Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям
Минский государственный высший авиационный колледж
Реферат
по предмету
Основы социологии и политологии
по теме
Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям
Выполнил курсант 1го курса
Халиманович А.В.
Проверил: Потройный А.М.
Минск 2011
Содержание:
Введение
Глава 1. Человек и общество
Глава 2. Общество как система многообразных отношений и взаимодействий людей
Глава 3. Общество как необходимое условие самореализации личности
Глава 4. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие
Глава 5. Цивилизация
Глава 6. Цивилизованное общество
Глава 7. Социальная структура общества
Глава 8. Большие и малые социальные группы
Глава 9. Классы и страты
Глава 10. Этносы, нации, поколения
Список используемой литературы
Введение
«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери». Л.Н. Толстой
Со второго семестра мы начали изучать основы социологии и политологии.
Предмет поистине уникальный: нам дается возможность вникнуть в суть понятий типа «общество, нация, слой, каста, раса, семья, коллектив, общность, индивидуальность, группа» и многие другие.
Мне всегда были интересны эти понятия, но я не знала, в чем разница, например, группы от слоя. Наш преподаватель, Потройный Анатолий Михайлович, на своих лекциях объяснил мне и моим одногруппникам все нюансы этой непростой системы взаимоотношений между людьми. Сами мы бы наврядли смогли разобраться в этих отношениях.
За какие-то пару лекций я научилась трезво смотреть на мир и на окружающих меня людей. Я нашла работу, но не знала ничего о взаимоотношениях в группах людей, которые стали моими наставниками. Слушая лекции преподавателя, я запоминала некоторые из его реплик, а затем старалась перенести их на окружающих меня людей – и мне это удалось. Я стала замечать все нюансы в общении, я нашла общий язык со старшими людьми. Я научилась понимать суть политики, ее систему. Я стала задавать серьезные вопросы, чего раньше за мной не замечалось.
В целом, сам предмет учит если не жить, то, по крайней мере, учит правильно смотреть на вещи и правильно вести себя в обществе.
Из предложенных преподавателем тем для рефератов, я выбрала «Типология социальных общностей по степени устойчивости и по величине и другим критериям». Эта тема интересна мне тем, что в ней я рассматриваю, что такое общество, на какие слои оно делится, из каких групп состоит, каковы взаимоотношения в обществе, проблемы.
Глава 1. Человек и общество
«Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо». А. Ривароль
Общество выступает самостоятельным объектом изучения таких наук, как философия, социология, политология, культурология, история, экономическая теория и др. Среди множества самостоятельных взглядов на природу социальности, лежащую в основании общественных связей и отношений, можно выделить несколько фундаментальных концепций. К их числу относятся, прежде всего, трактовки понятия общество.
Общество – в широком смысле - выделившееся из природы системное образование, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, социальных общностей, а также отдельных индивидов; в узком смысле общество – это исторически конкретный тип социальной системы (например, аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество) или отдельный социальный организм (например, белорусское общество),
По мере эволюции и содержательного усложнения представлений о сущности человека в обществознании утвердились три основные трактовки взаимоотношений и способов взаимосвязи природы и социума:
1) общество рассматривается как объективная действительность, то есть как неотъемлемая часть природы, подчиняющаяся действию всеобщих природных законов, существующая вне и независимо от субъективного человеческого восприятия.
В рамках данного подхода выделяются следующие интерпретации понятия общества: натуралистическая (при которой общество расценивается как неотъемлемый элемент природы), механицистская (при которой общество изучается с позиций механицизма, через призму функционального соотношения части и целого в социальных структурах) и организмическая (общество исследуется как саморазвивающаяся система, как эволюционирующий организм).
2) общество рассматривается как субъективная действительность. Социум, в этой трактовке, представляет собой систему смыслов и значений, употребимых и актуальных в нем.
3) общество рассматривается как субъект-объектная действительность. Социальная система, согласно этому подходу, включает в себя тесно взаимосвязанные материальную и духовную подсистемы. Общество, иначе, объединяет собой людей, их общности (социальные группы, классы и слои) и социальные институты. Человек – венец эволюции, действительный творец своей истории, самостоятельный участник всемирно-исторического процесса, деятельностное начало в природе.
Эволюция природы и общества показывает их неразрывную связь. Очевидно, что общество не может существовать вне природы и взаимодействия с ней, ибо:
- оно возникает в результате самого развития природного мира, выделившись из природы в ходе антропогенеза;
- общество нуждается в постоянном потреблении природных ресурсов для своего развития;
- темпы и особенности общественного развития во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий.
Общество вместе с тем оказывает и огромное влияние на природу, так как, адаптируясь к условиям своего существования, оно существенным образом видоизменяет природные ландшафты и недра, создает «вторую природу», преобразует окружающий мир в соответствии с собственными запросами.
общество социальный самореализация личность
Глава 2. Общество как система многообразных отношений и взаимодействий людей
«Здравомыслящий человек не позволяет другим управлять собой, но и сам не стремится управлять другими; он хочет, чтобы всем правил один только разум». Ж. Лабрюйер
Современная наука изучает общество как сложную саморазвивающуюся систему с точки зрения его структурной организации, то есть взаимоотношения составляющих его основных подсистем и элементов; а также с позиций выявления факторов социальной динамики через описание основных этапов, причин, форм, характера и типов социальных изменений.
В социальную систему входят:
· экономическая подсистема – производственно-распределительные связи и отношения (производства, обмена, распределения и потребления), основанные на распределении труда и распределении людей в рамках социальной структуры общества по профессионально-кастовому признаку. В нее входят социальные слои (страты), сословия, цехи, профессии и т.д.;
· политическая социальная подсистема – это управляющая подсистема с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента республики), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы также выделяют различные социальные группы: прежде всего управляющие и управляемые – от государственного управления до управления в семье или в первичном производственном, учебном коллективе. Высшие «этажи» этого управления и приобретают характер политической подсистемы;
· социальная подсистема (включающая в качестве подуровней правовую, религиозную, духовную и др.) – это довольно сложная форма социальных связей и отношений, основанная на этнических, демографических, национальных, культурно-образовательных, религиозных и иных связях между людьми, представляющая собой естественный процесс формирования разнообразных социальных групп и общностей людей. От характера взаимоотношений людей внутри этих общностей зависит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.
Все эти три социальные подсистемы существуют не изолированно, а взаимно дополняют и пронизывают друг друга: таким образом, социальная подсистема проникает в производственную и управляющую сферы, и наоборот, Например, один учебный коллектив могут составлять люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий с проявлением особых, порой специфичных, форм внутреннего самоуправления.
Глава 3. Общество как необходимое условие самореализации личности
«Действовать, создавать, сражаться с обстоятельствами, побеждать или быть побежденным - вот в чем вся радость, вся жизнь здорового человека». Э. Золя
Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, только благодаря активному взаимодействию с другими людьми в процессе социализации. Самореализация личности в культуре происходит благодаря ее активной жизнедеятельности, конкретным поступкам и коммуникации с социальным окружением. Социальная коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Благодаря социальной коммуникации человеком осуществляется индивидуальный выбор и ранжирование между собой социокультурных программ поведения, деятельности и общения, формирование социальной позиции и отстраивание собственного статусно-ролевого набора.
Понятие социального статуса характеризует:
1) место человека в обществе;
2) его оценку со стороны других людей (что выражается в различных показателях – авторитете, престиже, привилегиях, уровне доходов, наградах, званиях, славе и т.д.).
У каждого человека имеется не один, а сразу несколько статусов или их признаков, образующих статусный набор индивида. Статусы могут быть или главными, или второстепенными. Особая роль, конечно же, отводится главному статусу, определяющему основную направленность, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, его манеру поведения, круг его общения, выбор им социального окружения и т.п. Социальный статус может быть предписанным (прирожденным) или достигаемым в процессе жизнедеятельности и усвоения общественных норм. Предписанным (или прирожденным) является такой статус в обществе, который человек занимает не зависимо от своих усилий, воли или желания, над которым он, более того, не имеет контроля. Например, по расовому признаку – негр; по титулу – барон, граф, князь; по половому признаку – мужчина или женщина. Достигаемым статусом в противоположность прирожденному называют статус, получаемый человеком благодаря собственным усилиям, реализации собственного потенциала, настойчивости в достижении цели. Например, социальный статус ученого, мастера спорта, сотрудника органов внутренних дел РБ.
Каждый из статусов имеет в обществе оценку авторитетности и престижности. Авторитет включает:
1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.;
2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. Престиж – социально санкционированная форма признания значимости тех или иных статусов или социальных ролей.
Социальная роль – это форма социального, нормативно определенного поведения индивида, способ его взаимодействия с другими индивидами, включающий в себя совокупность социальных прав личности, сопровождающихся определенными ожиданиями по отношению к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Иначе говоря, социальная роль – это социальная функция индивида, связанная с набором норм, в соответствии с которыми ее исполнитель должен вести себя в определенных ситуациях.
В ходе индивидуального освоения личностью значимых социальных норм и правил ею осваивается и весь доступный набор социальных ролей. Именно так, посредством социальных ролей, индивид и включается в культуру, становится полноправным членом общества. Со своей стороны, общество ведет себя активно, предъявляя к субъектам социальных ролей определенные санкции (моральные или юридические) по отношению к конкретным типам социального поведения.
Таким образом, следует отметить, что общество:
1) вырабатывает систему ожиданий определенных форм социального поведения в виде должного, обязательного поведения, а также систему ожиданий желательного или возможного поведения;
2) дает оценку выполнения или невыполнения конкретных социальных ролей и их сценариев;
3) осуществляет санкции за благоприятные или неблагоприятные последствия действий в рамках требований к определенным социальным ролям в виде одобрения, поощрения, вознаграждения либо же осуждения и наказания и др.
Выполняя те или иные социальные роли, люди перемещаются в социальном пространстве как по иерархической лестнице (приобретая соответствующие социальные статусы или переходя на новые ступени жизненного цикла), так и в географическом (экономическом, социально-политическом) поле самой социальной среды. Для характеристики природы и типов этих социальных перемещений в социологии используется понятие «социальной мобильности». Социальную мобильность связывают, прежде всего, со стратификационными изменениями в обществе, когда люди изменяют место и форму социальной деятельности в силу перехода в другой социальный слой. Но можно говорить о социальной мобильности в чистом виде как о приоритетной стратегии в изменении статусно-ролевых наборов личности.
Социальная мобильность по определению П. Сорокина, может быть двух основных видов: вертикальной и горизонтальной. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального слоя в другой как по восходящему вектору, так и по нисходящему (например, карьерный рост; превращение из ребенка в юношу, взрослого человека или старика). Она определяется самим социальным поведением индивида, проявлением его творческих способностей и деловых качеств. Горизонтальная мобильность предполагает изменение социальных признаков индивида в рамках одного социального слоя.
Глава 4. Основные сферы общественной жизни и их взаимодействие
Основными сферами жизнедеятельности общества являются: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Ведущей сферой, естественно, является материально-производственная (основанная на экономической деятельности), определяющая собой все остальные, так как материальное производство обеспечивает условия для жизнедеятельности и развития всего общества. Политическая сфера жизнедеятельности общества связана с реализацией властных отношений на уровне государственного управления, с реализацией организационно-управленческой функции социальной системы. Она представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения.
С развитием общества, социальных связей и отношений, эффективность человеческой деятельности приобретает все большую зависимость от духовной сферы, от того, на каком уровне понимания, осознания проявляет человек свою активность, насколько творчески реализует собственный потенциал. Общественная жизнь становится реальным воплощением неразрывного единства материальной и духовной сфер, их взаимодействия и взаимообусловленного развития, что и воплощается в социальной сфере, сфере функционирования институтов социализации: образования, воспитания и культуры, в практических формах жизнедеятельности людей.
Историческое развитие человечества идет по единому восходящему пути – пути прогресса. Усиливается власть человека над природой, растут материальные блага, расширяются возможности личности. Но не все народы идут по этому пути одновременно. Они могут передавать друг другу историческую эстафету, временно отставать или сворачивать с этого пути, преодолевать трудности и изменять необходимость, совершая социальные революции. В целом этот путь неизменен, поскольку в его основе лежат единые закономерности. Они содержатся в структуре общественных формаций.
Структура общественной формации включает в себя два основных элемента: базис и надстройку. Базис – это материально-производственная сфера жизнедеятельности общества. Базис включает производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относится субъект деятельности, средства деятельности, ее предмет и продукт. Производственные отношения – это особый тип коммуникации, складывающийся между людьми в процессе производства и по поводу собственности на средства производства.
Надстройка – это совокупность учреждений, организаций, институтов данного общества. Она включает в себя социальную, политическую, духовную подсистемы общества. На определенных этапах исторического развития надстройка обладает относительной самостоятельностью и может выступать инициатором новаций. Новые идеи, еще неясные для широких масс, обычно высказывают великие личности. В широкой исторической перспективе надстройка зависит от базиса.
Глава 5. Цивилизация
Понятие «цивилизация» (от лат. сivilis – городской, государственный, гражданский) имеет два основных значения. Во-первых, понятием «цивилизация» обозначается выход культуры из первобытного состояния. Именно в таком смысле употреблял это слово Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Он выделял периоды дикости, варварства и цивилизации в генезисе человеческого общества.
Ученые выделили комплекс черт, характеризующих новую по сравнению с доисторическим периодом организацию общества:
1) наличие государства, системы налогов и централизованного накопления средств;
2) развитие экономики на основе разделения труда и торгового обмена; наличие городов и монументальных общественных сооружений;
3) социальная стратификация общества;
4) наличие права как регулятора общественной жизни;
5) наличие письменности, развитого искусства и зачатков наук (арифметики, геометрии, астрономии, медицины).
Во-вторых, понятием «цивилизация» обозначаются неповторимые, отличные от других общества и культуры. Каждая цивилизация уникальна, своеобразие пронизывает все сферы общественной жизни и проявления человеческой активности. Принадлежность человека к определенной цивилизации существенно определяет характер его деятельности, общения и поведения.
Среди прочих определений цивилизации выделяются следующие ее трактовки:
· форма организации социальной жизни, характерная для высшего этапа общественной эволюции, построенная на принципах свободы, справедливости и равноправия (французские просветители);
· высший и в то же время заключительный этап общественного развития, для которого характерны явления застоя и общего регресса;
· устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
Глава 6. Цивилизованное общество
«Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек». В.А. Сухомлинский
Любое цивилизованное общество представляет собой комплекс взаимодействующих групп, обладающих различным статусом, особыми функциями в социальной иерархии. Тип социальной стратификации складывается под влиянием разнообразных предпосылок. К ним относятся такие факторы, как войны, миграции, «бытовая кастовость», имущественное неравенство, собственность на средства производства.
Тип человеческой личности складывается в каждой цивилизации на основе конкретной роли традиций, обычаев, идеалов, ценностей, символов в человеческом поведении. Человек может быть личностью, не являясь автономной индивидуальностью.
Глава 7. Социальная структура общества
«Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам». В.И. Ленин
Исходным элементом социальной структуры общества, общества как целостностной системы, являются человек и многообразные социальные общности, в которых люди объединены родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и другими связями. Другим важным элементом общества является совокупность социальных институтов, обеспечивающих взаимосвязь между индивидуальными социальными единицами, будь то отдельные люди или социальные группы. Социальная структура общества – это устойчивая совокупность связей и отношений, в которые вступают общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. В основе развития социальной структуры лежат:
§ общественное разделение труда;
§ отношение к собственности на средства производства, экономически закрепляющее складывающуюся структуру социальных взаимосвязей.
Основными элементами социальной структуры общества являются:
1. Индивид – единичный человек как носитель определенных социальных качеств и свойств, сочетание которых формирует его личность как особую социологическую категорию и социальную характеристику. Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность рабочего, личность врача, личность интеллигента, личность милиционера и т.д.).
2. Социальная общность – понятие, фиксирующее некоторые общие признаки (например, пол, возраст, национальность, профессия, статус, роль и т.д.), по которым люди группируются в особые социальные образования, обладающие той или иной степенью сложности. Различают следующие типы социальных общностей: социальная группа, социальный класс и страта (социальный слой).
3. Социальный институт – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития общества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в социальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальный институт включает в себя:
1) группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
2) организационные нормы и принципы исполнения функциональных обязанностей официальными лицами;
3) материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.), необходимые для решения поставленных задач. Каждый социальный институт имеет свою цель, то есть круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена его деятельность. Поэтому социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).
По характеру организации различаются формальные (основанные на строго установленных предписаниях и бюрократичные по духу) и неформальные социальные институты (устанавливающие собственные правила и осуществляющие социальный контроль над их исполнением – через общественное мнение, традицию или обычай).
Глава 8. Большие и малые социальные группы
«Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках». А.В. Суворов
Социальная группа – тип социальной общности, характеризуемый как совокупность людей, которые имеют общие природные и социальные признаки, объединенных общими интересами, ценностями, нормами и традициями. В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные. Первые представляют собой такое объединение людей, которое строится на основе официальных документов. Члены официальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархически структурированной подчиненности. Стихийно же складывающиеся (неформальные) группы не имеют особых документов, регламентирующих их функционирование. Они складываются на основе общих интересов и устремлений. Как правило, поведение членов таких групп регламентируется особыми неписанными правилами. В официальных группах наряду с формальными могут складываться и неформальные отношения, а в неформальных – формальные, которые в одних случаях усиливаются и подкрепляются, а в других – наоборот, находятся в противоречии и нивелируются.
В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К малым – относятся социальные группы с высокой степенью общности интересов (семья, компания друзей, учебная группа).
По характеру объединения в малые группы выделяют:
1) диффузные группы, где люди вступают в межличностные отношения, которые опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями;
2) ассоциации, в которых члены группы вступают в межличностные отношения, опосредованные только лично значимыми целями (например, объединения рыболовов, охотников, нумизматов);
3) корпорация, где члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами;
4) коллектив. В коллективе члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов.
К средним социальным группам относят сравнительно устойчивые общности людей по производственно-организационному или территориальному признаку.
К большим – устойчивые совокупности значительного количества людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны (государства) или их объединений (нация, народность, раса; группа мужчин, женщин, молодежь, пенсионеры).
Глава 9. Классы и страты
«Мы истинно свободны, когда мы сохраняем способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные, и, в некотором роде, предписанные нам мнения». Цицерон
В качестве любого типа социальных общностей исследователи выделяют социальные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Выделяют основные (доминирующие в рамках определенной общественно-экономической формации) и неосновные классы (чье существование обусловлено сохранением в данной общественной формации остатков прежних или появлением зачатков новых производственных отношений).
Страта (от греч. – слой, прослойка). С позиций стратификационной теории общество рассматривается как система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневая стратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (при делении общества одновременно по двум или более признакам, например, по признакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности и т.д.).
Основоположником стратификационной теории является Макс Вебер, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и собственностью важное место принадлежит статусу личности и власти.
Теория социальной стратификации помогает выявить следующую социологическую закономерность: чем организованнее общество, чем лучше оно функционирует, тем оптимальнее выглядит его стратификационная характеристика. И, наоборот, примитивным обществам соответствуют примитивные стратификационные характеристики, снижающие уровень его организации. Ключевым понятием в теории социальной стратификации является понятие социальной мобильности, под которой понимаются перемещения индивидов или социальных групп в «горизонтальной» или «вертикальной» социальной плоскости, приводящие к изменению их места и роли в обществе. Примером горизонтальной мобильности может служить переход учащегося из одной школы в другую, рабочего – с одного завода на другой. При вертикальной мобильности человек или социальная группа перемещаются в другую социальную страту.
Глава 10. Этносы, нации, поколения
«Ясное понимание соблюдение твоего долга пред людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы». В.А. Сухомлинский
Основополагающими понятиями в отражении структуры современного общества на макроуровне его организации являются «нация» и «этнос».
Под этносом понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры и стереотипами поведения, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.
Понятие нации трактуется не столь однозначно. В литературе различаются следующие подходы к его определению. Представители психологической теории (Й. Кон, К. Иглтон, Э. Ренан) рассматривают нацию как субъективное чувство и волю группы людей, главными признаками которой являются владение общей исторической памятью и желание жить вместе. По мнению немецкого социолога М. Вебера, нация представляет собой объединение людей, связанных общностью языка, религии, обычаев, занимающих общую территорию и стремящихся к созданию собственного государства. В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующая формулировка: «Нация – народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются другими нациями (народ, организованный в государство). В целом понятие «нация» часто ассоциируется с понятием «народ»: например, белорусская нация – белорусский народ.
В белорусской науке долгое время использовалось классическое для советского обществоведения определение нации: Нация – это устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, который проявляется в общности жизни и культуры.
Признаки нации:
· общая теория
· единый язык
· общая экономическая жизнь
· национальная психология.
Однако если рассмотреть эти признаки применительно к современным нациям, то окажется, что классическое определение не так уж универсально и не отражает всей полноты данного понятия. Например, язык является ярким признаком нации: « один народ говорит на одном языке». Но если взять конкретные примеры, то этот стереотип не срабатывает. Так, бельгийцы, являясь единым народом, говорят на двух языках – французском и фландрийском, и в то же время по-французски говорят французы, бельгийцы, франко-канадцы, франко-швейцарцы и другие народы.
Территориальное единство традиционно выступало как естественный признак нации, однако существуют национальные общности исторически не имеющие собственной территории, например цыгане.
Что касается общности экономической жизни, то данный признак на сегодняшний день не является определяющим. Он сыграл важную историческую роль в период формирования наций, но в современном мире прослеживается тенденция на экономическое сближение, интеграцию при сохранении иных национальных приоритетов (например, Европейское Экономическое Сообщество, объединившее более 10 стран Западной Европы).
Очевидно, что классическое определение нации не отражает современных реалий, и поэтому в настоящее время в это понятие вкладывается несколько иной смысл, близкий к понятию «этнос». Нация начинает определяться как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая этносоциальная совокупность людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта, психики, а также самосознанием, отраженном в едином названии и представлениях об общности происхождения.
В современном мире существует более двух тысяч различных наций, причем большинство из них проживает в многонациональных государствах. А это значит, что в современном мире существует проблема межнациональных связей и отношений, разрешаемая средствами государственной национальной политики.
Список используемой литературы
Человек. Общество. Государство: пособие для абитуриентов. – М., 2008
Размещено на