Женщины в истории науки
Содержание
Введение
1. Взгляд в прошлое: проблемы и достижения женщин в науке
2. Дискриминация женщин в научной среде
3. Эмансипация женщин в науке
Заключение
Список литературы
Введение
Наука – сфера человеческой деятельности, функции которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности. Ее непосредственные цели – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Путь в третье тысячелетие цивилизованный мир прокладывает через открытие новых возможностей и решительный отказ от всех форм дискриминации и барьеров, мешающих человечеству полноценно реализовывать свой творческий, духовный и интеллектуальный потенциал. Россия, переживая радикальные социально-экономические перемены, также движется по этому пути, на котором ее ждет решение многих проблем. Одной из таких проблем, имеющих длительную и трудную историю, является профессиональное положение женщин в науке и высшей школе. В целом, оглядываясь назад, в ХХ век, можно с удовлетворением утверждать, что успехи России в образовании женщин и продвижении их в науку огромны, особенно, если учесть, что до начала прошлого века дискриминация российских женщин в этой сфере была официальной государственной политикой, которую поддерживали политические деятели, большинство представителей научно-образовательной сферы, церковь [9].
Изучая историческое прошлое для выяснения вклада, который внесли в развитие науки женщины, можно отметить: женское дарование в других сферах общественной жизни проявились значительно шире, чем в области научного творчества.
В науке достижения женщин долгое время оставались скромными. До начала новейшей истории трудно отыскать фундаментальные научные труды и великие открытия женщин, которые положили бы начало принципиальным изменениям в "стиле мышления эпохи".
Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (занятие наукой).
Предмет данной работы является женщина как деятель науки.
Объект – вклад женщин в историю науки.
Цель данной работы является исследование становления женщины-ученой.
Задачи:
- выявить историю становления женщины-ученой;
- рассмотреть дискриминацию и эмансипацию женщин в науке.
1. Взгляд в прошлое: достижения женщин в науке
Наука отличается своей объективностью, способностью проникать в сущность вещей и процессов. Поворотные вехи в развитии науки отмечаются не только великими открытиями, но и выдающимися именами их творцов.
Женщина в научных исследованиях, вопреки утверждению некоторых ученых мужей, играла большую роль, хотя ее деятельность всегда была связана с определенным риском [3. С.75].
Еще в античные времена было немало женщин, проявлявших себя в науке. Это Гипатия из Александрии (370— 415 гг.), женщина — математик, астроном и философ-неоплатоник. Преподавала она в Александрийском музее, куда съезжались студенты со всего света, чтобы послушать ее лекции по математике, астрономии, механике, философии. Вместе с отцом-математиком и астрономом Теоном занималась пересмотром и совершенствованием евклидовой геометрии. Они впервые изобрели устройство для дистилляции воды и измерения ее уровня. Гипатия стала жертвой религиозного фанатизма христиан и была растерзана толпой. На нее до сих пор ссылаются, как на единственного представителя "слабого пола" в истории математики [2. С. 103].
Первыми ботаниками были женщины. Они собирали травы, связывали созревание растений с астрономическими явлениями (сменами фаз Луны, появлением звезд).
Пифагор слыл философом-феминистом. В его школе среди преподавателей и студентов было около 30 женщин. Особенно известна космолог Теания (жена Пифагора), занимавшаяся математикой, физикой, медициной.
В философскую школу Эпикура (Афины, около III в. до н.э.), в академию древнегреческого философа Платона женщинам был обеспечен равный с мужчинами доступ.
В конце средних растет престиж образования при одновременном ограничении доступа к нему женщин. Ученые раннего Ренессанса отвергали все достижения средних веков, так были преданы забвению и женщины-ученые Средневековья. Тем не менее, преемственность среди женщин-ученых сохраняется. В этот период наиболее известными женщинами-учеными становятся дамы из аристократических кругов, где от женщин ожидали не только красоты, но и ума, а игнорирование женщиной научных достижений считалось дурным тоном [2. С.105].
В эпоху Средневековья было известно имя аббатисы Хильдегард (1098—1179). Она оставила описание 230 видов растений и 60 видов деревьев, птиц, рыб, камней, металлов; теологические трактаты, книги по медицине, энциклопедию. Как ни странно, но церковь причислила ее к лику святых.
XVII в. — век научной революции, когда бурно растет всеобщий интерес к науке, в том числе у женщин. Появился первый женский периодический журнал в Англии "Female spectator" (1744 г.), который был подготовлен Элизой Хэйвуд. Издание было популярно не только в Англии, но и в Северной Америке.
Выдающимися женщинами английского общества считались Анна Конвей, Маргарет Кавендиш и Мэри Монтегю. Герцогиня из Ньюкасла М. Кавендиш всю жизнь боролась за свое признание среди мужчин и наконец-то стала членом Лондонского королевского общества (1667 г.). Она была активным популяризатором наук. Анна Конвей занималась естественными науками и математикой.
Мэри Монтегю ввела в практику вакцинацию населения против оспы в Британии. Потом это распространилось и в других странах. Постоянно одеваясь в мужское платье, Мэри закончила медицинскую школу в Эдинбурге и стала выдающимся хирургом. Работала на Мальте, в Крыму в 1857 г.
Аристократка Мартина де Бузолле — первая женщина-геолог. Она изучала математику, химию, механику, гидравлику.
Каролина Гершель из Ганновера в 1783 г. открыла три новые туманности. Она помогала брату исследовать двойные звезды, а затем открыла сама несколько новых звезд и еще 14 туманностей. 1 августа 1786 г. она обнаружила новую комету, о чем информировала Лондонское королевское общество. В возрасте 75 лет завершила описание туманностей, за что в 1828 г. получила золотую медаль Королевского астрономического общества (Англия), почетным членом которого стала в 1835 г [10].
Ада Лавлейс, дочь Байрона, была математиком. Вместе с мужем, графом Лавлейс, они создали механическую вычислительную машину — прообраз современного компьютера.
Известны имена Ирен Жолио Кюри, Марии Склодовской-Кюри, работавших над проблемой радиоактивности. М. Склодовская-Кюри, вместе с мужем Пьером Кюри, открыли полоний и радий, исследовали радиоактивные излучения. М. Кюри открыла также радиоактивность тория.
Немало было женщин, занимающихся наукой и в России. В XVIII в. во главе отечественной науки стояла Е. Р. Дашкова (1744—1810). Она была одновременно директором императорской Академии наук в Петербурге и президентом Российской Академии — научно-исследовательского центра гуманитарных наук по изучению русского языка, древнерусской словесности, отечественной истории. Е. Дашкова приобрела славу самой образованной женщины своего времени: организатор российской науки, писатель, педагог, натуралист, филолог, композитор, знаток живописи. Н. Добролюбов говорил о ней, как о своеобразном "двигателе" прогрессивных идей. [3. С. 78]
Софья Ковалевская (1850—1891) — математик, талантливая писательница, первая женщина — член-корреспондент Петербургской Академии наук. Она вела исследования в области математики, механики, астрономии и была удостоена премий Парижской Академии наук и Академии наук Швеции.
Из современных ученых особо выделяется Бехтерева Наталья Петровна (1924), работающая над проблемами физиологии психической деятельности, структурно-функциональной организации и биоэлектрической активности головного мозга в патологии [1. С.17].
На протяжении тысячелетий мужчины доминировали во всех сферах общественной жизни, а женщины занимали подчиненное положение. С момента формирования в XVIII в. высших учебных заведений дискриминация женщин в сфере высшего образования являлась официальной государственной политикой вплоть до начала XX в. Долгие годы государственные высшие учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Состав студенчества жестко регулировался по признаку пола. Вопреки протесту общественности России ее власти были принципиальными противниками совместного обучения мужчин и женщин в средней и высшей школе.
Только отдельным женщинам удавалось достичь вершин власти, и надо признаться, что они неплохо справлялись со своими обязанностями – вспомним хотя бы королев Елизавету I и Викторию и императрицу Екатерину II, царствования которых были одними из самых успешных в истории Англии и России. Наука таких исключений не знала. Первой женщиной, научные достижения которой в своей области не уступали высшим достижениям мужчин, была Мария Склодовска-Кюри. Можно было бы думать, что главной причиной, препятствующей появлению женщин – великих ученых, являлось то, что в прошлом даже женщины, принадлежавшие к высшим слоям общества, были практически лишены возможности получить фундаментальное образование, без которого серьезные занятия наукой практически невозможны. Сейчас это препятствие исчезло – среди людей, получающих высшее образование в России, доля женщин превышает долю мужчин. Неуклонно растет также доля женщин среди рядовых научных работников (с 1988 по 2000 г. она увеличилась с 40 до 55 %). В то же время в 2003 г. в Российской академии наук доля женщин составляла 2% среди действительных членов и менее 3,5 % среди членов-корреспондентов, а в Президиуме РАН не было ни одной женщины [7].
Против доступа женщин к высшему образованию и занятиям наукой выступали как политические деятели, так и мужчины-ученые.
Многие мужчины, особенно в ученых кругах, — писал А. Бебель, — выступают против университетского образования женщин потому, что они боятся принижения науки, престиж которой должен будто бы пострадать, если женщины получат возможность посвятить себя научным занятиям. Они видят в научных занятиях особую привилегию, которая должна быть доступна лишь избранникам мужского пола.
Таким образом, как официальная позиция государственных мужей, так и мужчин-ученых российского научного сообщества долгие годы препятствовала полноправному включению женщин в систему высшего образования и науки. Однако были и исключения из сложившейся ситуации. Нельзя не отметить, что среди части либерально настроенной российской профессуры наблюдалась обеспокоенность сложившимся положением и искреннее стремление к развитию равноправного участия женщин в научно-образовательной сфере. К числу феминистски настроенных мужчин можно отнести таких выдающихся ученых, как А. Н. Бекетов, А. Н. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др. [1. С. 19].
В противовес активной позиции передовой части русской интеллигенции, отстаивавшей права женщин на образование, государственная политика носила активно дискриминационный характер. Доминирующей в то время тенденцией оставалась тотальная дискриминация женщин в сфере государственного высшего образования и науки.
Одним из реальных следствий этой политики российских властей явилась эмиграция женщин в западноевропейские страны в целях получения высшего образования и приобщения к научным занятиям. Уезжали обучаться прежде всего в университеты таких стран, как Швейцария, Франция, Германия.
Равные права с мужчинами (понимаемые как равный доступ женщин-россиянок к научным занятиям) "мирно" соседствуют с феноменом дискриминации, ограниченного представительства женщин в органах управления наукой, в частности, научными фондами – новейшими организационными структурами современной науки. В качестве примера можно привести Совет Российского фонда фундаментальных исследований как его высший руководящий орган, где из 28 его членов нет ни одной представительницы слабого пола, или же Совет Российского гуманитарного научного фонда, в котором из 27 его членов только одна женщина (Т. И. Заславская) [1. С.22].
Женщины, решившие посвятить свою жизнь науке, до сих пор сталкиваются со множеством проблем. Такой вывод сделали американские ученые на основе недавно проведенных исследований. Невзирая на крупные достижения, научные учреждения используют далеко не весь потенциал женщин.
Джо Ханделсман, руководитель исследования из университета Висконсин-Мэдисон, выделяет четыре проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются женщины. Во-первых, это отсутствие карьерного роста – в инженерии и физике, например, ученая степень дается женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не дает возможности продолжать научную карьеру.
Во-вторых, это недружелюбная атмосфера в коллективе. Многие женщины, бросившие заниматься наукой, заявляют, что к этому их вынудило враждебное отношение коллег. Согласно исследованиям, ученые мужи этого не ощущают и свято верят, что "обстановка более благоприятна для женщин".
Еще одна проблема — это неосознанная предвзятость. Очень часто работа оценивается хуже, если известно, что ее автором является женщина.
Наконец, последняя помеха — это семья. Как правило, домашние обязанности целиком и полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени [6].
3. Эмансипация женщин в науке
Смысл повседневных событий жизни, как правило, не осознаётся сразу, хотя многие из них по своей значимости служат предвестниками глобальных изменений в жизнедеятельности людей, вехами, указывающими стратегическое направление развития человечества. Именно к таким явлениям можно с полным основанием отнести процессы, связанные с эмансипацией женщин.
Эмансипация – освобождение от какой-либо зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах.
Эмансипация женщин - процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального[5. C. 96].
Женская эмансипация характеризуется как один из наиболее проблемных аспектов индустриальной фазы общественного развития, а феминизм XIX века определяется как объединение женщин с целью достижения полного и фактического равноправия с мужчинами. Процесс интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности в XIX - начале XX вв. был крайне противоречив и мучительно труден [4. С. 25].
История завоевания женщинами паритета не носила характера непрерывного, поступательно– восходящего процесса. Заметно увеличение численности женщин в науке с конца XIX в. примерно до 1930 г., что совпало с первой волной феминистского движения в большинстве стран Европы и Северной Америки. Однако в последующие годы наблюдался спад числа женщин в сфере науки и образования. В США, например, доля женщин среди студентов вузов в 1920 г. составляла 47%, затем их относительное количество упало и было восстановлено лишь к 1976 г. Далее наметился рост числа женщин в науке и технике. В США, например, в период с 1978 по 1988 гг. доля женщин возросла с 9 до 16% от общего числа ученых и инженеров, занятых в сфере НИОКР. Здесь подавляющее большинство женщин занято научно-исследовательской работой (86%) и только 14% – инженерной деятельностью.
В отличие от США и других западных стран, где в отдельные периоды доля женщин в сфере науки существенно снижалась, в советской России процесс феминизации науки носил устойчиво поступательный характер. Статистические данные свидетельствуют, что тенденция увеличения доли женщин в научных кадрах сохранялась на протяжении всей истории развития отечественной науки, а в отдельные периоды темпы роста соответствующих показателей опережали таковые для мужчин [1.С. 20].
В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в статье 5 сказано: "Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью... изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин...".
Исходя из этого положения, несомненно, и самим женщинам следует изменить свою роль аутсайдера в науке. Для этого необходимо прежде всего, используя все средства, в том числе и СМИ, широко пропагандировать феминологию, что будет способствовать достижению равноправия с мужчинами в современном обществе и в науке. Должен идти процесс гуманизации, смягчения нравов в научной сфере, внесение в научную деятельность общечеловеческих ценностей, повышение ответственности руководителей-мужчин за объективную оценку работы научного коллектива.
Поскольку мужчины и женщины по-разному воспринимают мир, их научные открытия отражают разное восприятие действительности, то необходимо учитывать эти особые женские качества.
Рост самосознания женщин и осознание ими своей роли в науке принесет, несомненно, большую пользу и самому обществу [3. С.79].
В современной науке реально проявляет себя тендерная асимметрия. Женщины чаще проявляют себя в биологии, медицине, истории, филологии и др., а мужчины — в математике, физике, электронике, промышленности и др. Однако следует помнить, что женские открытия в науке чаще связаны с сохранением природы, а мужские открытия — с ее разрушением, гипертрофией техницизма и дегуманизацией социума. Уже сейчас можно слышать, что женские научные исследования приближают нас к истинному познанию.
Женщины-ученые должны быть интеллектуально независимыми, инициативными, энергичными, не боящимися трудностей и риска.
Немаловажным фактором для интеллектуальной деятельности женщин является ликвидация двойной нагрузки за счет активного участия мужчин в решении домашних проблем. При таком условии женщины смогли бы проявить свою независимость, способность принимать решения, отстаивать свое мнение.
Заключение
Мировая история женского труда красноречиво свидетельствует, что те сферы деятельности, которые в силу разных обстоятельств становятся малопрестижными и низкооплачиваемыми, со временем феминизируются.
Итак, не только мужчины обеспечивали развитие науки, но и женщины внесли свой вклад в самые разнообразные ее отрасли. Однако на протяжении всей истории женщины–ученые не столь известны и прежде всего из-за господствующей патриархатной идеологии. Для того чтобы женщины-ученые заняли достойное место в науке, необходимо кардинальное социокультурное изменение в современном мире, в том числе и в России.
Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой (занятие наукой).
Инвестиции в женские способности и таланты весьма переспективны. Такой точки зрения придерживается Элис Хоган, директор специальной программы Национального научного фонда, разработанной для анализа результатов усилий по продвижению женщин в науке. Вложения несомненно окупятся, уверена Хоган. Чем больше будет творческих, талантливых и уважаемых преподавателей и исследователей, тем привлекательнее для студентов станут области науки, которые, как казалось ранее, закрыты для женского пола[10]. Отрадно, что в печати всё же начали появляться статьи о сущности гендерного равноправия. Женщинам и мужчинам пора уже прекратить этот безнадежно затянувшийся спор: кто хуже и кто лучше, кто глупее и кто умнее. Нет ни глупых, ни умных, есть разные!
1. Агамова, Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко-научны и науковедческие аспекты (К 150-летию со дня рождения С.В. Ковалевской) [Текст]/ Н.С. Агамова, А.Г. Аллахвердян// Вопросы истории и естествознания. – 2000. – №1. – С.17-23.
2. Богданова, И. Ф. Женщина в науке: вчера, сегодня, завтра [Текст] / И.Ф. Богданова// Социологические исследования. – 2004. - №1. – С.103 –112.
3. Зуйкова, Е. М. Феминология [Текст]: Учебное пособие / Зуйкова Е. М., Ерусланова Р. И. — М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2001. – 248 с.
4. Оганесян, С.С. Эмансипация женщин. Причины и следствия [Текст]/ С.С. Оганесян// Представительная власть. – 2005. - №4. – С.25-28.
5. Садовая М.В. Гендерология и феминология [Текст]: Учеб.-метод. пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 101 с.
Ресурсы Интернет
6. "В науке женщин дискриминируют": национальный доклад// Точка доступа: http://orange.strf.ru/client/doctrine
7. Ельяшевич, А. М. Дискриминация женщин в научной среде: исторические истоки, современное положение и пути преодоления
8. Портрет и статус женщины-ученого// Точка доступа: http://www.ng.ru/science/2006-11-22/15_portret.html. – 15.09.2010.
9. Российские женщины в отечественной науке и высшей школе: история и современность [Электрон. ресурс]
10. Семенов, А. О роли женщины в истории// "WWWoman" – Точка доступа: http://newwoman.ru. – 15.09.2010.