Влияние общественных норм и социальных институтов на социализацию подростков
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
Факультет истории и социологии
Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НОРМ И СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
студентки 2 курса специальности
«Социология»
дневной формы обучения
Литвинова Евгения Владимировна
Научный руководитель:
кандидат социологических наук
доцент кафедры социологии и
специальных социологических дисциплин
Богуш Татьяна Александровна
Гродно 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Подростки как объект исследования. 6
3.3 Отношения со сверстниками. 16
3.4 Средства массовой информации. 18
4. Десоциализация и ресоциализация. 21
5. Феномен феральных людей или несоциализированность. 23
6. Место адаптации и адаптированность в процессе социализации. 26
Проблема: необходимость осознания проблемы социализации подростков в современном мире
Предмет исследования: социализация подростков и влияние разнообразных факторов на этот процесс
Объект исследования: подростки и факторы социализации, влияющие на формирование личности подростка
Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества.
Тема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов. Важным этапом для социализации личности является подростковый и юношеский возраст. Говоря о подростках нельзя не задать вопрос: «Кого мы будем определять как подростка?» Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству в возрасте 12-16 лет.[10,439с.] Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе социализации. В это время у подростков формируется сознательное поведение, нравственные представления и социальные установки. С одной стороны это заключительный период детства, а с другой, подросток стоит на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие физические и духовные возможности вызывают у подростка потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых. В подростковом возрасте развивается самосознание, активизируется ценностно-ориентационная деятельность.
Анализ концепций социализации сводится к двум подходам. Сторонники первого рассматривают социализацию как процесс адаптации индивида к обществу, при этом предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем этого направления является французский социолог конца ХIХ века Э. Дюркгейм. Суть позиции Э. Дюркгейма – признание за обществом активного начала и приоритета его перед человеком в процессе социализации.[11, 12-13с.] Исследователи, стоящие у истоков теории социального развития, полагали, что социализация представляет собой лишь аккумулирование индивидом социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Американский ученый Т. Парсонс определял социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». По Т. Парсонсу, социализированный индивид может не только исправно функционировать в общественной системе, но и находит в этом функционировании удовлетворение своих индивидуальных потребностей. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками этой теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида.
Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) называют социализацией индивида процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными свойствами, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения. В «Энциклопедическом социологическом словаре» социализация определяется как «процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе».[2, 686с.]
Представленное многообразие точек зрения на проблему социализации свидетельствует о сложности данного социального феномена. Можно выделить следующие черты в данных определениях:
во-первых, социализация понимается как процесс взаимодействия личности и общества;
во-вторых, констатация того, что человек в ходе социализации усваивает, приобретает качества, позволяющие ему приобщить к сложившимся формам общественной жизни.
Существует много различных концепций социализации личности: социологические, социально-психологические, антропологические, культурологические и др. Среди социологических можно назвать теорию перенятия социальных ролей, структурно-функциональную, теорию социального действия, теорию социальной дифференциации и интеграции и др.
Итак, результаты анализа отечественной и зарубежной литературы позволяют сделать вывод о том, что обычно социализацию рассматривают, с одной стороны, как процесс усвоения социальных связей, с другой - как процесс воспроизводства личностью социального опыта.
Юность завершает активный период социализации. Подростков еще называют тинэйджерами(teen- в английском это суффикс числительных от13 до 19. Age – возраст. Значит, в буквальном смысле teenager в переводе с английского – человек 13-19 лет). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.[3, 24стр.]
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных их психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимость от мнения и поведения сверстников.
Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению с взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинэйджеры сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Тинэйджеры ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, рассмотрев трудности социализации в период юности можно сказать, что главной среди них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие тинэйджеров.
Как определялось ранее социализация - процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе.
Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит вне общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным. С другой – общество формирует нормы морали и поведения, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде.[5, 12стр.]
Социализация, как и любой общественно важный процесс выполняет определенные функции в обществе.[7, 33стр.]
Функции социализации.
Ø нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
Ø личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
Ø ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;
Ø коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
Ø прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
Ø творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека. Результат социализации – социализированность как сформированность черт, задаваемых социальным статусом и требуемых в данном обществе, усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития.
Социализированность личности – социальная активность, степень развития социальных качеств, приверженность нравственным нормам жизнедеятельности. Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может стать и его жертвой.
В подростковом возрасте можно выделить следующие наиболее типичные опасности, с которыми вероятно столкновение человека на этом этапе социализации и которые могут привести к патологиям или аномальным для личности последствиям: аморальность родителей, нищета семьи, частые переезды семьи, развод родителей, физические травмы и дефекты, курение, пьянство, чрезмерное увлечение фильмами и компьютерными играм. Произойдет ли столкновение с какой-либо опасностью конкретного подростка, зависит и от объективных обстоятельств, и от его индивидуальных особенностей, и от степени и условий педагогического воздействия.
Важным аспектом социологического анализа социализации является выделение факторов социализации.[12, 47стр.] К ним относятся элементы социальной среды, воздействующие на индивида в процессе социализации: семья, образовательные учреждения, неформальные группы сверстников, средства массовой информации, общественные организации и др. Очень часто обнаруживается не только несогласованное, но и разнонаправленное или даже противоположное воздействие факторов социализации на индивида, когда они формируют у человека различные системы ценностей. В рамках факторов социализации могут быть выделены агенты социализации (лица, непосредственно участвующие в социализации человека) и институты социализации.
Под агентами социализации мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации.[5, 14стр] Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:
1) агентов первичной социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, приходящих нянь, друзей семьи, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок;
2) агентов вторичной социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.
Семья – это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья – важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно – социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни.[4] Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь.[6, 115стр.] Многие семьи в современной Республики Беларусь являются неполными, что также негативно сказывается на социализации подростков.
Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.
Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.[5]
Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Роль школы не сводится только к передаче умений и навыков подросткам. Школа является тем местом, где подросток усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения.
В школе подросток получает навыки общения с посторонними людьми, основы понимания социальной системы и жизни в обществе. Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать подростку ощущение партнерства при участие в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы. Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.
Школа, как институт социализации, выполняет социальные задачи:
§ Освоение подростком нормативного поведения;
§ Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам;
§ Формирование мировоззрения.
То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук и т. п. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит, и то, что его мозг содержит в недоступном для сознания месте. Последняя часть опыта проявляется в стереотипах поведения, эмоций, желаниях, ценностях. И если что-то в этой части не соответствует с осознанными установленными нормами, то это, обычно, вызывает психологическую проблему.
Для подростков особенно важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении, т. к. они чрезвычайно чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. [3, 28стр.] Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у подростка, что может выражаться в агрессии по отношению к окружающим, отсутствием желания учиться.
Кроме учителя, на подростка оказывает влияние и коллектив. В процессе деятельности и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании подросток может найти удовлетворяющее его положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние малых групп на развитее отдельных личностей велико. Негативное влияние малых групп в школе на подростка может привести к таким последствиям, когда школа оказывает не то влияние на социализацию подростка, которое приписывается ей изначально как институту социализации.
Считается, что благодаря школам дети смогут преодолеть ограничения социальной среды, из которой они происходят. Поскольку образование не только открыто для всех, но даже обязательно, дети бедных и непривилегированных слоев в случае успешного обучения имеют шанс подняться по социально-экономической лестнице. Массовое образование в современных обществах неразрывно связано с идеалом равенства возможностей, согласно которому люди достигают положения, соответствующего их талантам и способностям. Однако на практике образование часто не только не способствует преодолению неравенства, но даже усугубляет его. Тому есть несколько причин. Дети из бедных семей не всегда могут рассчитывать на поощрение своих успехов со стороны родителей, особенно если те индифферентны или враждебны к идеалам и целям образования. Школы, расположенные в бедных районах, имеют худшие технические возможности и меньшее количество учителей, чем школы богатых районов. У детей может появиться враждебное отношение к школе потому, что задачи, которые она ставит перед ними, не имеют, с их точки зрения, никакого отношения к их жизни ни в настоящем, ни в будущем.
Подросток большее свое время проводит в школе и школа, как институт социализации, оказывает огромное влияние на социализацию подростка. Подросток получает знания необходимые для жизни в современном обществе и кроме этого школа является тем местом, где чаще всего формируется ещё один агент социализации – группа сверстников.
Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания, детей примерно одного возраста.
Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребенка формируется вначале более или менее исключительно в ее рамках. Значение группы сверстников менее очевидно. Но почему же группа сверстников так важна именно для подростков? Теории Мида и Пиаже одинаково подчеркивают важность отношений сверстников. Пиаже делает особый акцент на том, что отношения между сверстниками более “демократичны”, чем между ребенком и родителями.[1, 23стр.] Слово “сверстник” означает “равный”, и возникшие между детьми дружеские отношения, действительно, обладают умеренным эгалитаризмом. Энергичный или физически более сильный ребенок может пытаться доминировать, но, поскольку отношения сверстников основываются на взаимном согласии, а не на зависимости, характерной для семьи, ребенок может больше отдавать и больше получать. Пиаже указывает, что, обладая властью, родители могут (в разной степени) навязывать детям нормы поведения. Напротив, в группах сверстников ребенок встречает другие условия взаимодействия, при которых правила поведения можно менять и подвергать проверке. Общение со сверстниками оказывается важным "каналом информации; по нему подростки и юноши узнают информацию, которую им по тем или иным причинам не сообщают взрослые". Часто через сверстников подростки получают информацию по вопросам пола, и именно через этот канал транслируется молодежная субкультура. Кроме того, общение со сверстниками, это "специфический вид деятельности и межличностных отношений". В ходе этого общения вырабатываются навыки социального взаимодействия, увеличивает набор его социальных ролей, расширяется представление о собственной личности. Общение со сверстниками это еще и "специфический вид эмоционального контакта". Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает "автономизацию от взрослых". Для самоуважения подростка очень важно заслужить доброе отношение товарищей.
Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все "чужое", выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со страшим поколением.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на социализацию современного человека. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в раннем возрасте и неуклонно усиливается. Особенно значимой группа сверстников становится в подростковом возрасте, так как помогает разрешить многие психологические проблемы, связанные с трудностями переходного возраста. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта, который не могут обеспечить другие институты, такие как семья или образовательные учреждения. В первую очередь, она дает опыт "горизонтального" общения, то есть общения с равными, опыт совместной деятельности, и усвоения связанных с этой деятельностью новых ролей.
Значения группы сверстников как института социализации меняется на протяжении истории и во многом зависит от преобладающего в данном обществе типа культуры. Надо полагать, что и в будущем значение этого института не будет оставаться неизменным. Нарастающая скорость культурных и социальных изменению в мире, безусловно, повлияет и на характер процесса социализации, и адаптирует роль отдельных ее институтов к новой ситуации
Эпоха расцвета периодических изданий началась на Западе с конца XVIII века, но в те времена газеты и журналы предназначались относительно узкому кругу читателей. Лишь спустя столетие они стали частью повседневной жизни миллионов людей, определяя их взгляды и мнения. Распространение средств массовой информации в виде печатных изданий вскоре было дополнено электронными коммуникациями.
Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. На формирование мировоззрения подростков СМИ оказывают огромное влияние. В современном мире нельзя представить себе жизнь без телевиденья, радио, интернета и других средств массовой информации. Именно оттуда подросток черпает знания о происходящих в мире событиях и с помощью СМИ формируются жизненные установки подростка. Категория подростков является одной из самых внушаемых и в зависимости от того, как передаётся информация в СМИ, у подростка формируется правильное или неправильное виденье мира.
С помощью средств СМИ подростку можно внушить « что такое хорошо и что такое плохо», сформировать правильное или неправильное виденье ситуации, настроить положительное или отрицательное отношение к происходящим событиям. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,— наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.
На социализацию подростка в современном обществе средства массовой информации играют одну из главных и определяющих ролей. Они оказывают на формирование личности подростка огромное влияние. Стоит заметить, что как институт социализации средства массовой информации возникли не так уж и давно, но по своему влиянию скоро будут претендовать на первое место среди остальных агентов социализации, а если говорить о подростках нашего общества, то СМИ уже занимают лидирующие позиции. Этому свидетельствует возникновение антиполитических движений с участием подростков, на формирование которых в некотором смысле влияют средства массовой информации при «запуске» в эфир, печать и т.д. двусмысленную информацию, которая может быть неправильно воспринята подростком или специально неправильно интерпретирована взрослыми.
Говоря о средствах массовой информации, хотелось бы, чтобы их роль не была бы губительной для подростка, который в силу своего возраста очень восприимчив ко всей информации поступающей ему из общества.
Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация), англ. desocialization, нем. Desozia-Itsatton) - утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума.
Жизненные циклы в биографии человека — это периоды жизни, отделенные друг от друга важными вехами: поступлением в вуз (цикл студенческой жизни), женитьбой (цикл семейной жизни) и т. д., связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.[5] Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил особое название: отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Можно так же выделить ситуацию, когда подросток попадает в «уличную» компанию и там происходит процесс дессоциализации: друзья «объясняют», что он живет не по тем правилам и руководствуется не теми нормами поведения. Происходит отказ подростка от ранее приобретенных ценностей и норм поведения, переосмысление своего отношения к окружающим его вещам. Затем идет этап приобретения подростком новых ценностей жизни и правил поведения (процесс ресоциализации). В других случаях социализация подростков проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Но, по-моему, этих других случаев в современном обществе не так много. Каждый подросток сталкивается с необходимостью общения со сверстниками и происходит это вне контроля со стороны взрослых, в процессе общения подростков десоциализация и ресоциализация становиться неотъемлемой частью процесса социализации подростка. Это можно объяснить тем, что раньше подростки строго руководствовались нормами привитыми семьёй (не без исключений конечно), а на современном этапе развития общества и утраты роли авторитета семьи и выхода на первый план общения со сверстниками.
На что были бы похожи дети, если бы каким-то образом росли без влияния со стороны взрослых? Очевидно, ни одна гуманная личность не может пойти на такой эксперимент и вырастить ребенка вне человеческого окружения.
Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Однако некоторые ученые полагают, что поскольку все необходимое для социализации заложено в генах, человек остается самим собой, в какую бы среду его не поместили. Их уверенность поколебалась встреча так называемыми феральными людьми.
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII веке шведский ученый Карл Линней. Одичавших, неоцивилизованных людей называют еще «маугли» или «детьми джунглей». В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды.
У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и не когда не смеялись. «Маугли» доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но этого не произошло, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
“Авейронский дикарь”
9 января 1800 года близ деревни Сен-Серин в Южной Франции из леса вышло странное существо. Несмотря на то, что оно передвигалось прямо, оно походило больше на животное, чем на человека, хотя вскоре в нем опознали мальчика подросткового возраста. Он изъяснялся только пронзительными, странными звуками. Мальчик не имел представления о личной гигиене и облегчался там, где ему этого хотелось. Его передали местной полиции, затем поместили в местный приют. Первое время он постоянно пытался убежать, причем обратно его возвращали с трудом, и не мог примириться с необходимостью носить одежду, срывал ее с себя. Никто не обратился за ним и не признал себя его родителями.
Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких существенных отклонений от нормы. Когда ему показали зеркало, он, по-видимому, увидел отражение, но не узнал себя.
Позднее мальчика доставили в Париж, где предпринимались систематические попытки превратить его “из зверя в человека”. Это удалось лишь отчасти. Его приучили соблюдать элементарные гигиенические нормы, он стал носить одежду и научился самостоятельно одеваться. И все же его не интересовали ни игрушки, ни игры, он так и не смог овладеть больше чем несколькими словами. Насколько можно судить по детальному описанию его поведения и реакции, это не было вызвано умственной отсталостью. Казалось, он либо не хочет освоить человеческую речь, либо не может. В дальнейшем своем развитии он достиг немногого и умер в 1828 году в возрасте примерно сорока лет.
Рассматривая случаи обнаружения «маугли» нельзя не отметить, что это случаи далеко не единичные в нашем, как мы говорим, современном и цивилизованном мире. В современном мире с потерянной моралью мы не редко можем узнать о современных «маугли» выросших в городских квартирах и так не вступивших на путь социализации по вине, как ни странно, своих родителей.
В основном к несоциализированным людям относятся дети и подростки. Они являются «потерянными» для общества. Старше подросткового возраста несоциализированные индивиды просто, в большинстве случаев, не доживают. Это указывает на тот факт, что социализированность индивида является необходимым условием выживания человека и установлен тот факт, что социализация начаться ни в детском и не, тем более, в подростковом возрасте – это лишь этапы социализации. Сам же процесс социализации начинается с самого рождения человека и заканчивается лишь с его смертью. Процесс социализации обладает ещё одной уникальной особенностью: он может оборваться на ранних стадиях, по разным причинам, но он не может быть восстановлен ни на каком из последующих этапах «развития» индивида. С утратой способности социализироваться индивид теряет возможность стать личностью и обрести своё место в обществе.
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация. Термин «социальная адаптация» обозначает сложный процесс взаимодействия индивида и общества (в узком смысле) или процесс, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (в широком смысле).[14, 9стр.] Под влиянием этого процесса человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. Нельзя стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий. Да и степень социальности взрослого, не говоря уже о подростков, далека от полного стопроцентного слияния с социумом, иначе не существовало бы проблем дезадаптации, проблем корректировки асоциальных форм поведения, человек не переживал бы свою инородность в мире себе подобных, не мучался бы от того, что его не понимают другие.
Существует достаточно устоявшееся мнение, что мера социальности человека мала в момент его появления на свет и существенно возрастает в ходе его социального развития, которое протекает исключительно в социальной среде и при посредстве ее. Поэтому младенец - существо просоциальное, его социальным качествам еще предстоит развиться. Взрослый же - существо социальное, взращенный в обществе себе подобных и ставший одним из них. Подросток находится же на грани просоциальности и существовании в обществе на равных правах с остальными. Адаптация требует от подростка активности в освоении общественных предписаний, существующие для того, чтобы происходила его развитие в плане освоения норм, правил жизнедеятельности социума. Адаптация предполагает гибкость при встречи с новыми условиями, а не просто принятие социальных норм. Адаптированность поведения характеризуется проявлением инициативы, определением собственного будущего. [13, 23стр.] На мой взгляд, адаптированность поведения характерна подросткам современной Беларуси: это характеризуется проявлением инициативы во всех сферах жизнедеятельности общества со стороны подрастающего поколения. Современные подростки категорично не желают оставаться за рамками жизни социума, а наоборот стремятся быть её активными участниками по сравнению с подростками более ранних времен, скажем периода СССР.
Результатом адаптации может быть как социальная адаптированность, так и дезадаптация. Термин «дезадаптация» означает состояние, в котором оказывается личность в процессе нарушения её адаптации в социальной среде.[15, 31стр.] Дезадаптация выражается в неспособности человека в адаптации к собственным потребностям. Для подросткового возраста стала характерна временная дезадаптация: ситуация, когда подросток оказывается в новом коллективе (например, переход в новую школу, приезд в лагерь), в котором роли членов для подростка ещё не определенны. В процессе освоения в коллективе, знакомство с её членами дезадаптация проходит.
Общественно-социальное становление и развитие личности, как мы отмечали ранее, принято называть социализацией. Т. Парсонс и Р.Мертон понимают под социализацией процесс полной интеграции личности в социальную систему путем приспособления или адаптации к последней. Таким образом, понятия адаптация и социализация оказываются здесь неразрывно связанными. Термин «адаптация» означает приспособление человека к условиям социальной среды. У подростков это приспособление выражено наиболее ярко: уже не ребенок, но еще и не взрослый он только начинает входить в общество, где царят свои порядки и законы, тут ему и приходиться приспособляться к новым условиям. Под результатом социализации при этом понимается различная степень адаптированности личности к разнообразным социально-типичным ситуациям, микро - и макрогруппам, членом которых является индивид. От уровня адаптированности подростка в социуме зависит его дальнейшая жизнь: сможет ли он принять условия жизни в обществе или может он станет пренебрегать нормами поведения или совсем не сможет освоиться в обществе.
Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности подростка к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы и их социальное положение. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, самооценка подростка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей.
Можно сказать, что социализация не может проходить без таких явлений как адаптация и адаптированность. Они составляют основную часть этого процесса. Социализация подростка неразрывно связана с его адаптацией к окружающему миру, принятия себя как полноправного члена общества, в котором он живет и чувство комфорта среди людей. Так что адаптированность является существенной частью процесса социализации подростка, являясь так называемой «дверью» в общество.
Рассмотрев все аспекты социализации подростков, влияние на этот процесс разнообразных агентов и институтов социализации необходимо подвести итог.
Мысль о том, что человек не может жить вне общества, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. А значит, и цивилизованное существование человека не возможно вне окружающей его культуре. Рождаясь, человек не выбирает своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности подростка в обществе является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность, поэтому во все века и поныне подростка самыми разными способами учат, наставляют, упрашивают, подстрекают, угрожают, бранят, поощряют, берегут, подавляют, заставляют.… Если бы подросток в такой «пестрой среде» культурного воздействия подчинялся бы всем призывам и любому нажиму, то он неизбежно был бы вовлечен в вихрь хауса, духовно расколот на сотни и тысячи частей. Но этого не происходит.
Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях подросток может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью – значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям.
Чем сложнее мир и богаче палитра жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции.
Не нужно особого воображения, чтобы представить, сколь мощный поток информации обрушивается сегодня на подростка, с какой силой воздействует он на его сознание и чувства. В этой ситуации особое значение приобретает избирательное отношение к источникам информации, к ее содержанию, а такое отношение напрямую зависит от мировоззрения личности, степени развития ее мышления, системы ценностных ориентаций.
Суть заключается в новой постановке коренных вопросов: если прежде был вопрос: «Какой человек нужен обществу?», то сегодня к нему прибавляется еще один: «Какое общество должно быть в современном мире, чтобы дать подростку, как представителю будущего поколения, тот багаж знаний, который так необходим ему для нормального сосуществования с другими людьми, не нанося ущерб его человеческому достоинству?» Специалисты разных областей ищут ответ на этот вопрос.
Процесс социализации подростка протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом подросток формирует свой Я – образ на основании того, как о ней думают, как оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, подросток принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой Я – образ, подросток социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
1. М.В. Салтыкова- Волкович «Социализация подростков в сфере неформального общения».- ГрГУ 2003 год
2. «Энциклопедический социологический словарь»\ Под ред. Г.В. Осиповой. – М.:ИСПИРАН, 1995. – С.686.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. – М: ACADEMIA, 1999.- 184 с.
4. Энтони Гидденс «Социология» (электронный вариант)
5. Курсовая работа «Социализация подростков» МАИ, Москва 1996год (vipreferat. ru)
6. П.С. Самыгин «Девиантное поведение молодёжи» Ростов - на - Дону «ФЕНИКС» 2006г.
7. В.Г. Немировский «Общая социология» Ростов - на - Дону «ФЕНИКС» 2004г.
8. А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин « Социология»; «Питер» 2006г.
9. А.Н. Елсуков «Социология» Минск, ТетраСистемс,2004г.
10. С. И. Ожегов « Словарь русского языка» Москва «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1988г.
11. Э. Дюркгейм « Метод социологии» - Киев; Харьков, 1899г.
12. Кравченко А.И. Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
13. Анфалова И.В. « Особенности и противоречия социальной адаптации подростков девиантного поведения: социологический анализ». (статья) Екатеринбург 2007 год
14. Налчаджян А.А. « Социально – психологическая адаптация личности» Ереван, 1988 год
15. Кон И.С. «Социология личности» М., 1967