Виды формы социальных институтов
1. Социальные институты. Их основные виды, формы исторического развития.
Социальные институты складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами.
Социальный институт – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность социальных институтов определяют:
· Социальные нормы и предписания;
· Их положение в социально-политической, идеологической и ценностной структуре общества;
· Наличие материальных средств и условий.
Понятие социального института можно определить с точки зрения деятельности каждого. Социальный институт - совокупность лиц, учреждений и осуществление их конкретных функций.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность, то есть отношения внутри семьи, определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Немаловажную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Конечно, как и любые социальные категории, социальные институты постоянно меняются, так как меняется человеческое и общественное сознание. Так в Средневековье ведущую, основополагающую роль игра институт религии, церкви, позднее, светская власть вытеснила церковную и политический институт стал главенствующим. Но изменения происходят не только в положении социальных институтов, но и внутри их. Например, институт семьи базируется на семейных традициях и нормах поведения. Постепенно патриархальная семья (отец – глава семьи) уступает место равноправному отношению родителей, диктуя несколько иные нормы поведения.
Итак, Каждый социальный институт невозможно исключить из исторического процесса. Постоянно меняющиеся условия жизни общества изменяет систему ценностей, а, следовательно, и социальные институты.
2. Дать критический анализ основных положений марксистской социологии.
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации.
Термин «формация» первоначально использовался в геологии, но марксистское понятие общественной формации, так же как и соответствующее геологическое понятие, содержит в себе указание на присущий этому комплексу многоуровневый характер; тесную взаимосвязь различных уровней.
Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. В ее основании лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема; для ее обозначения Маркс иногда использует также термины «экономическая формация» и «экономическая общественная формация». Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и ее технологическое применение и т. д.
Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют «реальный базис», структуру общества, формация включает в себя и надстройку (суперструктуру). В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты и остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области «общественного сознания», или «идеологии»: мораль, науку, религию, искусство.
Классификация формаций по Марксу: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. В основу этой классификации были положены различия в способе производства. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. Коммунистическая формация в своей развитой форме обладает такими чертами, как: исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению труда; одновременное исчезновение противоположности умственного и физического труда; превращение труда из средства в первую потребность жизни; всестороннее развитие индивидов; небывалый рост производительных сил и общественного богатства; реализация принципа «Каждый по способностям, каждому по потребностям».
Динамика социального развития, по Марксу, обусловлена постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами, с одной стороны, и производственными отношениями - с другой. Когда неустойчивое равновесие между двумя сторонами способа производства нарушается и производственные отношения из средства развития производительных сил превращаются в препятствие для него, они подвергаются революционному преобразованию. В результате происходит смена общественных формаций глобального масштаба, т. е. социальная революция.
Тема классов и классовой борьбы - центральная у Маркса. Ее роль в его доктрине столь значительна, что марксисты часто отождествляли «марксистскую точку зрения» с «классовой точкой зрения». В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой, более узком смысле он понимает под классами такие социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства. Различная форма собственности на средства производства и, главное, наличие или отсутствие этой собственности выступают как главные критерии классообразования.
Марксистская концепция классов неотделима от его концепции классового господства и классовой борьбы. Борьба между классами, по Марксу, - это выражение борьбы между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. В определенный исторический период один класс («реакционный») воплощает отжившие производственные отношения, другой («прогрессивный») - нарождающиеся производственные отношения. Один и тот же класс на разных фазах развития общественной формации бывает прогрессивным и реакционным.
Маркс первым стал разрабатывать проблемную область, или социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии эта дисциплина получила название «социология познания». Он считал, что задача социальной науки - обнаруживать скрытую, глубинную социальную реальность, которая лежит в основе разнообразных идей, представлений, знаний, верований.
Наиболее концентрированное выражение социологический подход к познанию нашел в марксистской концепции идеологии. Под идеологией Маркс понимал сознательное и бессознательное мифотворчество, призванное заменить подлинную социальную практику и замаскировать свою связь с этой практикой.
Между тем, учение было многозначным, противоречивым и незавершенным. А оказываясь впоследствии на разной социальной почве, в различных обществах, социальных классах и слоях, оно истолковывалось и функционировало не совсем так, как это представлялось Марксу.
3. Какие из указанных работ написаны П.Сорокиным?
а) «Курс позитивной философии»;
б) «Протестантская этика и духовный капитализм»;
в) «Проблема социального равенства»;
г) «Система социологии»;
д) «Социальная и культурная динамика».
Ответ: в), г).