Управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения
Содержание
Введение
1. Сеть социальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основные понятия
1.1 Сущность института социальной защиты и поддержки населения
1.2 Социальная поддержка населения в системе социальной защиты
1.3 Система социальной поддержки населения на муниципальном уровне
2. Развитие конфессиональной сети социальной поддержки населения в Российской Федерации
2.1 Социальное служение конфессиональных объединений как основа деятельности по социальной поддержке населения
2.2 Социокультурный аспект социальных сетей мусульманского сообщества
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. В процессе жизнедеятельности никто не застрахован от наступления обстоятельств, обусловленных действием социально-экономических, демографических, экологических и иных факторов, по большей части не зависящих от воли людей. В силу этого преодолеть их самостоятельно они не могут.
В этих условиях государство и общество, стремясь оказать содействие лицам, оказавшимся в особо сложном положении, на основе комплекса постоянных и долговременных экономических, социальных, медико-психологических, организационных, правовых и иных мер обеспечивает таким категориям граждан социально-приемлемый уровень жизни, а также создает условия для полноценного их участия в жизни общества[1].
Надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ к системе социального обеспечения и обслуживания - право человека в современном обществе. Поэтому основная цель государства в социальной сфере - повышение качества жизни населения, обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры, здравоохранения, здорового образа жизни, соответствующих условий труда, заботы о малообеспеченных[2].
В соответствии с Конституцией «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[3].
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства[4].
Последнее десятилетие ХХ века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в России явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях[5].
Включение церкви и конфессиональных организаций и объединений в систему социальной работы обосновано не только тем обстоятельством, что значительная часть населения - люди верующие или находящиеся под нравственно-духовным и психологическим влиянием религии. Главным образом это делается потому, что церковь реализует самостоятельную, но дополняющую государственные усилия социальную политику[6].
Конфессии в России заняты активным поиском эффективных организационных форм своего функционального потенциала в рамках социального служения, нравственного просвещения, религиозного образования, решения проблем духовной консолидации общества.
Развитие конфессиональной сети социальной поддержки населения направлена на укрепление институтов гражданского общества и утверждает курс реального становления религиозно-церковного комплекса государства на восстановление духовных ценностей, усиление потенциала церкви в стратегии национального развития.
Все вышесказанное определило актуальность темы курсовой работы «Развитие конфессиональной сети социальной поддержки населения: социокультурный и управленческий аспекты».
Цель курсовой работы - исследовать управленческий и социокультурный аспекты конфессиональной сети социальной поддержки населения.
Задачи исследования:
1) Выявить сущность ключевых понятий социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.
2) Определить место социальной поддержки населения в системе социальной защиты.
3) Рассмотреть систему социальной поддержки населения на муниципальном уровне.
4) Исследовать социальное служение конфессиональных объединений как основу деятельности по социальной поддержке населения.
5) Проанализировать особенности социокультурного аспекта социальных сетей мусульманского сообщества.
Курсовая работа содержит введение, основной текст, включающий две главы и пять параграфов, заключение и список литературы.
1. Субъекты социальной поддержки населения в Российской Федерации: сущность и основные понятия
Складывающаяся система социальной поддержки в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная поддержка». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно»[7].
Теоретическое исследование литературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий «социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь».
С.Д.Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается[8].
О.А. Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность»[9].
В литературе часто встречаются подходы, когда определения социальной защиты формулируются одновременно как в широком, так и в узком смысле слова.
При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п.
В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной поддержки, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности . Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан[10].
В условиях перерастания систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос более четкого разграничения базовых понятий.
В литературе можно встретить мнение о том, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мероприятий по обеспечению нуждающихся граждан в настоящее время имеет скорее исторический характер, поскольку он относится только к определенному периоду ХХ века. В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (авторы сюда относят военных ветеранов)[11].
В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни».
Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной».
Недостаточная четкость и определенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями».
С другой, здесь же утверждается,
что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное
обеспечение».
Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектов
социальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите
(социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную поддержку.
Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную поддержку, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение.
В.П.Юдин констатирует, что термин «социальная защита» не имеет четко обозначенных рамок, границ и объема содержания[12]. Как следствие этого по вопросу об основных блоках или составных частях социальной защиты в литературе высказываются разные мнения.
По мнению М.К. Мироновой социальная защита в самом широком ее понимании (статья 7 Конституции Российской Федерации) осуществляется на государственном и негосударственном уровнях, в разных формах (включая социальное обеспечение), с предоставлением различных видов материальных и нематериальных благ и преимуществ, посредством установления режимов смягчения обременений либо установления мер ответственности (исходя из особой социальной значимости осуществляемых мероприятий)[13].
Вопрос о содержании понятий «социальная защита» и «социальная поддержка» не оставлен без внимания западными учеными.
Например, Х. Ламперт к формам социальной защиты относит различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную поддержку в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий[14].
Однако, наиболее четкие разграничения в понятиях, входящих в систему социальной защиты населения даны в учебнике В.М. Доброштан и статьях Н.А. Казибековой.
Под социальной защитой понимают систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальная поддержка – это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь − это система социальных мер, оказываемых отдельным лицам или группам населения, социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.
Социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института или социальной группы.
Важное место в системе социальной защиты занимает понятие «социальные гарантии» - это система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей[15].
«В самом широком смысле под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на формирование свободного развития личности, предоставление возможности для самоопределения индивида, а также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России.
При этом под достойной жизнью имеют в виду, прежде всего, материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современного развитого общества, широкий доступ к ценностям культуры, прав личной безопасности, а под свободным развитием - физическое, умственное и нравственное совершенствование человека»[16].
«Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой. По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку»[17].
По мнению Н.А. Казибековой, структура системы социальной защиты обширна и включает следующие компоненты: социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную работу, социальную поддержку, реабилитацию и адаптацию, социальные льготы и гарантии, самозащиту и самопомощь, систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.
Особенностью структуры социальной защиты является то, что её элементы одновременно являются социальными институтами и основными функциями данной системы.
Центральный элемент и функция системы социальной защиты – социальное обеспечение как система, созданная и регламентируемая государством и несущая на себе основную нагрузку по социальной защите[18].
Таким образом, социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Особенность социальной поддержки населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы. Словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
Система социальной защиты населения сегодня – это сложная, многофункциональная отрасль, от работы которой во многом зависит стабильность и социальное благополучие общества, решение проблем малообеспеченных его слоев, людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Г. Скачко на основе анализа мирового опыта выделяет пять базовых институтов социальной защиты населения:
1) государственная социальная помощь (поддержка);
2) государственное социальное обеспечение;
3) обязательное социальное страхование (по закону);
4) добровольное дополнительное социальное страхование;
5) добровольное личное страхование[19].
По мнению Т.Ф.Романовой, в мировой практике сложились и являются выверенными следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь (поддержка), оказываемая государством и муниципалитетами; частная инициатива страхования; социальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами[20].
А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную поддержку, но и социальное обеспечение, а также государственный и негосударственный благотворительный секторы[21].
А.М.Бабич, Е.В.Егоров, Е.Н.Жильцов отмечают следующие основные элементы современной системы социальной защиты: традиционная форма государственного вспомоществования (социальной помощи); совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); социальное страхование (добровольно-корпоративное и обязательное, государственное)[22].
Т.Д. Викулина придерживается мнения, что государственная социальная защита реализуется в виде социальной помощи (поддержки) и социального страхования. Однако далее в своей работе она отмечает, что дальнейшее развитие социальной защиты связано с реформированием таких ее составляющих, как социальное страхование, социальное обеспечение, а также с введением института вспомоществования[23].
В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев:
1) системы социального обеспечения, включающей социальное обслуживание;
2) системы социального страхования, представленной федеральными фондами: социального страхования, пенсионным, обязательного медицинского страхования и негосударственным сектором;
3) системой социальной помощи (поддержки), включающей в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор;
4) блок остальных, предоставляемых государством социальных преференций и форм социальной защиты, таких, как индексация доходов населения, обеспечение минимальных социальных гарантий доходов, предоставление льгот (скидок и субсидий), установление дотаций к ценам, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социально-трудового законодательства[24].
По мнению А.В.Пашкова, социальная защита выражается через три больших институциональных комплекса: социальное обеспечение, социальную помощь, дополнительную социальную защиту[25].
М.И.Лепихов выделяет следующие организационно-правовые формы социальной защиты: обязательное социальное страхование, обязательное государственное страхование, социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, государственную социальную помощь[26].
В.Е.Шарков утверждает, что правовыми средствами (формами) конституционно-правовой состоятельности социальной защиты населения России являются: 1) социальное обеспечение; 2) социальное страхование; 3) социальная помощь; 4) социальное обслуживание; 5) социальная служба; 6) медицинское обслуживание; 7) защита трудовых прав работников; 8) защита имущественных и личных неимущественных прав граждан; 9) защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей; 10) благотворительность; 11) добровольные формы социального обеспечения. Наиболее важными и распространенными формами социальной защиты являются, по мнению автора, социальное обеспечение и социальное страхование[27].
В.П.Галаганов, выделяя организационно-правовые формы социального обеспечения, включает социальную защиту в одну из таких форм. Автор считает, что в общем виде социальное обеспечение Российской Федерации может представлять собой дополняющие друг друга организационно-правовые формы: а) государственное социальное страхование; б) государственное социальное вспомоществование (социальная защита, социальная помощь, социальная забота); в) частное социальное страхование; г) общественная благотворительность[28].
Н.П.Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др[29].
По мнению Г.А.Коробова и В.Ф.Макарова, на современном этапе развития государственности система социальной защиты должна представлять собой две дополняющие друг друга организационно-правовые формы – страхование и вспомоществование[30].
Как считает Н.А. Казибекова, социальная защита, являясь комплексной системой, имеет определенную структуру[31].
В системе социальной защиты она выделяет следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное страхование и социальную поддержку (рис. 1).
Рис. 1. Система социальной защиты населения
Социальные гарантии определяют как законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу: гарантия минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.
В том случае, когда социальные гарантии недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в который происходит изменение индекса стоимости жизни[32].
Особым институтом социальной защиты населения является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков, страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Многочисленные правления социальной поддержки как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:
- по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;
- по деятельности осуществления различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Сущность социального обеспечения как экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия - центральным звеном системы прямых денежных выплат[33].
Разновидностью социального обеспечения является такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»[34].
Социальное обслуживание может осуществляться как государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер единовременных доплат к пенсиям и пособиям.
Социальная помощь также оказывается в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в значительной степени бесплатная[35].
Рассмотрение сущности социальной защиты позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только друг с другом, но и с внешней средой, при этом четко прослеживается место социальной поддержки в целостной системе.
При этом социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.
Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты и поддержки населения - субъекты социальной поддержки.
Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
Выделяют следующие группы субъектов социальной защиты населения:
В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:
а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.
б) Муниципальные организации социальной защиты и социального обслуживания населения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления и представляющие собой муниципальный сектор социальной защиты населения. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социальная поддержка находится в ведении местного самоуправления[36].
Система социальной поддержки населения на муниципальном уровне включает в себя взаимодействующие подсистемы, которые можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Система социальной поддержки населения на муниципальном уровне
в) Негосударственные службы социальной защиты и социального обслуживания основаны на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Негосударственные социальные службы различных организационно-правовых форм, а также частные лица, осуществляющие в установленном порядке деятельность в сфере социального обслуживания, представляют негосударственный сектор социальной защиты и социального обслуживания. К негосударственному сектору относятся также и организации социального обслуживания, образованные на базе имущества общественных объединений, в том числе профессиональных ассоциаций, религиозных и общественных организаций, деятельность, которых связана с социальным обслуживанием.
Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением, а организации и юридические лица (банки, предприятия, учреждения), направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности на развитие социальных служб и оказывающие им поддержку, пользуются льготами, предусмотренными законодательством РФ[37].
Таким образом, система социальной защиты – это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Большие традиции социального служения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России.
Конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания[38].
Современные российские конфессии, в зависимости от того, на какую часть населения они ориентируются, можно разделить на три группы, среди которых наиболее влиятельные - религии, тесно связанные с этническим составом населения, география которых отражает картину расселения народов, традиционно придерживающихся этих вероисповеданий.
Наиболее крупные - православие, представленное, в первую очередь, Русской Православной Церковью (РПЦ), а также ислам и буддизм, имеющие несколько сопоставимых по влиятельности религиозных объединений.
Эти религии лежат в основе наиболее распространенных религиозно-культурных традиций, которые, взятые вместе, полностью охватывают территорию страны[39].
В современной России наиболее влиятельными конфессиями уже разработаны программные документы социального учения, а также существуют устойчивые, возобновляющиеся практики социального служения.
В настоящее время социальное служение христианских церквей развивается, становясь все более высокоорганизованным и структурированным[40].
«Основы социальной концепции Русской Православной церкви» были приняты Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 г. [41]:
«Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни».
РПЦ ведет несколько социальных программ. Антиалкогольная программа осуществляется по принципу так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением алкоголиков проводится терапия с членами их семей.
Оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам, особенно на территории Северного Кавказа. Помощь оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности.
РПЦ постоянно осуществляет Детские программы:
- духовно-религиозное образование,
- профессиональная подготовка воспитанников детских домов,
- помощь сиротам и детям-инвалидам,
- открытие школ-приютов,
- разработана модель «территориальных центров реабилитации детей-инвалидов»[42].
Не оставляет РПЦ без внимания престарелых и инвалидов, ветеранов войн.
Нередко РПЦ действует при благотворительной и финансовой поддержке зарубежных церквей, частных спонсоров из Франции, Италии, Англии, Германии.
Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московской патриархии активно развивает сотрудничество с фондами других конфессий, в том числе и мусульманскими.
В учебном пособии «Милосердие»[43] есть приложение с перечнем религиозных социальных организаций, с которыми сотрудничает РАЦ в области социальной поддержки населения, среди них:
1) Штаб-квартира Армии Спасения (Москва);
2) Христианский центр служения РО «Церковь Божия» (Москва);
3) Информационно-аналитический центр при Московской методистской церкви;
4) Христианская медицинская ассоциация при ЕХБ (Москва);
5) Департамент благотворительности и милосердия Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (Москва).
Милосердие и благотворительность в мусульманской социальной практике является фактором сглаживания социальных, межэтнических и межрелигиозных противоречий[44].
Программным документом, определяющим социальное учение российских мусульман, являются «Основные положения социальной программы российских мусульман», принятые Советом муфтиев России и опубликованные в 2001 году.
Во второй главе документа называются права и свободы человека:
- свобода совести и свобода вероисповедания;
- право на жизнь, честь и достоинство;
- право на имущество;
- право на равенство, запрещение всех форм дискриминации;
- права на безопасность, правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений;
- на образование, социальную и медицинскую помощь;
- на труд и справедливое вознаграждение за него;
- на участие в управлении общественными и государственными делами.
В третьей главе, которая называется «Ислам и социальные проблемы», указано, что для ислама характерна социальная направленность учения, которая раскрывается далее в пунктах «Отношение к неимущим», «Ислам и семья», «Запреты на употребление наркотиков и алкоголя»[45].
М.П. Мчедлов так определял основы социального служения в исламе: вероучение ислама предусматривает необходимость проявления как общественной заботы о всех нуждающихся, так и индивидуальную сострадательность. Автор приходят к мнению, что в Коране достаточно четко указывается, по отношению к кому должна проявляться забота и благотворительность, а также что она должна быть оказана тактично, без всякого подобия показной щедрости, благодеяние не должно задевать чувство собственного достоинства получающего помощь[46].
Этой же цели служат также и целые социальные и религиозно-социальные институты, один из которых – закят - относится к числу основ ислама. Впрочем, этот принцип заложен также и в других столпах и их частях. Именно таково одно из объяснений необходимости проведения коллективных намазов, особенно джума-намазов. Поэтому образование социальных сетей в исламе не только не считается чем-то предосудительным, но даже является его неотъемлемой органической частью[47].
Сравнительный анализ социальных доктрин основных конфессий России позволяет говорить о существующем единстве понимания роли религиозных общин в деле устроения социального служения. В качестве основных элементов стоит выделить следующие:
- доступность социальной помощи людям религиозным и нерелигиозным;
- сотрудничество различных конфессиональных организаций;
- взаимодействие с государственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения, в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозных убеждений.
Таким образом, возрожденная в конце 80-х годов ХХ века благотворительная деятельность религиозных организаций России за последние годы прошла нелегкий путь к превращению в социальное служение.
Русская Православная Церковь становится полноправным субъектом социальной политики, которая направлена на социальную поддержку населения.
Российское мусульманское сообщество – не исключение, просто формирование социальных сетей внутри него связано с региональными особенностями развития.
Объединение нравственных и интеллектуальных сил государства и церкви пойдет на пользу людям.
Взаимодействие государственных структур, общественных организаций и конфессий могут в перспективе стать основным фактором объединения усилий в решении важнейших социальных проблем, в том числе и по реализации мер социальной поддержки населения.
Социальные сети внутри мусульманского сообщества России можно разделить на несколько групп.
Первая из них – общины, устойчиво существующие на протяжении длительного времени (многие поколения). К таковым относятся сельские и в несколько меньшей степени городские общины, внутри которых существуют устойчивые социальные связи.
Как показывают полевые исследования, представленные А. Макаровым, следование исламским традициям, пусть даже и в несколько опосредованной форме, не прекращалось на протяжении всего периода советской власти в Урало-Поволжье, Центральной России, на Кавказе и в Центральной Азии[48].
Что же касается городских общин, то здесь ситуация несколько отличается. С одной стороны, старые городские общины (Каргалы, Дербент, татарские слободы и районы компактного расселения Казани, Касимова, Тобольска, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и многие другие) в существенно большей степени были разрушены в советское время.
Причин этому было как минимум три:
- репрессии против представителей зажиточных слоев, составлявших немалую часть мусульманского городского населения;
- целенаправленное разрушение компактных общин (это касается не только мусульман, но и иных этнических меньшинств) через их расселение;
– урбанизация, вызвавшая массовый приток сельского населения.
Последняя, с одной стороны, размыла старые городские общины, способствовала утрате ими части традиций, с другой, скрепила и увеличила их новыми людьми.
Наряду с общинами, существующими в формате религиозных организаций, также имеется множество общин и социальных сетей, объединенных неформальными отношениями.
Они бывают очень разные – от сельских джамаатов (несмотря на упорно вдалбливаемые стереотипы, джамаат – не банда, а общество), существующих на протяжении столетий и продолжающихся в среде выходцев из того или иного села (син кайсы аулдан? – ты из какого аула – спрашивают при знакомстве, находя в ответе массу информации, прежде всего о твоей репутации, нраве и т.д.), и заканчивая профессиональной средой, где также «все друг друга знают».
При этом А. Макаров отмечает и тот факт, что именно эти самые социальные сети становятся наиболее влиятельными силами в сегодняшнем мусульманском сообществе России[49].
Наиболее традиционные. В первую очередь это социальные сети, образованные по родственным связям и месту происхождения своих членов. Общеизвестно, что именно мусульманские народы России в наибольшей степени сохранили свои родственные и семейные традиции и продолжают их сохранять по сей день.
Каждый выходец из традиционного общества по-прежнему гордится своим происхождением и поддерживает самые разнообразные связи с родственниками, односельчанами, земляками и далее по возрастающей.
Очень тесно связаны по условиям своего формирования с последними и мигрантские социальные сети. Приезжающие в Россию узбеки, таджики, азербайджанцы, арабы, турки не могут не объединяться здесь. Просто хотя бы для того, чтобы выжить, особенно в условиях позиции жесткого их неприятия вмещающим сообществом. Не отличаются от них и российские граждане – чеченцы, дагестанцы, ингуши.
Ситуацию усугубляют периодически случающиеся стычки со скинхедами и подобными им элементами – необходимость противостоять им вынуждает объединяться внутри своей этнической среды, а также с представителями иных этносов, испытывающими те же проблемы. Внутри всех этих сообществ плотность коммуникаций гораздо выше, чем с представителями «внешнего мира».
Также традиционным является и возникновение социальных сетей по субконфессиональному признаку.
По сути дела многие суфийские тарикаты и вирды, саляфитские, ихванские, таблиховские, шиитские джамааты представляют из себя ни что иное, как социальные сети, образованные по субконфессиональному признаку. К таковым также относятся и сети, членов которых объединяет особо ревностное соблюдение того или иного мазхаба.
Нередко социальные сети такого типа сочетаются с определенным этническим наполнением – последователи вирда Кунта-хаджи кадиритского тариката вайнахского происхождения, выходцы из некоторых даргинских сел являются наиболее последовательными хранителями шафиитского наследия, а члены Национальной организации русских мусульман заявили о своем следовании маликитскому мазхабу. Нередки случаи, когда в сетях субконфессиональной направленности лидирующее положение устойчиво занимают представители какого-то определенного этноса при наличии представителей разных наций в общей массе членов данной социальной сети.
Все вышеперечисленные формы социальных сетей возникали и существовали на протяжении длительного времени. Но, в дополнение к ним, в последнее время также возникают и сети иного плана, объединенные на другой основе. Их членами являются выходцы из разных мест, представители разных этносов и субконфессиональных направлений.
Что же их объединяет? Этой основой бывают разные факторы. В одних объединяющим началом является общая профессия, в других – даже не сама по себе профессия как таковая, а занятие своей деятельностью на исламской ниве. Дело в том, что те времена, когда специалистов–мусульман было крайне мало, уже прошли, и образуется иная ситуация, диктующая новые правила.
Объединяющим началом для социальных сетей «нового типа» является в большей степени высокая социальная активность их членов. Остальные факторы (этническая и субэтническая принадлежность, земляческие связи, субконфессиональная принадлежность) имеют зачастую подчиненное значение.
При этом образование этих социальных сетей происходит по следующему алгоритму:
1) профессионал приходит к осознанному исполнению исламских религиозных предписаний;
2) он начинает принимать активное участие в деятельности уже существующих структур;
3) он начинает объединяться с другими такими же, как и он, специалистами.
Таким образом, возникают социальные сети, образованные на основе совместных действий, как правило, в социальной сфере. На сегодняшний день именно ими в значительной степени ведется деятельность по оказанию помощи неимущим, пропаганде здорового образа жизни и т.д.
Нередко сети, образованные и работающие по такому принципу, институционализируются, как правило, через регистрацию общественных или религиозных организаций. При этом принцип действия и отношения внутри структуры продолжают соответствовать сетевым – отсутствует замкнутость на одного человека, единоличное руководство, соблюдается принцип совета. За счет данных моментов, возможно, наблюдается некоторая видимость рыхлости структуры.
Но при этом достигается большая степень открытости, коллегиальность руководства, которая помогает избежать множества системных ошибок, значительно снижающих эффективность работы.
Практически на сегодняшний день мобилизационный ресурс мусульманских организаций в России обеспечен лишь за счет самого ислама как религиозной и идеологической системы.
Поддержка этого мобилизационного ресурса и его использование осуществляется преимущественно социальными сетями (в их институционализированных и неинституционализированных формах).
Сегодня социальные сети в российском исламе недостаточно изучены, но, тем не менее, многие из них являются наиболее мощным фактором общественных отношений в этой конфессиональной среде. Они обладают колоссальным потенциалом для осуществления деятельности, направленной на социальную поддержку населения[50].
Исследование управленческого и социокультурного аспекта конфессиональной сети социальной поддержки населения позволило сделать следующие выводы:
1) Теоретическое исследование литературы показало неоднозначность подходов к определению ключевых понятий «социальная поддержка», «социальная защита», «социальное обеспечение», «социальная помощь».
2) Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
3) Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем в методическом плане может быть сгруппирована по двум основаниям.
4) По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой, коммуникативно-психологической и профессионально-трудовой.
5) По характеру деятельности, связанной с осуществлением социальной поддержки, различают постоянную, периодическую и ситуационную поддержку.
6) Особенность социальной поддержки населения выражается, прежде всего, в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.
При этом социальная поддержка включает меры по предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.
7) Управленческий аспект социальной поддержки населения позволил выявить, что социальная поддержка входит в систему социальной защиты и находится в ведении местного самоуправления.
8) Большие традиции в области социальной поддержки населения имеют религиозные конфессии, традиционно существующие в России.
9) Было выявлено, что конфессия - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Среди значимых на территории Российской Федерации являются Русская православная церковь и объединение мусульманских общин.
10) Русская Православная Церковь традиционно и на современном этапе является полноправным субъектом социальной политики, которая направлена на социальную поддержку населения. Российское мусульманское сообщество является полноправным субъектом социальной политики, просто формирование социальных сетей внутри него связано с региональными особенностями развития.
11) Сравнительный анализ социальных доктрин основных конфессий России позволяет говорить, несмотря на социокультурные различия, о существующем единстве понимания роли религиозных общин в деле социальной поддержки населения. При этом в качестве основных элементов стоит выделить следующие:
- доступность социальной помощи людям религиозным и нерелигиозным;
- сотрудничество различных конфессиональных организаций;
- взаимодействие с государственными учреждениями в процессе реализации целей социального служения, в том числе направленного на социальную поддержку населения любых религиозных убеждений.
Таким образом, взаимодействие государственных структур, общественных организаций и конфессий могут в перспективе стать основным фактором объединения усилий в решении важнейших социальных проблем, в том числе и по реализации мер социальной поддержки населения.
1. Конституция Российской Федерации – Консультант +, 2010.
2. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995.-№50.
3. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.95 № 122 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. №132.
4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24. 11.95. // Собрание законодательства РФ. -1995. -№ 48.
5. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24. 10.97.//Собрание законодательства РФ.-1997.№ 143.
6. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95. № 43 // Новый сборник законов РФ с изм. и доп. - М.,2003.
7. Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2006.
8. Волгина Н.А. Социальная политика. Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
9. Гончаров А.И., Гончарова М.В. Концепция финансового обеспечения системы социальной поддержки населения в России// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 4.
10. Доброштан В. М. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008.
11. Еремин А.В. Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений/ Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений: Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им.К.Д. Ушинского, 2004.
12. Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2.
13. Казибекова Н.А. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России// Транспортное дело. – 2009. - № 3.
14. Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2.
15. Казибекова Н.А. Теоретические подходы к определению дефиниций социальной защиты населения// Проблемы современной экономики. – 2009. - № 3(31).
16. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М., 1994.
17. Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // «IslamNews» - #"#">www.unn.ru/pages/issues/ vestnik. - 2004. с. 279-285.
25. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. - , 2006, № 7.
26. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения - М., 1997.
27. Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М., 2002.
28. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: - Казань, 2004.
29. Шарин В.И. Фонды социальной защиты. - Екатеринбург, 2001.
30. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. - Казань, 1995.
[1] Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2. – с. 29 .
[2] Доброштан В. М. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008, с. 14.
[3] Конституция Российской Федерации – Консультант +, 2010, ст. 7
[4] Саралиева З.Х. Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы /Социологический вестник - www.unn.ru/pages/issues/vestnik, 2004, с. 279-285.
[5] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». – 2008. - № 3.
[6] Саралиева З.Х. Церковь и конфессиональные объединения в системе социальной работы /Социологический вестник - www.unn.ru/pages/issues/vestnik, 2004, с. 279..
[7] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». – 2008. - № 3.
[8] Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: М., 1997. С. 30.
[9] Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 7. С. 7 - 8.
[10] Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России - Казань, 2005, с. 11.
[11] Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М., 2006. С. 7; Право социального обеспечения России / Под ред. К.Н.Гусова. М., 2007. С. 13; Социальное государство. Краткий словарь-справочник. М., 2002. С. 201; Икингрин Е.Н., Неганов Ф.М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология, практика. Уфа, 2001. С. 15 – 16; Шарин В.И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург, 2001. С. 7 – 8 и т.д.
[12] Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань, 1995. С. 4.
[13] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». – 2008. - № 3.
[14] Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. С. 150 - 152, 182 - 200.
[15] Доброштан В. М. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2008, с. 15.
[16] Казибекова Н.А. Теоретические подходы к определению дефиниций социальной защиты населения // Проблемы современной экономики, N 3(31)
[17] Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2. – с. 29 .
[18] Казибекова Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2. – с. 30 .
[19] Скачко Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2006, № 2. С. 127.
[20] Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ. Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.
[21] Старшинов А.Н. Указ. соч. С. 9.
[22] Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Социальное страхование в России и за рубежом. Учебное пособие. М., 1998. С. 7, 201.
[23] Викулина Т.Д. Денежные доходы населения: особенности формирования в переходной экономике. СПб., 1998. С 64, 71.
[24] Шарин В.И. Указ. соч. С. 10-11.
[25] Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, 1999. С. 55.
[26] Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., 2000. С. 11.
[27] Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право, 2000, № 4. С. 35.
[28] Галаганов В.П.. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития // Государство и право, 1992, № 12. С. 39.
[29] Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2000. С. 6.
[30] Коробов Г.А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике: - М., 1994. С. 64; Макаров В.Ф. Конституционно-правовые основы социальной политики Российской Федерации. - . М., 2004. С. 22.
[31] Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2.
[32] Волгина Н.А. Социальная политика. Учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2004, с. 118.
[33]Казибекова Н.А. Вопросы формирования услуг социальной защиты и помощи населению в условиях кризисной ситуации / Транспортное дело России. – 2009. - №2. – с. 31 .
[34] Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95. № 195 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1995.-№50.-Ст.4872.
[35] Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита»// Журнал «Трудовое право». – 2008. - № 3.
[36] Казибекова Н.А Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России// Транспортное дело. – 2009. - № 3.
[37] Казибекова Н.А Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России// Транспортное дело. – 2009. - № 3.
[38] Петрова И.Э. Социальное учение и социальное служение конфессиональных организации России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 289–293
[39] Конфессиональное пространство России в начале и в конце XX века// Сборник научных трудов, М, 2004.
[40] Еремин А.В. Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений/ Формирование социальной концепции Русской православной церкви в контексте государственно-церковных отношений: Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им.К.Д. Ушинского, 2004.
[41] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // ЭКО. - 2000. - № 11. - С. 86–98; 2000. - № 12. - С. 101–109; 2001. - № 1. -С. 112–124.
[42] Петрова И.Э. Социальное учение и социальное служение конфессиональных организации России// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 3, с. 290.
[43] Милосердие. Учебное пособие / Под ред. М.П.Мчедлова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. 214 с.
[44]Основные положения социальной программы российских мусульман - #"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45]Основные положения социальной программы российских мусульман - #"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Милосердие: Учебное пособие / Под ред. М.П. Мчедлова. - М.: РОССПЭН, 1998. - С. 80–81.
[47] Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // "IslamNews" - #"#_ftnref48" name="_ftn48" title="">[48] Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // "IslamNews" - #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // "IslamNews" - #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50] Макаров А. Конфессиональные сети в мусульманском сообществе // "IslamNews" - http://www.islam.ru/pressclub/analitika/socetil/