Заметки социолога
На распутье
Автор: Виталий Вадимов
Мир на распутье. В нем идет борьба. Борьба сил разъединяющих, деструктивных и объединяющих, конструктивных.Незримые весы могут, к моему глубокому сожалению, перевесить в разрушительную сторону.
Распространение в планетарных масштабах эгоцентристкой идеологии потребительского общества все больше способствует нарастанию глобального кризиса. Отсутствие серьезной содержательной политики: социальной, международной, экономической; преступность и коррупция; проведение радикальных реформ; сращивание бизнеса и власти; криминальная приватизация; отсутствие открытого общества; усиление националистической автократии; применение армии во внутренних конфликтах; ведение бессмысленной и кровопролитной войны - все это ставит перед нами вопрос о будущем общественном устройстве.
Еще недавно, может быть,10 лет назад нам казалось, что цивилизация развивается прогрессивным поступательным путем. А что мы видим сегодня? Мир раздирают противоречия.Крушение "коммунистического" общества. Рост терроризма. Противостояние "востока" и "запада". Глобальные катастрофы. Мы живем под угрозой страшных болезней. Наркотики разрушают молодое поколение.
Мы уже научены горьким 80-ти летним опытом, что все попытки исправления, которые начинались именно с социальной сферы, с исправления следствий, а не причин - не имели никакого серьезного основания и, в конце концов, оказывались очередной иллюзией. Чисто социальные трансформации не привели нас к установлению истинной стабильности и процветания общества. Мировая депрессия нарастает. Что дальше? - спрашиваем мы себя.
Трудно ответить на этот вопрос. Слишком много неизвестных в нашем уравнении. К сожалению, и социология сегодня не дает ответ на этот вопрос. Вообще, социология, как и философия, психология и культура в целом, демонстрирует общую усталость. Очевидна ограниченность понимания социологами нового века социальной трансформации. Прежние теории социальных перемен и модернизации оказались несостоятельны перед лицом общественного кризиса. Не произошло и слияния конкурирующих теорий в единую научную систему с единым понятийным аппаратом и методологией.
Обнадеживает только одно. Есть силы конструктивные, объединяющие, вселяющие надежду. В 1977 К.Уилбер впервые встал на путь интеграции, согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания".
В 1995 Г.Хакен , а затем и ряд российских исследователей: С. Капица , С. Курдюмов , Г. Малинецкий и В. Степин выдвинули синергетический подход: несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах. Л. Собчик и Б. Базыма подняли вопрос о духовности общества.
В 2004 М. Лайтман представил цельный интегральный подход в науке, сформулировав открытую систему мировосприятия, основанную на многовековых исследованиях ученых каббалистов. Сегодня происходит интеграции этих знаний в мировую науку, которые содержат в себе анализ открытой системы мировосприятия и сопоставление ее с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, включая социологический аспект.
Согласно интегральному подходу, самым фундаментальным фактором, определяющим поведение человека, является стремление удовлетворить его жизненные потребности. А поскольку все поведение человека - эгоцентрично, то на пути у одних людей оказываются другие - как препятствия, причем препятствия активные, имеющие свои интересы и стремящиеся удовлетворить только их. Мы видим, что вся история человечества - это борьба между людьми, их объединениями, народами и странами. Поэтому человек во всех своих связях с обществом изначально постоянно ошибается и ушибается.
Новый интегральный подход выдвигает вперед высший человеческий фактор, то есть способность человека преодолеть свой эгоцентризм.Если высший фактор перевесит природный эгоизм - это будет настоящая внутренняя и внешняя революция. Человек станет любящим, ощущающем ответственность за других и мир в целом. Его вектор силы станет созидающим, а не разрушающим. Он сможет стать интегральной частью общественной жизни, упреждать или сдерживать нежелательные и опасные тенденции природных, экономических и политических сдвигов и содействовать желательным.
Также и в социальной науке, связав наше исследование с общим законом природы, мы вернемся к точке, на которой рассталась в свое время философия и религия с каббалой (читай: открытой системой мировосприятия) и пойдем в будущее с всеобщей интегральной наукой, которую так ищут социологи, психологи и мыслители настоящего.
Неужели мы останемся равнодушными к такой перспективе? Я, думаю, что нет. Но где уверенность в том, что это научно - выверенный подход? Где гарантии, что он выведет нас из хаоса? Почему мы должны ему доверять?
Гарантией может быть только наш выбор. Можно оспаривать любой подход. Но давайте сделаем ставку на конструктивные силы, которые уже действуют.
22-е июня 1941 - было предостережением.
11-е сентября 2001 - симптомом.
26-е декабря 2004 - первое веяние, нарастающего хаоса.
Неужели мы будем сторонними наблюдателями?
Литература:
1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии.
(#"#">#"_Ref90639702">3. Генон Р. Кризис современного мира.
(#"#">#"#">#"#">#"_Ref90639732">9. Собчик Л. Проблема духовности в психологии. (#"#">#"#">#"_Ref90640030">13. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов. (http://sociology.extrim.ru/yadov_transf.htm)