов дает экономический эффект. Для успешной работы на территории советы самоуправления привлекают спонсорские средства и используют безвозмездный труд граждан. В 2000 году соотношение перечисленных бюджетных и привлеченных средств по-прежнему составило 1: 6,5 (в целом привлечено 5,5 млн. рублей). Если в 1999 году приоритетными статьями расходования привлеченных средств были благоустройство и адресная социальная защита, то в 2000 году - основными сферами вложения средств для советов самоуправления стали благоустройство, создание новых рабочих мест, общественная безопасность, спорт, культура, развитие самоуправления.

В городе существует система непрямого финансирования советов самоуправления. Во-первых, существуют различные льготы: советы самоуправления имеют самую низкую арендную плату за помещения в городе (ниже общественных организаций инвалидов и др.); налог на землю также один из самых низких, потому что в стоимость аренды помещений входит и плата за землю под зданием. Во-вторых, в рамках городской целевой Программы поддержки общественного самоуправления и общественных инициатив проводятся различные учебные мероприятия, семинары (с привлечением специалистов из Москвы и других регионов) по обучению фандрайзингу, основам управления и бухгалтерского учета в общественных организациях, осуществляется информационная поддержка советов самоуправления через издание и распространение специальных брошюр, в том числе, методических пособий.

Таким образом, в городе сложилась система конструктивных партнерских взаимоотношений между органами местного самоуправления и советами самоуправления.

Идеология взаимоотношений Пермской городской Думы, администрации города (в том числе ее структурных подразделений - администраций 7 городских районов) и органов территориального общественного самоуправления - партнерство, соучастие в решении социальных проблем территорий, которое строится на принципах приоритетов интересов населения, равноправия и публичности.

Участие в конкурсах.

Быстрыми темпами в городе Перми развивается конкурсная система распределения средств среди советов самоуправления и общественных организаций и финансирование проектов советов самоуправления по решению социальных проблем территории. Советы в рамках своей деятельности начинают переходить к программно-целевому методу работы. Наличие проекта, конкретных мероприятий, четких целей и задач - все это удобнее и для самих советов, и для их потенциальных спонсоров и партнеров. Такому подходу советы обучаются в процессе подготовки проектов на городской конкурс.

В ближайшее время Советам общественного самоуправления можно будет предложить место в плане социально-экономического развития районов и города. Советы уже сейчас в состоянии решать вопросы, связанные с использованием земель, экологией, коммунальным хозяйством, созданием детских клубов по месту жительства, организацией досуга населения микрорайона и т.д. У жителей есть очень интересные предложения, совместная реализация которых снимала бы социальное напряжение на территории, а активное население реализовывало бы свои инициативы, формировалось бы доверие к местной власти.

Заключение


Анализируя состояние и тенденции развития социально-культурной и политической жизни России на протяжении нескольких столетий можно сделать вывод, что именно с появления общественных движений нередко начинаются глубинные преобразования общества и его социально-культурных структур.

Большевистской революции 1917 года предшествовала целая волна социалистических движений. Но из этих малочисленных кружков в последующие годы разродилось широкое и вполне массовое движение народников-социалистов. Далее оно раскололось и породило новые волны общественных движений, которые, пройдя вновь стадию кружков, уже марксистких, привели к созданию большевистской партии, а потом к революции и созданию одной из двух сверхдержав ХХ века - СССР, уже полноценного мирового проекта. Партия хорошо осознавала начало этой новой эпохи, где собственно проходил первоначальный генезис социалистического проекта.

Даже оглянувшись на несколько десятилетий назад, мы видим пеструю картину общественных движений, представителей которых еще нетрудно встретить по жизни и узнать подробности зарождения и развития движения из первых уст. В особенности интересны те из общественных движений, что появились снизу, и развивались часто не только без государственной поддержки, но порой даже преодолевая государственное давление.

В настоящее время существует широкий диапазон общественных интересов людей: от политических и экономических до досуговых, от национальных и националистических до космополитических, от проблемных (экологических, например) до любительских объединений по интересам.

Что характерно для этих движений и организаций?

Во-первых, они выявили многообразие установок людей на решение тех или иных общественных проблем. Над ними перестали довлеть заданность, различные ограничения и официальные регламентации. Создана реальная возможность реализовать свои цели, объединить себе подобных и бороться за выживание в этом меняющемся мире.

Во-вторых, новые общественные движения вступили в достаточно жесткую конфронтацию со старыми сложившимися структурами, и они в значительной мере проявили свои бойцовские качества, верность идее и, что особенно важно, эффективность своей работы, способность увлечь за собой людей.

В-третьих, среди части общественных формирований появились организации, группы риска, которые характеризуются не только позитивными целями, но и асоциальными, криминогенными устремлениями. Сюда можно отнести и организации профашистского, националистического толка, что, конечно, не способствует установлению благоприятной общественной атмосферы.

И наконец, идет глубокая трансформация существовавших общественных структур. Время обновления позволило достаточно четко проверить жизненность многих из них, их способность к развитию в новых условиях.

Иначе говоря, возникновение и функционирование новых объединений, преобразование старых общественных организаций символизируют оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение. Однако творческий потенциал народа по совершенствованию политической системы нового общества еще далеко не реализован. Возможности людей пока в основном проявляются стихийно и не всегда в оптимальном варианте, ибо нет механизма поддержки социальных инициатив.

Наиболее распространенными видами деятельности общественных организаций и движений являются предоставление социальных услуг (40%), образование (26%), здравоохранение (6%), а также работа профессиональных ассоциаций и союзов и управление недвижимым имуществом (ТСЖ). По данным опроса руководителей организаций, 33% зарегистрированных организаций не имеют оплачиваемых сотрудников, еще 35% имеют не более чем 5 сотрудников, а 23% имеют от 6 до 10 сотрудников. Доля относительно крупных организаций, таким образом, невелика. Волонтеры отсутствуют в 28% некоммерческих организаций, а еще 25% организаций имеют от 10 волонтеров. Вместе с тем, 10% организаций, по оценкам их руководителей, имеют более чем по 100 регулярно работающих волонтеров. Одна из причин относительно невысокой вовлеченности граждан в "третий сектор" состоит в их довольно слабой информированности о деятельности некоммерческих организаций.

Активными субъектами спроса на активность некоммерческих и общественных организаций постепенно становятся бизнес и государство, которые стали предлагать "третьему сектору" значительные ресурсы. Появляются и по-настоящему независимые, крупные и цивилизованно действующие благотворительные организации российского бизнеса. В самое последнее время на поддержку "третьего сектора" стали выделяться значительные суммы и из государственного бюджета. В 2006 году объем таких грантов составил примерно 15 млн. евро, в 2007 году — уже 35 млн. евро, а в 2008 — 40 млн. евро, причем официально объявлено, что в 2009 году эта сумма достигнет примерно 55 млн. евро.

В целом для государственной политики в отношении "третьего сектора" характерно стремление "превратить этот сектор в союзника в решении социальных проблем и в то же время предотвратить его политизацию". Это проявилось, в том числе, в создании Общественной палаты Российской Федерации. Она позиционирована как коллективный представитель гражданского общества. Вместе с тем, она создавалась по инициативе государства, а ее первые члены назначены Президентом России. Они, в свою очередь, выбрали других членов из кандидатур, выдвинутых общественными организациями. При проведении мониторинга выяснилось, что большинство опрошенных выступают за усиление поддержки НКО со стороны государства.

Ныне российский "третий сектор" все более становится площадкой самых разных инициатив, участники которых стремятся к самореализации и альтруистической деятельности. При позитивном экономическом, социальном и культурном развитии это может привести к созданию в России базы для зрелой и устойчивой демократии, и появление масштабного и стоящего на собственных ногах "третьего сектора", даже если большинство его организаций сегодня далеки от политики, внушает определенный оптимизм в отношении демократического будущего России.

Список использованной литературы:


1.                Агапов, А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. – 1994, № 2. – с. 100.

2.                Арнольдов, А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сб.ст. / МГУК. – М., 1996.

3.                Брусов, С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С.55.

4.                Димитров, Р. Организация, движение, институт // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. – М.,1990. – С.173.

5.                Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы. / А.Д.Жарков – М.: Просвещение, 1989.

6.                Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для ВУЗов. / А.Д. Жарков. – М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. – 480 с.

7.                Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М., 1994.

8.                Исаев, И. А. История государства и права России: учебник. /И.А. Исаев. – М.: Юрист, 2001.— 768 с.

9.                Карамзин, Н.М. История Государства Российского / Коммент. А. М. Кузнецова.— Калуга: Золотая аллея, 1993.

10.           Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

11.           Ключевский, В. О. Краткое пособие по Русской истории: Частное издание для слушателей автора. / В.О.Ключевский. — М.: Прогресс-Пангея, 1992.— 208 с. (репринтное воспроизведение пятого издания: М., 1906 г.).

12.           Милов, Л.В. История России начиная с XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ед. А.Н. Сахаров. – М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – 544 с., ил.

13.           Орлова, Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. – М.: Рос.институт культурологи, 1993.

14.           Романова, Е.Н. Неформальные объединения: новые подходы и перспективы изучения / Е.Н. Романова, Н.Н. Дьякова // Национальные и социально-культурные процессы в СССР: тез. докл. Всесоюз. науч. конф. – Омск, 1990. – С. 41, 42.

15.           Смирнова, М.С. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии // Общественные науки и современность. – 1993. - № 1.

16.           Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 1996. – С.79.

17.           Сорокин, К.Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры. – М.: ВИПКРК, 1987.

18.           Справочник некоммерческих организаций г.Перми – год 2001. – Пермь: региональный центр международных проектов, 2001. – 116 с.

19.           Стрельников, Ю.А. Развитие теоретических основ просветительской деятельности советских клубов: Дис-я. – М.: МГИК, 1989.

20.           Территориальное общественное самоуправление: Пермский опыт: Сборник статей и метод. материалов. – Пермь: администрация г.Перми, 2000. – 38 с.

21.           Черемных, Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция. – 1996. – №4. – с.36.

22.           Шейман, И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / И.М. Шейман. – М., 1995. – С.67-69.

23.           Ярошенко, Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. / Н.Н. Ярошенко. – М., 2004.


[1] Милов Л.В., Зырянов П.Н., Боханов А.Н. История России с начала XVIII до конца X{X века. – М.: «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. – С.205.

[2] Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. – Свердловск, 1991. – С.55.

[3] Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб., 1996. – С.79.

[4] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – С.416.

[5] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – С.427..


[6] Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М., 1995. – С.67-69.


мвмв

Наш опрос
Как Вы оцениваете работу нашего сайта?
Отлично
Не помог
Реклама
 
Авторское мнение может не совпадать с мнением редакции портала
Перепечатка материалов без ссылки на наш сайт запрещена